Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 66
Гостей: 66
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Сентябрь » 1 » Андрей Башкиров. Священный подвиг певца. (Великий князь Русской Поэзии - Константин Романов). Ч.5.
    21:24
    Андрей Башкиров. Священный подвиг певца. (Великий князь Русской Поэзии - Константин Романов). Ч.5.

    Петербург. Март. Пятница. 14. 1880 г. Во вчерашнем приказе по гвардейскому экипажу офицеры были расписаны по судам. На фрегат «Герцог Эдинбургский», на котором мой отец предполагает послать меня старшим лейтенантом в кругосветное плавание, назначены мичмана: оба Стелиманы, Князь Щербатов, Нилов, Кн. Барятинский, Арсеньев, граф Толстой и князь Дондуков-Корсаков. Говорят, что А.В.Меньшиков будет на «Герцоге» вторым лейтенантом. Меня радует, что в продолжение трехлетнего плавания я буду жить в среде хороших, знакомых мне и дружных между собою людей. Все мои мечты сбываются; остается благодарить Бога, что я не выйду из общества товарищей, с которыми сжился почти за десять лет. - Жалко только, что Порецкий и Джангар не попали на «Герцог». В прошлый вторник, на вечере у графини Annette Комаровской, Тургенев рассказывал про последнюю и еще не совсем оконченную картину Куинджи; он так художественно ее описывал, что мне захотелось непременно самому сличить рассказ с оригиналом. Вчера мы с Ильей Александровичем поехали отыскивать мастерскую Куинджи, он живет на Васильевском острове, на Малом проспекте, д. 16, кв. 4. Еле-еле нашли мастерскую, пролазив с четверть часа по разным закоулкам. Она находится под самой крышей и, вероятно, обращена из фотографии. Сам Куинджи небольшого роста, толстый, с большой белокурой головой и живыми голубыми глазами. Он не знал меня и смотрел с некоторым удивлением, тем более, что верно не ожидал найти любителя искусства под морским мундиром. Впрочем, он очень учтиво пригласил нас в мастерскую и поставил перед своей картиной. Я как бы замер на месте. Я видел перед собой изображение широкой реки; полный месяц освещает ее на далекое расстояние, верст на тридцать. Я испытывал такое ощущение, выходя на возвышенный холм, откуда вдали видна величественная река, освещенная луной. Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь тоже, что перед настоящей рекой, блещущей ярким светом посреди ночной темноты. Я сказал Куинджи, что покупаю его дивное произведение; я глубоко полюбил эту картину и мог бы многим для нее пожертвовать. Весь день потом, когда я закрывал глаза, мне виделась эта картина.

     

    Всякий крупный художник в самом широком смысле этого слова есть, прежде всего, религиозная личность. Бог – Огневая Небесная Любовь, пронизывает Нетварным Светом энергий все Творение, видимое и невидимое, - Она и является вдохновляющей Божественной силой и Самой Жизнью. Поэтому безбожные произведения не оставляют в душе никакого следа, а то и просто шокируют и издеваются над человеком.

    По воспоминаниям современников картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» производила на зрителей необыкновенное впечатление – многие уходили с выставки в слезах. И.Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи» (И.Е.Репин). Поэт Я.Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра, огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь». А поэт К.Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку. И.Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое». Великий ученый-химик Дмитрий Менделеев, тесть великого русского поэта А.Блока, изложил свои мысли о полотне «Лунная ночь на Днепре» в статье «Перед картиною А.И.Куинджи», опубликованной в номере петербургской газеты «Голос» от 13 ноября 1880 года (он, как и К.Р., в первый раз увидел картину в мастерской художника). По словам Менделеева, перед «Днепровской ночью» «забудется мечтатель, у художника невольно явится своя новая мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, в мыслителе же родятся новые понятия - всякому она даст свое». Куинджи делает несколько копий «Ночи на Днепре» (в искусствоведении это называется «авторское повторение»). В общей сложности художник создал пять новых вариантов. Два повторения хранились в мастерской Архипа Ивановича до его смерти, затем московский промышленник Андрей Ляпунов купил один из них у Общества Куинджи, которое унаследовало имущество живописца. А в 1930 году вдова коллекционера продала картину Третьяковке. В свою очередь, самая первая «Ночь на Днепре» двумя годами ранее была передана из Мраморного дворца в собрание Русского музея. Четыре других повторения сегодня принадлежат государственным картинным галереям Астрахани, Омска, Минска и Симферополя.

