Сторонники применения пестицидов, прежде всего производители сельскохозяйственной продукции, считают, что современные пестициды обладают рядом преимуществ по сравнению с ранее применяемыми средствами борьбы с вредителями и сорняками. Действительно, многие пестициды (ДДТ и другие хлорированные углеводороды и органофосфаты) спасли миллионы жизней от передаваемой комарами малярии от бубонной чумы, распространяемой крысиными блохами; от тифа, разносимого платяными вшами и блохами; от сонной болезни, передаваемой мухами це-це, и от других заразных болезней.
Благодаря применению пестицидов увеличивается объем производства продовольствия и снижается его стоимость. Например, при выращивании кукурузы без внесения пестицида триазина ее урожайность падает примерно на 8 %, а цена кукурузной продукции повышается на 31 %.
По сравнению с альтернативными средствами пестициды действуют быстрее и эффективнее. Их можно относительно долго хранить. Они легко транспортируются и при соблюдении агротехнических правил наносят минимальный ущерб живой природе.
В последнее время активно ведутся научно-исследовательские работы по синтезу безопасных и эффективных средств защиты культурных растений от сорняков и вредителей. И некоторые подобные средства уже найдены, и к ним можно отнести пиретроидальные инсектициды, обладающие сравнительно невысокой токсичностью и эффективны при относительно малых дозах, и их период устойчивости небольшой – время их полного разложения составляет всего несколько дней.
Защитники окружающей среды в отличие от заинтересованных лиц в применении пестицидов приводят свои экологически обоснованные аргументы. Они считают, что их широкомасштабное применение сопровождается опасными последствиями. Например, при той или иной обработке пестицидами погибает большая часть вредителей, но у выжившей оставшейся части вырабатывается более сильный иммунитет – высокая сопротивляемость к применяемому химическому препарату. Небольшая часть выживших насекомых-вредителей и болезнетворных организмов (с относительно небольшим периодом размножения) в течение непродолжительного времени может произвести огромное потомство, устойчивое к пестицидам. Наблюдения показывают: к 1990 г. генетическая сопротивляемость одному или нескольким пестицидам проявлялась у 70 видов сорняков, 50 видов плесени и 10 видов грызунов. Некоторые виды малярийных комаров стали устойчивыми к пестицидам: ДДТ, линдейну, диэлдрину и др., – что послужило причиной роста повторяющегося заболевания малярией в период с 1970 по 1988 г. в 84 южных странах тропических и субтропических широт.
Многие инсектициды убивают не только вредителей, но и их естественных врагов (хищников и паразитов), которые могли бы контролировать популяции вредителей. Без естественных врагов быстро воспроизводящиеся популяции вредителей могут восстановиться в прежней численности в течение нескольких дней или недель после обработки пестицидами.
До вредителей доходит не более 10 % пестицидов, распыляемых самолетами, вертолетами или наземной техникой. А это означает, что большая их часть рассеивается в воздухе, осаждается на почве, в реках и водоемах и частично попадает в продукты питания, а вместе с ними и в организм человека и животных, например, пингвинов, обитающих в северных широтах, казалось бы, далеких от цивилизации местах.
Попавшие в атмосферу пестициды, особенно, разбрызгиваемые самолетами и вертолетами, могут переноситься ветром на большие расстояния. После осаждения на почву и проникновения в глубину они доходят до грунтовых вод. Анализ показал, что в 38 штатах США незначительные концентрации более 70 видов пестицидов и их производных обнаружены в грунтовых водах.
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, ежегодно отравляется пестицидами миллионы человек, из которых от 3000 до 20 000 умирают. Большая часть отравленных и умерших – производители сельскохозяйственной продукции развивающихся стран, где не всегда и не везде соблюдаются меры безопасности применения пестицидов. Даже при соблюдении таких мер отравления неизбежны – например, в США ежегодно отравляются пестицидами более 300 тыс. человек, занятых преимущественно в сельском хозяйстве.
Остаточные следы почти 500 из 700 активных ингредиентов, используемых для производства пестицидов, обнаружены во многих пищевых продуктах. В результате лабораторных исследований установлено, что пестициды: ДДТ, алдрин, диелдрин, гептахлор, мирекс, эндрин и др. – вызывают рак печени подопытных мышей. Относительно высокая концентрация ДДТ и его производных выявлена в организме людей, умерших от раковых заболеваний, цирроза печени, гипертонии и других болезней. В 1987 г. в США были опубликованы результаты многолетних исследований: активные ингредиенты 90 % известных фунгицидов, более 60 % всех гербицидов и около 30 % всех инсектицидов могут вызвать раковые заболевания. В 1970-х годах в этой стране были приняты законы, запрещающие производство и применение свыше 40 видов пестицидов, представляющих угрозу здоровью человека. В их число вошли хлористые углеводородные инсектициды, несколько карбанатных и фосфорорганических инсектицидов и гербициды: 2,4,5-Т и силвекс. Однако принятые законы не всегда и не везде исполняются.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 2-е изд., М.: Директ-Медиа, 2017.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Степан Харланович Карпенков |