Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Август 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 85
Гостей: 85
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Август » 21 » Андрей Башкиров. Священный подвиг певца. (Великий князь Русской Поэзии - Константин Романов). Ч.4.
    19:05
    Андрей Башкиров. Священный подвиг певца. (Великий князь Русской Поэзии - Константин Романов). Ч.4.

    Место рождения К.Р. – Стрельненский дворец Константиновичей окутан  тайнами. Рассказывают, что в Стрельне, на Императорской мызе, мальчишкой будущий К.Р. бегал по парку под темным небом в неисчислимых звездах и, задрав голову к ним, кричал: «Желаю быть великим, люблю России честь! Исполню ли, Бог весть?»  Константиновский дворец известен и тем, что именно в нем Великий Князь Константин Николаевич придумал использовать голубые и белые полосы (по цветам Андреевского флага) в нательной рубашке моряков. Вскоре 19 августа 1874 года был подписан указ о морской тельняшке. Так называемый тельники носило немало русских писателей и поэтов – это, например, и Василий Белов, и великий поэт Николай Михайлович Рубцов. День русской тельняшки символически совпадает с великим праздником Преображения Господня. Вот почему моряки героически сражаются не только на море, но и на суше, показывая чудеса храбрости.

    Судьба же великолепного Константиновского дворца в Стрельне за советские годы сложилась печально и трагически, о чем можно прочитать в интернете. Рассказывают, что ночью видели Великого Князя Константина Николаевича Романова, отца К.Р.. Ехал он по дворцу на белом коне (победителем! – прим. авт.). После этого случая многие курсанты Ленинградского арктического училища боялись ночью стоять на часах…То ли хозяин Князь помог, то ли еще чего, но сегодня Константиновский дворец в Стрельне – это петербургская резиденция Президента РФ, отремонтированная и отреставрированная к 300-летию Петербурга.

     

    Павловск. 20. Июль. Ильин день. 1879 г. Делали большую прогулку пешком с Татьяной Михайловной и Павлом Егорычем. Мы теперь хорошие друзья. После завтрака все трое собрались у Татьяны Михайловны. Генерал Киреев читал нам записку озаглавленную: «Избавимся ли мы от Нигилизма», которую он желает подать Государю. В записке разбираются причины, породившие у нас нигилизм, и способы, к которым надо бы прибегнуть, чтобы застраховать от него юношество. Мне кажется, Киреев пропускает выгодный случай промолчать, желая подать свою записку Государю. Я убежден, что его советы не только ни на что не повлияют, но даже будут пропущены мимо ушей, это еще лучшее из зол: он может и поплатиться за свои слова. Но я Киреева уважаю именно за то, что он всегда поступает по совести, а не как ему выгодно.

    Павловск. 22. Июль. 1879 г. Сочиняю стихи «Ива».

    Гатчина. 23. Июль. 1879 г. Мы - т. е. Мама, Таня Лазарева и я – проводили Великую Княгиню Марию Павловну и Владимира до Гатчины. Когда их поезд тронулся, нас встретил на гатчинской станции П.С.Кеппен. Уселись вчетвером в коляску и нас повезли во дворец через сад. На Гатчине, на ее парке, на дворце лежит печать одиночества, исторической старины и таинственности; когда туда ни приедешь, тебя охватывает дух древности, не принадлежащий никаким загородным петербургским дворцам. В Гатчине невольно из каждого угла старых дворцовых покоев как будто слышатся затаенные вздохи, глухие слезы, и смех, и смех, и веселье старых добрых годов. Мы долго оставались в китайской галерее, рассматривая старые портреты и вычурную китайщину. Солнце, просвечивая сквозь желтые стекла, волшебным золотым цветом озаряло бронзы и китайские фарфоры; не хотелось уходить оттуда. - Нам не удалось видеть комнаты Павла I и его постель, на которой он умер, - не оставалось времени до отхода поезда...