    Напомним, что река Днепр для всякого верующего русского православного человека – это наш Русский Священный Иордан, в Котором крестилась Русь. Возможно, в этом и кроется внутренняя духовная притягательность полотна. «Иисус Христос в Гефсиманском саду» того же Куинджи - по отзыву одного из современников «не столько картина, сколько икона. На нее хочется не просто смотреть, перед ней хочется молиться…» Христос добровольно идет на страдания. Он не один – с ним сияние Славы Отца, и Свет доминирует в картине с особой силой. Спаситель идет к людям, в грешный мир, который лежит во тьме греха. Не мы, а Бог идет к нам, чтобы спасти нас от власти зла, от которого мы не избавляемся в Таинствах Церкви, но копим в душе. Иные встретят Его, как разбойника, другие предадут и словом и делом, третьи отвернутся, и лишь немногие возьмут крест свой и пойдут за Ним скорбным, но спасительным путем.

     

    2-я нед. поста. Суббота. 15. 1880 г. Я боялся за Олю весь этот день. Пятнадцатое число я считаю роковым. Пятнадцатого умер EugХne, пятнадцатого - Гавришев, Вячеслав тоже пятнадцатого. Все нет вестей об разрешении Оли от бремени. Юлия Федоровна Абаза пригласила меня на музыкальное утро. Играли отрывок из оперы «Демон» А. Рубинштейна. Сам автор аккомпанировал на фортепиано. Партию Тамары пела А. В. Панаева, Демона - Прянишников. Елена Мекленбургская пела Ангела. Играли первую сцену первого действия и все последнее действие. Я нашел, что в комнате музыка «Демона» выигрывает сравнительно с театром. «Демона» очень трудно безусловно хорошо поставить на сцене. Начиная с фигуры самого Демона и всей обстановкой. Эта опера теряет на сцене. - Прянишников был очень хорош; его голос замечательно приятен и манера петь тоже...

    Среда. 19. Люди из моей роты, назначенные на «Державу», сегодня были отправлены в Кронштадт. Картины Верещагина были выставлены в концертном зале Зимнего дворца, где их смотрел Государь. Я слышал, что Он остался недоволен направлением Верещагина и не пожелал его видеть. В Большом театре был инвалидный концерт. Я провел прелестный вечер у Веры Васильевны Бутаковой: она обещала мне познакомить меня с Чайковским - лучшим нашим композитором, и пригласила и его. Был еще брат его Анатолий, Апухтин и Щербатов. Петр Ильич Чайковский на вид лет 35, хотя лицо его и седеющие волосы дают ему более пожилую наружность. Он небольшого роста, довольно худой, с короткой бородой и кроткими умными глазами. Его движения, манера говорить и вся внешность изобличают крайне благовоспитанного, образованного и милого человека. Он воспитывался в училище правоведения, был очень несчастлив в семейной жизни и теперь исключительно занимается музыкой. Апухтин известен непомерной толщиной и прекрасными поэтическими произведениями, которые он ни за что не соглашается печатать: он помнит и говорит их наизусть. Вера Васильевна упросила его прочесть нам что-нибудь; он сказал «Венецию», мало известное свое стихотворение. Оно так хорошо, что по мере того, как он его говорит, боишься, что оно скоро кончится, хотелось бы еще и еще слушать. Меня заставили играть; мне хотелось сыграть романс Чайковского, но я боялся. Брат его поет; я аккомпанировал ему «Слеза дрожит», потом играл «Нет, только тот, кто знал» и потом романс B-molle. П.Чайковского попросили сыграть что-нибудь из его новой, еще не напечатанной оперы «Иоанна д'Арк», он сел за фортепиано и сыграл хор-молитву. Мы все были в упоении от чудной музыки, это тот момент, когда народ признал в Иоанне пророческий дар, и она обращается к толпе, призывая ее вознести молитву к Господу Богу. Форма сочинения напоминает молитву 1-го действия Лоэнгрина: голоса постепенно возвышаются, все усиливаясь, и, наконец, вместе с оркестром достигают фoptissimo и высшей ноты. Этот morceau dИnsemble должен быть чрезвычайно хорош и эффектен на сцене. После ужина Апухтин прочел еще несколько стихов своего сочинения. Мы разошлись в 2 часа. - Чайковский сделал мне самое приятное впечатление.

     

    А вот что писал великий русский композитор П.И.Чайковский о Великом Князе Константине: «В высших сферах кроме благоволящих ко мне Государя и Государыни у меня есть особенный, специальный покровитель, а именно Великий Князь Константин Константинович. В это пребывание в Петербурге я нередко с ним виделся и бывал у него. Личность его необыкновенно обаятельна. Он талантливый поэт и недавно, под обозначением К.Р., вышел сборник его стихотворений, имеющий большой успех и расхваленный всеми газетными и журнальными рецензентами. Он также и музыкой занимается и написал несколько очень миленьких романсов. Жена его - очень симпатичная молодая женщина… Несмотря на всю мою застенчивость, особенно с людьми из высоких сфер, я чувствовал себя в среде этих симпатичнейших Августейших особ совершенно свободно и в беседе с ними находил истинное удовольствие». Позднее Чайковский также писал о К.К.Романове: «Он не только талантлив и умен, но удивительно скромен, полон беззаветной преданности искусству и благородного честолюбия отличиться не по службе, что было так легко, а в художественной сфере. Он же и музыкант прекрасный, - вообще, редкостно симпатичная натура».

    Совсем не удивительно, что вокруг такого удивительного и едва не лучшего человека в России того времени, каким был и есть Великий Князь Константин Романов, концентрировались и лучшие литературные, музыкальные силы. Подтверждением этому служит и то, что память о Великом Князе и поэте К.Р. безбожники постарались уничтожить на корню. Со Святой Поэзией было не по пути.

     

    Март. 22. 1880 г. Сегодня утром репетицию парада в манеже конного полка делал Цесаревич. Мы с Митей довольно изрядно проделали свои обязанности ассистентов. После лекции Верховского съездил в роту. Был у Варвары Ильиничны, пришел ее сын, прелестный маленький белокурый мальчуган, сел на пол и очень свободно разговаривал. Непременно хочет, когда будет большой, писать русскую историю. Вчерашний вечер с Тургеневым расстроился, он несколько раз подвергался подозрениям в революционном направлении, и хотя эти предположения вовсе не основательны - нельзя напрасно делать Мама целью вздорных слухов. - В утешение я сегодня затеял вечер с Достоевским, пригласил Евгению, Варвару Ильничну, Татьяну Михайловну. Вечер был в маленьком кабинете Мама, и приглашения я рассылал ее именем, хотя она сама не могла показаться по болезни. Евгения была очень довольна Достоевским, проговорила с ним весь вечер...

    Март. 23. Утром были репетиции в конногвардейском манеже. За обедней я очень хорошо молился. Потом меня потащили в Яхт-клуб, кататься на буере. Я не охотник до всяких упражнений, которые англичане называют sport, и когда sport вдобавок сопряжен с морозом, я совсем падаю духом. Но отказаться было неловко; кататься под парусами, хотя и по льду, дело морское. Я прозяб сильно, чуть не опоздал к обеду у Государя.

    Благовещение. 25. Настал страшный день. К 11 ч. мы с Митей явились в манеж конного полка, он был роскошно убран флагами, кирасами, пиками и касками. Хотя мне было немного неприятно участвовать в конногвардейском параде, будучи ротным командиром в гвардейском экипаже, все же хорошо изредка пощеголять в красивом белом мундире, я знаю, что он более мне к лицу, чем все другие, некоторые мне говорят, что с каской на голове я похож на Николая I. В манеже множество дам, нетерпеливо ожидавших зрелища, наполняли ложи. Наконец, все в полном уборе, мы встали по местам. Начали подъезжать генералы по порядку чинов. Напряженное ожидание приезда Царя возрастало с каждым мгновением. Наконец, он явился - раздалось «Боже, Царя храни», и громовое «ура» пронеслось по всему манежу. Парад прошел очень благополучно. Государь остался весьма доволен. Я усердно писал ноты своего нового романса, он почти готов.

     

    Всегда интересно узнать от родных и ближних, каким был в их близком кругу Великий Князь Константин. Вот дочь К.Р. описывает его облик: «Обаятельный. Очень высокого роста. Очень большой нос и уши, как у бабушки Александры Иосифовны. Глаза серо-зеленые. Как у всех представителей мужского рода Константиновичей, один глаз дальнозоркий, другой близорукий. Волосы бобриком. Борода небольшая. Пальцы длинные, красивые. Жесты плавные и руки так далеко, как редко у кого размахивались. Всегда ко всем приветливый, ласковый, любознательный к жизни, делам, родне собеседника. В каждом человеке видит того, за которого Господь принес Себя в жертву. «И за него Господь пролил Кровь Свою» Отец любил простой народ, солдат, природу, лагерную жизнь… Он не жаловался на боль, никого не осуждал. Вообще он был очень выдержан. Никогда не сердился, всегда спокоен. Не торопился, не волновался. Совсем не похож на других людей». А мне вспомнилась фраза дочери Елены об отце – поэте Николае Рубцове: «Он был не такой, как все». Видимо, это отличительная черта всех великих личностей – быть и жить не как все, оставаться яркой неповторимой индивидуальностью.

     

    Март. 30. Пишу поздно ночью, под впечатлением прелестно проведенного вечера; у меня был П. И. Чайковский, Щербатов и Нилов; разговор, главным образом, шел о музыке, об опере. Мы вздумали предложить Чайковскому уйти с нами на «Герцоге» вокруг света; он очень сдается на наше предложение. Но является крупное препятствие, согласится ли начальство. Было бы хорошо, если бы судьба устроила это дело. Товарищи нашли у меня на фортепиано когда-то написанный мной романс на слова Толстого: «Когда кругом безмолвен лес дремучий»; заставили меня играть его; он написан начерно, без слов, я еле-еле разбирал его, а Петр Ильич и подавно. Последняя высокая фраза «и хочется сжать твою родную руку», с которой я носился, как с писаной торбой, им понравилась, и они долго еще ее напевали. Мы, т. е. я, простился с Чайковским с видным обоюдным радушием, как будто мы давно знакомы и даже дружны. Его близорукие глаза светились добрым, ласковым светом, в них проглядывает ум. - Хотя нас было всего четверо, мы незаметно просидели до 2-х часов, разговор не прекращался.

    Апрель. 9. 1880 г. Мы собрались с Сергеем поехать к Литургии преждеосвященных даров в Сергиевскую пустынь, а потом позавтракать в Петергофе у Христи. Все это я тщательно скрыл от Папа и Мама, а то бы меня не пустили, испугавшись за мое здоровье. Сергей заказал четверку. В 7 1/2 меня разбудили, через час я был уже у Сергея. Утро стояло восхитительное! Нева искрилась голубым блеском, воздух был теплый и ясный. Нам с Сергеем было так отрадно и весело. Дорога к Сергию совершенно высохла, снег давно стаял, и грязи не оставалось нисколько. Ивы уже получают зеленоватый отлив: «То было раннею весной, трава едва всходила...» В монастыре мы стояли обедню в Чернышевской церкви. В алтаре отпевали какого-то Плещеева, служил сам настоятель. После обедни поехали в Петергоф. Проезжали мимо Стрельны; столько рождалось светлых воспоминаний о проведенной там осени. Мне было так приятно, что мы проезжаем через мою родину (я родился в Стрельне) и прохожие меня узнавали и кланялись...

    Русская Стратегия

     

    ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:

    https://vk.com/rysstrategia?w=product-128219689_10099286%2Fquery

    Категория: - Разное | Просмотров: 168 | Добавил: Elena17 | Теги: андрей башкиров, книги, императорский дом, Константин Константинович
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru