Дневник вел и отец Великого Князя Константина – Великий Князь Константин Николаевич. Так он подробно описывает очень интенсивную работу в Крестьянском комитете, для чего ведет переговоры со всеми членами Комитета: «3 июля 1859 г. Стрельна. После обедни долго говорили с Ростовцевым про крестьянский вопрос, который, слава Богу, кажется, хорошо идет... Вечером сидел с Милютиным и долго говорил... и про крестьянство» Отец К.Р. был уникальным человеком. В современной России проводятся Константиновские чтения в его честь. Именно он все сделал для того, чтобы издавались произведения писателя Н.В.Гоголя и чтобы цензура их не исковеркала. Это лишний раз доказывает, какой вклад внесли все Романовы в развитие и укрепление культуры и искусства на Руси.
Симоново-Канонитский монастырь. Май. 31. 1879 г. Снялись с якоря в 1 ч. пополуночи. В 4 ч. были в Псерети, съехали на берег. Возвышалась недалеко от берега каменная церковь, окруженная древними развалившимися стенами генуэзской крепости. Доносился благовест, на пристани встретили нас монахи в облачениях, с крестом и святой водою. Повели нас в церковь, отслужили краткий молебен. Все мы потом пошли за гору смотреть древний храм. По дороге настоятель говорил нам, каким образом очутился здесь монастырь. В древности пришли в Абхазию проповедовать христианство Андрей Первозванный и Симон-Зилот, называемый также Канонитом, ибо Христос был на его свадьбе в Кане Галилейской. По преданию Апостол Симон основал здесь церковь на берегу реки... и тут умер и был погребен. В нынешнем столетии с Афонского монастыря пришло сюда, в Псерети, несколько монахов. Они основали церковь и школу для маленьких абхазцев. В последнюю войну все это было разрушено. Но, по заключении мира, монахи вернулись, в 3 месяца сами выстроили каменную церковь, где мы и были, и снова заведут школу. Слышен был шум реки, нам ее не было видно за густою растительностью; кругом возвышались горы, сплошь покрытые лесом. Вот увидели мы огромный, развесистый орешник, за ним открылся сложенный из тесаного камня, полуразвалившийся и покрытый плющом и вьющимися растениями древний храм византийской постройки; тут по преданию и погребен Апостол Симон. Над куполом входной части церкви растет огромная смоковница - ствол ее внутри, между стен здания. Мы вошли в церковь. Купол обвалился, пол зарос репейником, и красиво по стенам вьется плющ... К моему восторгу, удивлению, по стенам видны остатки древних красок; на западной стене, против алтаря и над дверью видны остатки стенной живописи Образа Успения Божией Матери...
При чтении дневника поэта-христианина К.Р., складывается убеждение, что жизнью Князя и Поэта ведет некая могущественная рука. Не «судьба», не «логика событий», а именно Промысел Божий о нем, как и о каждом смертном человеке. Только через веру и дела этот Промысел необходимо уяснить и принять, положившись в волю Божию. Этот Священный Промысел или Всеведение Божие открывается, в том числе, и через факты жизни и думы человека. Гораздо позже становится ясно, почему именно так, а не иначе произошло то или иное событие, и какое они имеют значение для жизни личности.
Новороссийск. Июнь. 1. 1879 г. Утром стали на якорь в Новороссийской бухте. Кругом зеленые горы однообразного наводящего уныние вида. Пристань страдает от жестокого «бора», особенно зимой. В 48 году на этом рейде во время шторма от «бора» погибла шхуна «Струя», пошедшая ко дну под напором (?) ледяной коры. Очень неважное место для якорной стоянки. Погода чудная, очень тепло. Мне так хорошо было на душе при мысли завтра быть в Орианде. Я так люблю вид Ялты и Ялтинского рейда, запах лавров, крутые скалы Ай-Петри. Когда грустно, мне приятно вспоминать все это, особенно склон горы к морю за Ялтой, так становится хорошо на сердце…
Почему в нашей современной жизни так мало вдохновительного и гармоничного? Ответ прост – потому что мало поэтов по внутренней жизни, мало духовности, мало послушников Небесной Истины и Гармонии. Немало пиитов писали, пишут и будут писать о Церкви, вере, о Боге, но главное не в этом, а в воздействии стихов о Руси, о Боге, о самом важном – смерти, жизни, радости, гневе, равнодушии и т.д. на человека, ибо тем для Поэзии безконечно много, и нужно их отразить так, чтобы оживала и воскресала человеческая душа. Очевидно, что на такое воздействие способна только Божественная, чистая, церковная душа. Великий поэт А.А.Фет писал: «В истинных художественных произведениях я под содержанием разумею не нравоучение, наставление или вывод, а производимое ими впечатление». А впечатление зависит от многих факторов. Прежде чем рождается стих, он проходит длительное внутреннее созревание, словно маленькое зерно в земле, потом слабый решительный побег, свет и рост не без риска погибнуть, пошло цветение и вот он – красивейший плод! Как и в природе, все творимое должно нести печать величавости. Немало стихов есть и красивых, и стройных, и с разумным и тонким изложением, и даже чувствуется внутренний огонь, но нет величия – и все мельчает, скисает и быстро забывается. Как научиться величать? Вспомним слова Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа и обрадовался дух Мой о Боге Спасе Моем». Величавость стиха происходит не от умения и мастерства, но от того, величает ли душа поэта Господа словом и всей жизнью, если да, то Бог дает величие такой душе, и она поет это величие и наслаждается им непрестанно, хотя бы люди внешне видели другое.
Орианда. Июнь. 3. 1879 г. После завтрака говорили про «тяжелые переживаемые времена». Я утешал, говоря, что не клином свет сошелся, что жили люди и живут, и долго еще будут жить. Говорили про процесс Соловьева, покушавшегося на жизнь Государя, и про его казнь 27 мая.
О несчастном Соловьеве можно сказать следующее – вначале весьма религиозный, разочаровавшись в христианстве, в 1876 году примыкает к тайному обществу «Земля и воля». 2 (14 апреля) апреля 1879 года в понедельник Святой Пасхи совершает злодейское покушение на Императора Александра II, который совершал свою обычную утреннюю прогулку в окрестностях Зимнего дворца без охраны и без спутников. Все выстрелы прошли мимо Царя. Характерно, что сам Соловьев так сообщил на суде о себе: «Александр Константинов Соловьев, дворянин, отставной коллежский секретарь, 33 лет, крещен в православной вере, но религии не признаю». Следствием установлено, что Страстную Пятницу и Пасху Соловьев провел у… проститутки. Перед казнью он отказался от напутствия священника… В память об избавлении Государя от смертоубийства Соловьевым в 1879-1882 годах на восьмой версте Шлиссельбургского тракта (ныне - проспект Обуховской Обороны) была выстроен каменный храм во имя Смоленской иконы Божьей Матери). За спасение Государя и поимку покушавшегося была учреждена медаль «За спасение», отлитая из золота (награждено 6 человек) В сентябре 1934 года Смоленская церковь была закрыта и снесена. Ныне на этом месте находится сквер…
Июнь. 4. 1879 г. Читал дело государственного преступника Соловьева и описание его казни. Это произвело на меня тяжелое впечатление, даже голова разболелась...
Орианда. Июнь. 5. 1879 г. Последний день здесь. Когда-то я милый Крым снова увижу. Дай Господи, мне быть тогда по крайней мере не хуже, чем я теперь.
Николаев. 7. Июнь. 1879 г. В 11 утра были в Буге у Спасской пристани. Большая встреча, адмиралы в мундирах, цветы, ворота, надпись «добро пожаловать» и т. д. - все как следует... Отправился с Корнаковским странствовать по городу. Были в ремесленном училище; в приюте для стариков, старух и детей, устроенном обществом; в девичьем пансионе и Константиновской школе грамотности. Потом я поехал на кладбище; мне хотелось побыть на могилах моей первой учительницы Елизаветы Ивановны Ильиной и моего милого Гавришева, умершего от слома раненой ноги в лазарете Мама. Я помолился на его могиле, просил его умолить Бога послать Мама здоровья и счастья. И мне казалось, что душа Владимира ближе ко мне. - Дома узнал, что отъезд наш отсюда отложен до завтра. Не могу выразить, как это меня расстроило; я так надеялся покончить с утомительными и скучными осмотрами всяких заведений и мастерских. Я взял на себя, помолился Богу, чтобы спокойно перенести неприятность. Я молился и Гавришеву. И молитва мне замечательно помогла и подкрепила меня
Существует «Нотографический указатель произведений русских композиторов на стихи К.Р.». В этом длинном списке 301 автор! Более 70 стихотворных произведений К.Р. переложены на прекрасную музыку! Вы думаете, строку «Свеча горела на столе» написал Пастернак? Пастернака еще не было на свете, как она была написана К.Р.. Музыкальность стиха зиждется на созвучии слов и на внутреннем ритме. Но и этого недостаточно – если слова и ритм не будут охвачены вдохновением, стих на любую тему получится неубедительным и малоестественным, как бы умно и умело не был сконструирован. В каждом великом поэте поражает пламенение его души Небесным. Жар души, волнение сердца передаются другим и зацепляет невидимые внутренние струны. Настроение Вечного выводит человека из состояния повседневной обыденности и суеты, ведет в Царство Божие. Таково назначение Поэзии. Такова тайна искусства. Иные предлагают писать без упоминания имени Божия и прямого богословия, чтобы сам текст говорил о вечном и дивном, как говорится, сам за себя. Но много ли даже в нашей Русской литературе таких божественных по содержанию текстов? Их раз, два и обчелся. И дело даже не в том, применяет поэт или нет напрямую богословие, как Державин и Ломоносов в переложении святых псалмов вместе с другими великими, либо пишет без прямой ссылки на Божественный Авторитет, главное, чтобы вышло прикровенно, свято, тайнообразующе. Важен плод. А достойное воплощение Красоты и Гармонии всегда сопровождается музыкой, хоть бы она и не звучала и не была выражена в нотах. Чайковский слышал трепетание листвы, как музыку. Если бы смертный по телу, но по душе безсмертный человек был бы чутче и внимательнее к окружающему Божественному миру, к тому, что у него в душе, то истинных поэтов и музыкантов было бы гораздо больше, а, значит, мир был бы совсем другим в нас и вокруг.
На берегу Буга. 9. Июнь. 1879 г. В 4 ч. 45 м. уехали из Николаева. Мама по телефону просила насадить жасмин и резеду на могилу Гавришева. Я поручил это Казнакову, он обещал исполнить. Мама просила посадить именно эти цветы, потому что старушка воспитательница покойного видела во сне, будто он упрекал ее за то, что она не носит ему на могилу резеду и жасмин, его любимые цветы.
Земмеринг, Штадтгаген, Берлин, Либенштейн, Фридрихсгафен, Вильдунген, Альтенбург, Дрезден, Гмунден, Штутгарт, Наугейм, Франкфурт, Фрайбург, Баден-Баден – вот далеко не полный перечень немецких адресов К.Р., в том числе и под его стихами. Известно, что К.Р. лечился в Наугейме, который посещал поэт А.А.Блок. Вот такие схождения двух гениев Русской Поэзии. «Я встретил вновь тебя, поэт. Твои стихи - живые грезы. На твой чарующий привет Несу восторженные слезы», - эти слова Блока с полным правом относятся и к Августейшему К.Р.. Как и сыновья К.Р. Блок находился в первую мировую войну на фронте. И как К.Р., он не принял революцию, считая ее социальным экспериментом ненавистников России, за что и поплатился – революции не были нужны поэты, ведь революция – это вообще не поэтическое, а кровавое дело. Нередко можно увидеть такое афиширование поэта К.Р. – «блестящий поэт серебряного века» и т.п. Ни сам Блок, ни, тем более, К.Р. никак себя не относили к так называемому «серебряному веку», ибо они писал, как жили, и жили, как писали - не ради того или иного литературного направления, но дабы торжествовали над злобой Красота, Вера, Любовь. Тема же отношения К.Р. к Германии и к немецкому искусству особая и требует отдельного рассмотрения.
10. Июнь. 1879 г. В Харькове Папа был встречен временным генерал-губернатором Лорис-Меликовым. Мы с ним были втроем, он говорил Папа про нынешнее настроение харьковского общества и про революционно-социалистические общества. Мне понравились убеждения Меликова, хотя я мало читал и мало знаю, чтобы судить взгляды людей на управление. Все же внутренное мое чувство радовалось, видя, что в Харькове генерал-губернатор не принимает ни к чему не ведущих крутых неосторожных мер.
Москва. 11. Июнь. 1879 г. В 6 1/2 были в Москве. По обычаю, по приезде поехали поклониться иконе Иверской Божией Матери. Вокруг широкого крыльца ожидала нас и приветствовала радушным «ура» толпа народа. Войдя в часовню, положив два земных поклона, приложившись к образу и снова поклонившись в землю, я услышал церковное пение, а по выходе над головами мой слух снова обдало «ура» народа. Приятно было чувствовать связь, кажется несуществующую, между другими народами и их князьями. Я испытывал замирание сердца и радость, видя Красную Площадь, лобное место, Василия Блаженного, и тогда, когда под Спасскими воротами мы сняли фуражки, а человек на козлах, сняв шляпу, снял шапку и с кучера. Поселились мы в Малом Кремлевском дворце. У Папа здесь на каждом шагу детские воспоминания. После обеда он повез меня в Александрию, где тоже каждая комната напоминала ему детство и покойную сестру Александру Николаевну (тетю Анхен), с которой он был особенно дружен. Александрия принадлежала графу Орлову-Чесменскому и была куплена покойным Государем для Императрицы. Мы пошли и в сад. Папа хотел показать мне павильон, куда он в детстве бегал между уроками. Там теперь живет профессор Сергей Михайлович Соловьев, он очень болен, доктора говорят, что у него рак в печени. Мы зашли к нему и нашли его над рукописью истории Екатерины. Мы живем под одной кровлей с Чудовским монастырем, где лежат мощи Святителя Алексия.
Главной ценностью набожный Великий Князь Константин Романов считал благо России, русскую историю, которой он очень гордился и которую завещал хранить от искажений и лжи. Русская история должна быть освобождена от мимолетного и суетного, тем более, от того, что недостойно Святой Руси. Мы должны знать великих русских людей, которые протягивают нам руку помощи, чтобы все вместе идти по одному пути за Христом. Как и наши героические предшественники, мы все силы должны отдать служению России. Никто не должен думать, что нам нужна история только для самой истории, чтобы похваляться прошлыми подвигами и достижениями. Мы должны усвоить и трагические страницы истории России, как писал поэт Н.Рубцов, «Ее страдания и битвы», чтобы прожить жить не впустую, не напрасно, но с пользой, став хоть маленькой, но частичкой Святой Благоверной Руси. И, опять же, нам это нужно не для восхваления России и своего месте в ней, нет, но для того, чтобы дать и другим народам пример стояния в вере и в любви, чтобы оттянуть на как можно дольше приход безжалостного антихриста и спастись как можно большему числу жителей мира. Вот общечеловеческая задача России в веках.
12. Июнь. 1879 г. Князь Долгоруков прислал ко мне состоящего при нем Т.В.Мерлина - графа Уварова здесь нет, - и я по утрам ходил и ездил по Москве с Мерлиным. Сегодня я пошел в соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский; прикладывался к мощам и смотрел святыни и достопримечательности. Был во дворце, в Грановитой и Золотой палатах, в теремах, видел внутренние церкви... Мы подъехали с Папа на Антропологическую выставку, где комитет нас угостил завтраком. Потом мы осматривали выставку. Археологический отдел очень полон и интересен. Обедали у Долгорукова; я сидел подле Марьи Николаевны Мансуровой, племянницы Князя... Вечером были в Малом театре, на данном консерваторией представлении «Евгения Онегина» Чайковского, под управлением Н.Г.Рубинштейна. Роль Татьяны прекрасно исполнена ученицей Климентовой.
13. Июнь. 1879 г. Ходил поутру с Мерлиным в Патриаршую ризницу и Оружейную палату. После завтрака были с Папа на Антропологической выставке. Оттуда, опять с Мерлиным отправился в архив Министерства иностранных дел, где мне чрезвычайно действовал на нервы своим подобострастием директор архива барон Бюлер. Перед отъездом мы прогулялись по всем Кремлевским стенам; погода хорошая, вид на Москву был восхитителен.
Учредителем Константиновской медали был первый председатель Русского географического общества Великий князь Константин Николаевич – отец К.Р., в честь которого она и стала называться Константиновской. Вместе с медалью лауреаты получали денежные суммы с процентов от капитала в 5000 рублей, внесенных Великим Князем в декабре 1846 года. Награда присуждалась: «за полезные труды по географии: путешественнику, отличившемуся важностью своих открытий и изысканий, или же автору лучшего сочинения, преимущественно по части географии, этнографии и статистики России». Окончательное положение о медали относится к 1887 году. 30 января 1906 года Большой золотой Константиновской медалью был награжден лейтенант А.В.Колчак «за участие в экспедиции барона Э.В.Толя и за путешествие на остров Беннета». В период 1924-1929 годы называлась: «Высшая награда общества». Присуждение было прекращено после 1929 года. С 2010 года вручается вновь.
Москва. 14. Июнь. 1879 г. Утром видел Спаса на Бору, Василия Блаженного... Был в женском Страстном монастыре. Там Икона Страстной Богородицы и голова Св. Анастасии. Я зашел к игуменье. Хочу послать лампаду к Иконе в этот монастырь. Был у Мерлина, и как я ни отказывался и не конфузился, должен был принять от него в подарок несколько древних вещей из его безподобной коллекции... Были в строящемся соборе Спаса; видели подъем колокола. Вид собора, особенно внутри, поразителен размерами и красотой. Были в доме С. М. Третьякова, головы, видели его галерею. Были еще в музее прикладных знаний, потом в галереях Солдатенкова и другого Третьякова.
Вернемся к тому, что Великий Князь Константин Романов был крещен во славу Равноапостольного Царя Константина. Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра Ей, что заслужил наименование Равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в Христианстве. Константин основал Константинополь и созвал I Вселенский Собор в городе Никее в 325 году, на котором был утвержден Символ Православной веры. Матерью Императора Константина была Равноапостольная Ольга, которая и повлияла не религиозное настроение сына. Отсюда вывод: раннее религиозное воспитание в семье в Святом Духе имеет решающее значение. Это понимал и Великий Князь Константин Романов, потому что с детства воспитывался в церковном духе и так же точно воспитывал своих детей. Семья Князя-поэта стала малой церковью. В ней прославлены сразу три новых мученика за Христа ХХ века. Святая Равноапостольная Ольга, мать Императора Константина, известна тем, что нашла и воздвигла Крест Господень в Иерусалиме, а Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Теперь протянем любви связующую нить до Руси – Святая Благоверная Княгиня Ольга, принявшая христианство в Константинополе и нареченная во славу Равноапостольной Ольги, матери Императора Константина, была бабушка Великому Князю и Крестителю Руси Владимиру Красное Солнышко. Императору Константину приписывают создание Ордена Гроба Господня. В России были кавалеры Святого Гроба Господня с вручением креста, так как в начале ХХ века был учрежден Орден православных Иерусалимских Патриархов. Учитывая, что последний приют на земле Романовы обрели, в том числе, и в Иерусалиме, в этом нельзя не усмотреть Божий Промысел. Интересно, что 21 мая 1882 года, именно в день памяти Святых Равноапостольных Константина и Елены было основано Православное Палестинское Общество. В 1889 году получило почетное наименование Императорское. Первым его возглавил Великий Князь Сергей Константинович Романов, а продолжила руководить им после его гибели Великая Княгиня Елисавета Федоровна, будущая Преподобномученица, казненная вместе с сыновьями Великого Князя Константина Романова, поэта К.Р..
1879. Павловск. Июнь. 15. 1879 г. Поехал с Папа в Царское. Государь дал мне знак со своим вензелем, сказав: «Вот тебе в память дней, когда ты был при мне под Плевной». Папа рассказал Государю о всем нашем путешествии, передал ему хорошее впечатление из плавания на «Поповке». Были у Императрицы; она тоже интересовалась «Поповкой» и вообще всем путешествием... Здесь я слышал, что не уйду вокруг света в этом году. Я теряюсь в предположениях, и отдаю свою судьбу в руки Божии.
22. Июнь. 1879 г. Встал очень поздно, и поэтому не доволен собой, немного голова болела. Опоздал на прогулку с Татьяной Михайловной. После завтрака поехал в Царское. Встретил Государя и Императрицу в коляске; на козлах козак, спереди, с боков и сзади козаки верхом, в некотором расстоянии... в дрожках. Признаюсь, больно смотреть, как Царь пленником должен ездить, - и где же? В самой России.
Дальнейшие трагические события показали, что даже самые эффективные меры безопасности по защите Государя могут оказаться тщетными перед вконец распоясавшимися разбойниками-революционерами. Господь попустил исполниться планам цареубийц, сначала в 1881 году, затем и в 1918 году. Убийство Царя Александра Второго Освободителя было предупреждением всему обществу, особенно так называемому «высшему», что если оно будет и дальше так себя вести в отношении Церкви и веры, то Россия может быть втянута в кровавую смуту революций, что и произошло. Грехи народа могли быть очищены, и вера могла укрепиться только путем прохождения через горнило страданий и скорбей. Иначе бы Россия могла повторить судьбу неправославного Запада, погрязшего в житейской толкотне и заботах о том, что поесть послаще и как бы поспать подольше, то есть в самовольную жизнь. Мы теперь воочию видим, чем для Запада обернулась его стремление подменить христианские ценности на общечеловеческие – это рост насилия, терроризма и агрессивности, легализация наркомании, проституции и, что особенно не приемлемо – оправдание самых страшных грехов и мерзостей – гомосексуализма и прочих. Одним словом, Россия, по подобию Господа, отдала Себя в жертву злобствующим, чтобы увеличилась Слава Божия, а злоумышленники были бы посрамлены. Голгофа Святой Руси стала неизбежной.
По дневникам и переписке видно, что самым близким другом Великого Князя Сергея Александровича, будущего кремлевского мученика, в течение всей его жизни был именно Великий Князь Константин. «Я думаю, мы оттого так любим друг друга, что у нас совсем разные характеры, и что каждый из нас находит в другом то, чего у самого недостает», - писал об этой дружбе К.Р. В то же время определенное духовное лидерство молча признавалось им за более старшим Сергеем. Он руководил чтением Константина, в том числе духовным: советовал ему читать святого преподобного Ефрема Сирина и открыл ему Достоевского. Весной 1877 года, совершая в качестве гардемарина плавание на фрегате «Светлана», восемнадцатилетний К.Р. читал «Бесов», присланных на два года старше его Сергеем, и от всей души благодарил его, особенно тронутый «христианскими местами» романа. Мы не раз вернемся к стихам К.Р., посвященным брату Сергею и его святой супруге и их переписке.
Павловск. 28. Июнь. 1879 г. Мама вернулась из Стрельны чрезвычайно взволнованная. Въезжая в Царскосельский сад, на большой дороге, недалеко от арсенала, с ней повстречался казак верхом. За ним, запряженный парой английских лошадей, которыми правил Государь, ехал basket, в нем кроме Государя была княжна Долгорукая и дети. Павел Егорович, графиня Келлер, сопровождавшие Мама, заметили, что Государь имел очень сконфуженный вид. Понятно, что Мама сильно расстроилась после такой встречи. Я благодарил Бога, что не ехал с Мама. Сердце обливается кровью при виде, что делает наш Царь, Самодержец всероссийский, и еще после чудесного избавления от покушения на его жизнь.
Павловск. Июнь. 17. 1879 г. Мы празднуем 25-летнюю годовщину спасения Папа от утопления. Это день Св. Марины. Папа просил разрешения Государя взять частицу от мощей святой, находящихся в церкви Зимнего Дворца в нашу церковь в Мраморном. На сегодня мощи были привезены в Павловск. Служили молебен, собрались офицеры, бывшие 25 лет назад на «Лефорте». Завтракали торжественно в греческой зале...
Русская Стратегия
ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:
https://vk.com/rysstrategia?w=product-128219689_10099286%2Fquery |