     

    Раз мы заговорили о Константиновском дворце, то стоит хотя бы упомянуть и Мраморный дворец. Ведь немало стихов К.Р. подписаны «Мраморный дворец». В «Описании Российского императорского города Санкт-Петербурга» 1794 года Мраморный дворец назван «единственным в своем роде» (по обилию использованного для его отделки мрамора). Построил его Антонио Ринальди по поручению Екатерины I. В, конце концов, дворец достался одному из сыновей Николая I, Великому Князю Константину Николаевичу. В 1937 году великокняжеская резиденция стала Музеем Ленина (здесь принимали в пионеры) и лишь в 1992-м была передана Русскому музею. Стены личного кабинета К.Р. в Мраморном дворце обтянуты золочеными кожаными обоями с гербами дома Романовых, потолок отделан красным деревом, пол выстелен чуть поскрипывающим дубовым паркетом. Кажется, что вот-вот послышатся шаги Великого Князя или почувствуется запах его табака. За потайной дверцей скрывается личная молельня Августейшего Поэта. Константин Константинович был человеком очень религиозным и к вопросам веры относился серьезно – наличие молельни рядом с письменным столом для него было не прихотью, а душевной потребностью. Каждый день из церкви Мраморного дворца, находившейся на третьем этаже, в молельню приносили Икону святого, который почитался в этот день. Часть этих Икон можно сегодня увидеть, заглянув в молельню через потайную дверцу. Но входить туда нельзя: и при жизни Константина Константиновича в молельню не имел права заходить никто, даже его собственные дети. Великий Князь обожал своих детей и старался окружить их атмосферой волшебной сказки. Детские комнаты во дворце были оформлены как русский терем с цветными стеклами в окнах и изразцовыми печами. Даже названия детских были особенными: «гулевая», «горенка», «опочивальня», «стряпущая». В отличие от кабинета, детские комнаты Мраморного дворца практически не сохранились.

     

     «Светлана». Финский залив. Август. 1. 1879 г. Я еще недовольно понимаю парусную работу. Мне часто страшно становится, когда придет в голову парусная самостоятельная вахта. Я много молюсь Богу, вникаю во все окружающее. Спрашиваю охотно совета Павла Павловича (командир «Светланы» - прим. авт.), не особенно доверяя Скрыдлову. В сегодняшний день нахлынули черные минуты, одолевала тоска, казалось мне, что ничего-то я не знаю и никогда не научусь быть порядочным моряком. Вспомнилось про дом, про Павловские комнаты, про балкон с вьющимися растениями, про спокойные дни. А здесь каждую минуту готовишься к чему-нибудь неожиданному...

    «Светлана» 3. Август. 1879 г. Опять голова разболелась и уныние нашло. Когда голова болит, всегда делается со мной тоска. Вспоминаются стихи, думается, как бы было хорошо вовсе не служить и заниматься по собственной воле, а главное, оставаться дома. Мне все слышались чудные слова «Демона»...

    5. Август. 1879 г. Читал я небольшую повесть Достоевского «Бедные люди», третий день уже читаю и сегодня кончил. Мне так страшно было грустно, следя за лицами, выведенными в этой повести, мне хотелось узнать, где во всем свете такие люди есть, и помочь им. Я еле удержался в кают-компании, прибежал в свою каюту, стал на колени у постели и расплакался. Долго не мог успокоиться, приходили в голову все грустные происшествия моей жизни и все больше плакал. Все, что я перечувствовал последние дни, все душевные невзгоды вытекли с этими слезами. Теперь я себя чувствую отлично, и на вахту не лень идти, и не боишься ничего в будущем, и молится хорошо.

    Киль. 8. Августа. 1879 г. Опять меня стало разбирать уныние, меня пугает Копенгаген с разными празднествами. Стараюсь отгонять от себя мысль, что я не хочу служить во флоте. - Это мой дом - надо покориться судьбе.

    9. Августа. 1879 г. Молился усердно, прося Бога помочь мне в моем двадцать втором году быть честным человеком. В кают-компании меня радушно поздравляли...

     

    В нашем рассказе о Великом Князе-рыцаре нельзя снова не упомянуть Павловск. В Павловске К.Р. мирно отойдет ко Господу. Отсюда начнется его последний земной путь к месту упокоения в Петропавловском соборе. Для Константиновичей, потомков Великого Князя Константина Николаевича, Павловск был любимым местом, родными «пенатами». В своих письмах и воспоминаниях они все тепло отзывались о Павловске, и всегда с радостью туда приезжали.

    Сегодня Павловск фактически слился с Царским Селом и представляет из себя нечто единое целое и в духовном плане. После кончины Великого Князя Михаила Павловича, так как у него не было наследников мужского пола, Павловск перешел во владение его племяннику, второму сыну Николая I Великому Князю Константину Николаевичу, а после кончины последнего к его сыну Константину Константиновичу. В 1915 году последним владельцем города в династии Романовых стал праправнук Павла I – Великий Князь Иоанн Константинович Романов, убитый большевиками в 1918 году под Алапаевском.  После революции, в ноябре 1918 года Павловск был переименован в город Слуцк (в честь революционерки Веры Слуцкой, погибшей на Пулковских высотах), но новое название продержалось только до января 1944 года.

    В Павловске родится Великая Княжна Ольга 22 августа 1851 года, родная сестра К.Р.. Она была вторым ребенком владельца Павловска Великого Князя Константина, сына Императора Николая I. Она и ее потомки полюбили море всей душой. Ее сын Константин, будущий Король Греции, стал блестящим морским полководцем. Сын Георгий служил на русском крейсере «Память Азова». Каждый русский корабль, прибывавший в греческие порты, вызывал у нее слезы. Поднявшись на его палубу, она становилась на колени и целовала ее, как, истосковавшись, целуют родную землю. «Я не могу и не хочу представить себя не русской и не православной. Я только этим и горжусь на земле». Она считала нужным переложить Священное Писание на современный греческий язык, чтобы «тысячи народа читали Евангелие дома и понимали бы его в церквах». Как и Константин, она любила и знала литературу. Сама не сочиняла, но, любя поэзию, составила «Хрестоматию на каждый день». Это были извлечения из стихов и прозы Лермонтова. Константин с интересом следил за тем, что и как сестра отбирала в этот объемный том в 365 страниц. В отобранном видел их духовное единство. Константин любил и хотел посвящать сестре стихи. Ольге нравились «Письма про алые цветы». Она часто просила его их читать. Немного актерствуя, он начинал: «Ты помнишь ли те алые цветы?…». Уже, будучи Королевой Греции, она при посещении России всегда стремилась посетить родной и любимый Павловск. С ним были связаны самые добрые ее воспоминания. Здесь она могла пообщаться со своим братом Константином, с которым ее связывала тесная дружба - посещение Павловска означало для нее встречу с человеком, не только родным по крови, но и близким по духовному ее состоянию. Совершенно не случайно Константин Константинович посвящает Ольге  свою первую поэму «Севастиан мученик», и именно в гостях у своей сестры в Афинах К.Р. написал свое программное стихотворение «Я баловень судьбы…». Константин Константинович и Ольга старались навестить друг друга либо в Афинах, либо в Петербурге. Павловск стал местом рождения ее младшего сына. В честь этого события 11 июля 1888 г. в Павловском дворце был дан праздничный завтрак. Ольга очень поддерживала Константина Константиновича после гибели на фронте Первой мировой войны его сына Олега. Присутствовала вместе со всей семьей на похоронах Олега в Осташеве под Москвой. В 1915 году брат Ольги Великий Князь Константин Константинович умирает в Павловске в своем кабинете, и она переезжает в Павловск, где снова занимается делами организации медицинской помощи раненым. После смерти брата Ольга решает открыть в Павловске в память о нем лазарет его имени и приют для увечных воинов, который станет ее главным делом в России во все годы войны. После этого Ольга окончательно переехала в Павловск, где активно занялась устройством своего собственного «Лазарета №4 для раненых и ампутированных воинов имени великого князя Константина Константиновича». Здесь в Павловске она и жила до конца 1917 г., т.е. вплоть до закрытия лазарета большевиками. Из Павловска она писала М.Ю.Гаршину: «Я добросовестно провожу время ежедневно в лазарете, перевязываю, держу руки и ноги и бедную раненую голову во время перевязки врачом: страшно люблю это дело и мне так отрадно сознавать, что и я делаю одну миллионную частицу общего русского женского дела». После февральских событий и свержения Николая II дела в лазарете в Павловске пошли все хуже и хуже. Денег катастрофически не хватало, даже, несмотря на непрекращающийся поток средств от постоянных жертвователей: Собинова, Нобеля, севастопольских греков. Друзья настойчиво советовали ей возвращаться в Грецию, но она не хотела расстаться с лазаретом, который могли закрыть в любое время «за ненадобностью», так как раненых было мало. Только закрытие большевиками любимого лазарета заставило ее покинуть Павловск и поселиться у брата Дмитрия Константиновича в его доме на Песочной улице в Петербурге. Узнав о болезни своего сына, Королева Ольга 14 мая 1918 г. покинула Россию через швейцарский Красный Крест. В Павловск Ольгу влекло не только чувство родины, семейные узы, родственные связи, но и красота Павловского парка, его лиризм и необычная притягательная сила, которые давали возможность почувствовать свободу духа, получить заряд энергии. Павловск, созданный в конце ХУШ века при большом участии Императрицы Марии Федоровны, был и остается эталонным источником творческого и духовного отдохновения и неиссякаемого душевного покоя, которые так любила Великая русская княгиня Королева всех Эллинов Ольга Константиновна Романова. Но скончается она уже, будучи вдовой, и пережив многих своих родных, в том числе детей. Павловский парк с дворцом являют сегодня застывший слепок еще той Царской России, которая была нагло попрана и обесчещена безбожниками после 1917 года.

     

    4. Сентябрь. 1879 г. На моей вахте начали тянуться. В Купеческих воротах спустили флаг: я перекрестился. Грустно. В последний раз спускать флаг, эта торжественность очень действует на душу. Втянулись в военную гавань замечательно быстро, менее чем в два часа. Жаль, что прошли первые чудные минуты ожидания снова быть дома. Вчера, когда я подходил ко дворцу в Стрельне и не знал наверно, там ли Мама и Митя, и успокоился, когда увидел свет в окнах - как билось сердце. Одно из лучших чувств в жизни - ожидание и радость, когда входишь в родную дверь. Приближаясь к дому, мне всякий камушек, каждый самый незначительный предмет напоминал что-нибудь из прошедшего. С каким наслаждением я вбежал по лестнице и увидел первое знакомое лицо.

     

    О, это священное желание – приехать на родину, в родимый дом, в отеческие пенаты и всецело окунуться в родную атмосферу детства! Это, тем более, понятно, если ты с ранних лет прибываешь домой только на побывку: родные лица, родные предметы, родной воздух, родные запахи – все родное и до боли знакомое. И, кажется, что так будет всегда… Но неумолимо проходит время, и дом начинает встречать тебя с теми же родными предметами и обстановкой, но уже опустевшим и осиротевшим. Так в ХХ веке произошло не только с Августейшей Семьей Романовых, но и со многими другими русскими семьями и фамилиями, со всей Россией. В Русский Дом, Молитвенный и Трудовой, залезли воры, чужаки и вкупе с нашими разбойниками иных сманили, других убили, третьих прогнали, прочих заставили работать на себя. Россия пришла в безбожное запустение, прекратилась радость и веселие… Но не век горевать. Есть у верующих святых людей и другое - Небесное Отечество и Небесный Дом. В них управитель Отец Небесный, Сын Божий и Матерь Пресвятая Богородица во главе Соборной Вечной Церкви, Которой не будет конца.

     

    Стрельна. 24. Сентябрь. 1879 г. Сегодня устроилась большая прогулка в Гатчину. Приехав в Гатчину, мы прямо отправились смотреть дворец. Ходили, ходили, блуждая по всем комнатам, с любопытством рассматривая портреты и всякие ценные вещи. Более всего заняли нас комнаты Павла I, и, в особенности, его постель, перевезенная из Петербурга, на которой он умер. На белье подушек видны пятна, похожие на кровавые следы, вид этот сделал мне тяжелое впечатление. Мы долго оставались с Николаем Федоровичем и Переславцевым в комнатах Павла Петровича, роясь в его книгах и бумагах. Нашли мы Библию в красном бархатном переплете с золотыми крестами, в которую вложены какие-то масонские адресы с греческими и латинскими изречениями. Кроме того, тут было несколько книг мистического содержания и другие сочинения: memoir de Sully, гербарий, рисунки каких-то невиданных флагов, проповеди, какие-то книги конца прошлого столетия и т. д. Нас повезли на место царской охоты, были мы в загонах, где вокруг нас бегали на свободе волки и лисицы, показывали нам борзых и гончих...

     

    Царь и Великий Князь Поэт… Такого еще не было в русской истории, чтобы из правящей Царской Династии вышел  и, слава Богу, великий русский поэт! Царь помазывается на очень трудное, крестное правление. Поэт в порыве вдохновения, а вдохновением А.С.Пушкин называл умение собраться с чувствами и мыслями, следует Богу. Существование поэзии доказывает, что более всего человеку нужны вдохновение, сладкие звуки и молитвы, которые важнее тела и его потребностей. Дневники К.Р. и того же Великого Князя Сергия это вполне доказывают. При всей важности управления и администрирования, если в них не будет поэзии веры и любви, то они обречены на голый прагматизм и малопродуктивный практицизм.

    На фронтоне Исаакиевского собора в Петербурге начертано «Господи, силою Твоею возвеселится царь». Что это означает для нас, потерявших во многом Царское Христово достоинство? А то и означает, что без Христа мы обречены быть рабами греха и бесовских сил, обречены стать добычей ада. Но если мы верим и любим, то становимся друзьями Богу и царствуем над своими земными чувствами и страстями. Сейчас многие считают, что Царь Павел Первый был святым и умер мучеником за Отечество и веру. Негласным координатором и финансовым центром заговора против Царя Павла был глава Английского банка Вильям Питт. Еще до революции велся учет чудес, совершенных Павлом Первым. В Петербурге его давно почитают святым угодником. Как и Царь Павел, как и Великий Князь Сергей Романов, как и Государь Николай Второй, как и три сына К.Р., русские поэты Пушкин, Лермонтов, Есенин, Клюев и Рубцов были убиты сатанинскими силами. Но никому не удастся свергнуть Святость Божию и устранить Ее из любящих сердец. В лице же Великого Князя Константина Романова мы имеем доброе и необыкновенное сочетание Царской Династии Романовых с Великой Поэзий Святой Руси.

     

    Стрельна. 26. Сентябрь. 1879 г. Вечером после винта Николай Федорович читал нам разговор двух братьев Карамазовых Достоевского. Мы слушали напряженно развитие мысли и коллизии человеческих противоречий, о истязании детей, о финале бытия и невозможности гармонии. Спор поднялся ожесточенный, ум за разум стал заходить, кричали на всю комнату и ничего, конечно, не разобрали. Что за громадная сила мышления у Достоевского! Он на такие мысли наводит, что жутко становится, и волосы дыбом поднимаются. Да, ни одна страна не произвела еще такого писателя, перед ним все остальное бледнеет.

     

    В начале 1878 года Достоевского посетил Дмитрий Арсеньев, воспитатель Великих Князей Сергея и Павла, детей Государя Александра II. Он поведал писателю, что Государь желает, чтобы Федор Михайлович благотворно повлиял своими беседами на Августейших юношей. Один этот факт свидетельствует об очень многом, а именно: о благом сотрудничестве Династии Романовых с лучшими духовными силами на то время в России. Романовы сразу увидели в Достоевском не просто писателя, но писателя-порока. С 1878-го по 1880-й Достоевский посещает Великих Князей – как в Зимнем, так и в Мраморном дворцах. Он читал в их кругу отрывки из «Братьев Карамазовых», «Мальчик у Христа на елке»… Незадолго до своей смерти писатель презентует только что вышедших «Братьев Карамазовых» самому Наследнику – будущему Императору Александру III и его супруге Марии Федоровне. Возможно, что и саму книгу Достоевский этим посвящает Романовым! Брат писателя Андрей Достоевский вспоминал: «Первою книгою для чтения была у всех нас одна. Это Священная история Ветхого и Нового завета на русском языке… Она называлась собственно «Сто четыре священных истории Ветхого и Нового завета»… Помню, как в недавнее уже время я, разговаривая с братом… упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги (то есть наш - детский) и что он бережет его как святыню». По свидетельству жены Достоевского, он помнил, как мать его причащала в церкви, когда ему было два года, и он помнил, как «голубок пролетел из одного окна в другое». Также он сохранил едва ли не самое раннее детское воспоминание, как «однажды няня привела его, лет около трех, при гостях в гостиную, заставила стать на колени перед образами и, как это всегда бывало на сон грядущий, прочесть молитву». Вот как важно с самого раннего детства приобщаться к Богу и к Его Церкви.

    Достоевский познакомился с К.К.Романовым 21 марта 1878 г. в доме Великого Князя Сергея Александровича Романова. В тот же день Константин Константинович писал в своем дневнике о Достоевском: «Я обедал у Сергея. У него были К.Н.Бестужев-Рюмин и Федор Михайлович Достоевский. Я очень интересовался последним и читал его произведения. Это худенький, болезненный на вид человек, с длинной редкой бородой и чрезвычайно грустным и задумчивым выражением бледного лица. Говорит он очень хорошо, как пишет». 21 марта 1879 г. Достоевский получил следующую записку: «Многоуважаемый Федор Михайлович, буду очень рад вас видеть завтра 22-го в 9½ ч. вечера. Прошу вас не стесняться отказом, если вам этот день сколько-нибудь неудобен. Ваш Константин». В тот же день последовал ответ: «Ваше Императорское Высочество, завтра в 9½ часов буду иметь счастье явиться на зов Вашего высочества. С чувством безпредельной преданности всегда пребуду Вашего высочества вернейшим слугою Федор Достоевский». Об этой встрече Константин Константинович Романов записывает в своем дневнике 22 марта 1879 г.: «Вечером были у меня Ф.М. Достоевский и И.Е. Андреевский. Очень хороший и интересный был вечер». 26 февраля 1880 г. Константин Константинович делает запись в своем дневнике: «Сегодня у нас предполагается вечер с Достоевским и с дамами… Вечер начался в 9 ч. в угловом малиновом кабинете и прошел весьма благополучно. По выражению Льва Толстого, мы подавали Достоевского его любителям как изысканное кушанье… Я люблю Достоевского за его чистое детское сердце, за глубокую веру и наблюдательный ум. Кроме того, в нем есть что-то таинственное, он постиг что-то, что мы все <не> знаем. Он был осужден на казнь: такие минуты не многие пережили; он уже распростился с жизнью - и вдруг, неожиданно для него, она опять ему улыбнулась. Тогда кончилась одна половина его существования, и с ссылкой в Сибирь началась другая. Достоевский ходил смотреть казнь Млодецкого: мне это не понравилось, мне было бы отвратительно сделаться свидетелем такого безчеловечного дела; но он объяснил мне, что его занимало все, что касается человека, все положения его жизни, его радости и муки. Наконец, может быть, ему хотелось повидать, как везут на казнь преступника и мысленно вторично пережить собственные впечатления. Млодецкий озирался по сторонам и казался равнодушным. Федор Михайлович объясняет это тем, что в такую минуту человек старается отогнать мысль о смерти, ему припоминаются большею частью отрадные картины, его переносят в какой-то жизненный сад, полный весны и солнца. И чем ближе к концу, тем неотвязнее и мучительнее становится представление неминуемой смерти. Предстоящая боль, предсмертные страдания не страшны: ужасен переход в другой неизвестный образ... Мне так грустно стало от слов Федора Михайловича и возобновилось прежнее желание испытать самому последние минуты перед казнью, быть помилованным и сосланным на несколько лет в каторжные работы. Мне бы хотелось пережить все эти страдания: они должны возвышать душу, смирять рассудок». 22 марта 1880 г. Константин Константинович Романов записывает в своем дневнике: «Вчерашний вечер с Тургеневым расстроился; он несколько раз подвергался подозрениям в революционном направлении, и хотя эти предположения вовсе не основательны - нельзя напрасно делать Мама целью вздорных слухов. В утешение я затеял сегодня вечер с Достоевским, пригласил Евгению, Варвару Ильинишну, Татьяну Михайловну. Вечер был в малиновом кабинете Мама, а приглашения я рассылал ее именем, хотя она сама не могла показаться по болезни. Евгения была очень довольна Достоевским, проговорила с ним весь вечер. Сергей остался очень доволен». В записи от 8 мая 1880 г. Константин Константинович Романов пишет: «Устроил у себя вечер с Федором Михайловичем Достоевским. Цесаревна слышала его чтение на каком-то благотворительном концерте, осталась в восторге и пожелала познакомиться с Ф<едором> М<ихайловичем>. Я предложил ей вечер. Пригласил Елену Шереметеву, Евгению, Марусю, попросил Федора Михайловича привезти книги и прочесть что-нибудь из своих произведений. Все из званных были, кроме Сергея, не знаю, что его задержало. Ф<едор> М<ихайлович> читал из «Карамазовых». Цесаревна всем разлила чай; слушала крайне внимательно и осталась в восхищении. Я упросил Ф<едора> М<ихайловича> прочесть исповедь старца Зосимы, одно из величайших произведений (по-моему). Потом он прочел «Мальчика у Христа на елке». Елена плакала, крупные слезы катились по ее щекам. У Цесаревны глаза тоже подернулись влагой».

     

    Петербург. 30. Сентябрь. 1879 г. Пока сегодня мы пили чай у Тети и все вокруг меня бойко говорили, на меня напало блаженное мгновение: я чувствовал себя как в Царствии Небесном, смотрел, улыбаясь на окружающих; жизнь казалась веселою и приятною и ничто, казалось, не могло смутить моего нравственного покоя. Но вскоре такое состояние омрачилось мыслию, что подобная минута нашла от нового знакомства с Христи, т. е. от любви к новому другу. Мне стыдно было признаться, что я могу еще любить друзей, верить в дружбу, восторженно, как ребенок. Сегодня как-то вдруг захватила меня любовь к Елене, нахлынула тоска по ней, и моя жизнь показалась мне разбитой и несчастной без нее.

    Стрельна. Октябрь. 6. …Всеми силами души ухватываюсь за всякую новую, возвышенную мысль, удерживающую меня от жизненной грязи, от вседневной, обыденной и пустой суеты...

    Стрельна. Октябрь. 8. Читал в Полном собрании письма А.С.Пушкина. Понравилось мне одно письмо, писанное в 22-м году к брату на французском языке. Брат Пушкина выходил из училища и готовился вступать в свет; в письме мне понравились советы относительно встреч с новыми людьми… Место это я переписал в свою книгу. Я, кажется, еще не заметил в этой тетради, что с нового года хочу получить роту, а до тех пор буду присматриваться.

     

    Заметим только, что дядя А.С.Пушкина – Василий Львович состоял в дружбе с великим русским поэтом Константином Батюшковым из Вологды, зачинателем легкой и гармонической поэзии в России. К.Н.Батюшков: «Сколько зла! Когда будет ему конец? На чем основывать надежды? Чем наслаждаться? А жизнь без надежды, без наслаждений - не жизнь, а мучение. Вот что меня влечет в армию, где я буду жить физически и забуду на время собственные горести и горести моих друзей… Надеюсь, что не все потеряно в нашем Отечестве, и дай Бог умереть с этой надеждою» (1812 г.). Пришла мысль о том, что если бы не Бог-Творец, не Бог Любви, люди давно бы не согласились жить на земле и перерезали друг друга.

    Русская Стратегия

     

    ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:

    https://vk.com/rysstrategia?w=product-128219689_10099286%2Fquery

    Категория: - Разное | Просмотров: 240 | Добавил: Elena17 | Теги: императорский дом, Константин Константинович, книги, андрей башкиров
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru