Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8227]
- Аналитика [7831]
- Разное [3309]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Сентябрь » 5 » В.А. Башлачев. История создания, расцвета и гибели деревни Елезовки Вилегодского района Архангельской области. Ч.7.
    19:59
    В.А. Башлачев. История создания, расцвета и гибели деревни Елезовки Вилегодского района Архангельской области. Ч.7.

    1950-1960-е годы

    7 ноября 1949 года умер дед Иван Васильевич. Похоронили в Никольске. Там жил и учительствовал его сын Михаил Иванович. Там же стал жить его старший внук Николай, инвалид второй группы, создав семью с учительницей математики Серафимой Осиповной.

    Средний внук Михаил был призван в Армию и служил в Восточной Германии. Младшая внучка жила и работала в Котласе.

    На Елезовке в доме деда Ивана Васильевича остались жить: средний внук Мина, инвалид первой группы, наша мама Любава Ивановна и бабушка Мария Ивановна.

    Я после попытки поступить в Ухтинский техникум ушел жить и учиться в 8 класс в Ильинск, 18 км от Елезовки. Три зимы жил на содержании старшей сестры Людмилы.

    В 10 классе я сфотографировал наш дом на Елезовке. (Фото плохое, нет строгой вертикали).

    Главное, что показывает фото — деревня Елезовка была готова для электрификации домов. Поставлены столбы, осталось навесить провода от подстанции.

    Созданные в 1930-х колхозы работали и в годы войны, и в 1950-е годы. В колхозе работали и жители Елезовки.

    После окончания 10 класса, я отслужил в Армии, отучился в Свердловске. После радиофака Уральского политеха, стал работать в специальном КБ Минрадиопрома.

    Конечно, я не забывал деревню Елезовку и часто тосковал по ней.

    В отпуск 1967 годя я с женой Татьяной приехал в гости к брату Николаю на Виледь. На попутке доехали до Никольска, далее пешком на Елезовку. К ней подошли через поле. Вижу, от семи домов осталось три. Два с пустыми окнами. В крайнем доме Гаврилы Александровичи окна целы. Заходим, поздоровались. Гаврила больной лежит на кровати без движения. Меня он встретил так: «Всё, Веня! Кончилась на Елезовке советская власть»!

    Вот ведь как. На Елезовке Гаврила был самый ярый активист колхоза. И вот он лежачий и больной все равно уверен, что советская власть испортилась только тут на Елезовке!

    Колхозные 1940-е и 1950-е годы

    Созданный в 1930-х колхоз действовал и во время войны, и в 1950х. Колхозники работали, бригадир правления колхоза начислял им трудодни. Школьники в летние месяцы тоже работали. (Я работал на лошади с третьего по девятый класс и помню, что бригадир в своей тетради против моей фамилии и имени ставил: то 0,5, то 1,0, бывало и 1,5 трудодня).

    Домам Елезовки намеряли наделы земли. (Помню, как в середине 1940-х позади нашего дома отмеряли 26 соток земли). И устанавливали сельхозналог, который домохозяйство обязано поставлять государству натурой: молоком или маслом, яйцами, мясом, которое можно было заменить чесноком, (один килограмм чеснока за три килограмма мяса). Помню, как мама с трудом собирала сельхозналог и сдавала на приемный пункт колхоза. Не сдашь вовремя, уполномоченный по сельхозналогу выпишет иск, который мог отменить прокурор района. Все боялись прокурора. (В Москве отменили сельхозналог в середине 1950-х).

    На этих отмерянных 26 сотках земли мы сеяли ячмень и садили картофель. Грядки лука, свеклы, моркови и капусты были между домами и угором. Все жители Елезовки возделывали и собирали на них урожай. Все дома держали кур, овец или коз. Некоторые – хрюшку. Так что все дома Елезовки худо-бедно представляли из себя домохозяйства. В некоторых домах пытались держать корову. Летом днем коровы паслись на пустоши поскотины, к ночи сами возвращались домой.

    Старший внук Ивана Васильевича Николай, инвалид второй группы, и мама пытались держать корову. На зиму корове надо не менее восьми центнеров сена. А где его заготовить?.. Все сенокосы принадлежали колхозу. Николаю, как инвалиду, «выписывали билет на заготовку сена» в третьем Поперешнике – это пустошь в пойме третьего ручья за деревней Васиной. Мы несколько сезонов пытались там косить траву и в зародах сено сушить.

    А к зиме, когда земля замерзнет, надо вывезти сено на Елезовку. Нужна лошадь, а её надо выпросить у председателя колхоза. Потратишь неделю, не допросишься. И в начале 1950-х у нас не стало коровы.  Не стали держать корову и соседи.

    А без коровы какое домохозяйства? Никакое. И на Елезовке в 1960-х не осталось никого, кроме больного Гаврилы.

    О ликвидации «неперспективных деревень»

    Выше в Летописи Мины Анатольевича показано, по условиям географии земля, пригодная для земледелия представляет собой мозаичный ландшафт, небольшие оазисы между логами и лесами. Хозяйственная деятельность на таком ландшафте осуществлялась в небольших поселениях, в 1-2 версте друг от друга. Вся земля находилась в шаговой доступности для лошади с телегой. Такая «мозаика» характерна для северной половины Русской равнины

    А в Новосибирске, в Сибирском отделении АН СССР, в Институте экономики и организации производства, под руководством Абела Аганбегяна, экономист Татьяна Заславская предложила эти «мозаичные хозяйства» ликвидировать. Так родилась концепция «неперспективные деревни».

    Суть концепции: на Русской равнине к сотням тысяч русских деревень — не надо строить дороги, не проводить электричество, радио, телефон. В масштабе Русской равнины резко уменьшается расход материалов и проводов. А жителей «неперспективных» надо переселить в центральные «перспективные» поселения.

    Эту концепцию с восторгом поддержали в Москве высшие партийные деятели КПСС и правительства СССР. Ведь в масштабах страны получалась огромная экономия. На такой поддержке партии Татьяна Заславская вознеслась в кресло «академика» АН СССР.

    А что получилось в реальной действительности? Сселение всех «неперспективных» жителей в центральное село увеличило потерю времени на перемещение на поля и луга. При перегоне коров на пастбища уменьшились надои молока. (1 км «пробежки» коровы приводит к снижению удоя на 1 л).

    То, что трактор 1960-х заменил лошадей 1940-х ситуацию не изменило. Гнать трактор с прицепами за 10 километров от «перспективного» центрального села — это потеря 2-3 часов. Трактористу после ужасной тряски по колдобинам надо часок отдохнуть и пообедать. А к вечеру надо снова гнать трактор в центральное село. Спрашивается: при такой потере времени на переезд — зачем тракторист ехал 10 километров?

    Но и это еще не все потери от «перспективности» концепции. Десяток километров от полей до мест переработки и хранения — это потери сельхозпродукции. В результате за несколько лет выведены из оборота миллионы гектар удаленных полей. Резко пропало мясо, масло в русских регионах РСФСР. (В 1962 году, я в Свердловске, рано утром занимал очередь за хлебом).

    В 1963 году Никита Хрущев попросил у Президента США Джона Кеннеди, чтобы США продали несколько миллионов тонн зерна. Но в США был закон, запрещающий торговлю стратегическими товарами с СССР, а зерно относилось к таким товарам. Джон Кеннеди спросил брата Роберта Кеннеди, министра юстиции США: что делать?.. Запросили специалистов «мозговых центров», (think tanks): «как долго СССР будет покупать хлеб?». Ответ экспертов: «При мироустройстве СССР - ВСЕГДА!»  И юристы Роберта Кеннеди нашли «лазейку» в законодательстве США. И корабли-хлебовозы стали доставлять миллионы тонн зерна из США в порты СССР.

    Показательно, социалистическая Польша отказалась создавать колхозы. Крестьяне были против. Они стали развивать свои домохозяйства по пути малых хозяйственных форм, как в таких северных странах: Финляндия, Швеция, Дания, Канада.

    А Кремль Москвы стал сселять крестьян в центральные «перспективные» поселения. Так на Русской равнине было ликвидировано вековое «мозаичное» хозяйствование.

    Теперь, надеюсь, понятно, что крестьяне ругались и плевались. Молодые плюнули на всё и отправились искать лучшей жизни. А пожилые остались доживать свой век в своих домах. Между переписями на Русской равнине 235 тыс. деревень перестали числиться административными единицами. Постановление правительства в 1974 году о «неперспективных деревнях» перспективные признаны лишь 43 тыс. сельских поселений.

    Как тут не вспомнишь Виталия Осиповича Ключевского: «Чтобы согреть Россию, некоторые готовы её сжечь».

     

     

    Путешествие по следам былого расцвета

    В 1970-1980-е я несколько раз приходил пешком на Елезовку. Очень больно и тоскливо смотреть на дома, в которых никто не живет.

    В 2009 году я, сестра Павла, племянник Александр Николаевич и двоюродная сестра Людмила Михайловна пытались попасть на машине. Пытались найти ту полевую дорогу, по которой 1 сентября 1944 года я пошел в первый класс в Демино. Застряли в «зеленой пустыне». Поля заросли высокой травой на том гумусе от «назёма», которым устилали поля наши предки перед пахотой. Идем пешком, продираясь через высокий бурьян «пустыни». Наконец пробились туда, где когда-то стоял наш дом.

    Там, где я родился и вырос, «зеленая пустыня». Заросли выше головы. Это следствие органики, которая накапливалась вокруг дома. Конечно, я нашел и родник на угоре, он обмелел. Нашел и мою любимую, левую по склону, березу. Ну как не обнять её. Хотя от неё остался только высокий трухлявый пень, но он мне все равно родной.

    Отошли в сторону, на бывшее поле. Смотрим, вот что осталось от деревни Елезовки в этой «зеленой пустыне».

    Идем на другую сторону нашего угора, в пойму речки Ворониха, в которой мы в детстве ловили рыбу и купались.

    В 1920-1930-х берега и склоны, очищая от кустарника, превращали в покосы. В июле ежегодно они выкашивались. Никакой эрозии почвы на берегах речек быть не могло, потому как, после выкашивания травы, побеги корней кустились еще сильнее, затягивая пространство вокруг. За осень трава подрастала, укрепляя и корни, и почву.

    Поэтому весенние воды ничего не размывали, скатываясь с травяного берега прямо в речки. Сейчас все заросло «зеленой пустыней». К речке – не то, что рыбу ловить, подойти к берегу невозможно.

    С тоской потери малой родины вернулись к машине. Выехали на дорогу. Надо посмотреть, что осталось от деревни Островская, где родилась, выросла наша мама.

    Остановились там, где был перекресток дорог. В 1917 году по ним из Елезовки приехали мой дед Иван Васильевич и его сын Анатолий за невестой Любавой Бахтиной, которая и стала матерью семерых детей.

    Сейчас место дома моей матери не просматривается. Сплошная «зеленая пустыня». Дороги на Елезовку в густом лесу — тоже нет. (Название Елезовка искажено, ну это дело исправимое). Дорога, которую прокладывали для «перспективных» селений закончилась. Она точно отражает 1960-1980-е годы – это дорога в никуда. Далее сплошные заросли и лес.

    При ликвидации «неперспективных» закрыли и школу в Демино. Я учился в ней в 1944-1948 годах. Нас в четырех классах было «битком» — около 75. Не было ни одного пустого места за партой.

    В таком разваленном виде её сфотографировал в 2001 году мой друг по учебе Василий Леготин.

    Посмотрим, что осталось в Казаковском сельсовете.

    В 1950-х еще были живы небольшие деревни. Их названия — это их география или что-то в их истории: Васино, Питер, Гледен, Прислон, Задняя гора, Липовик, Мыс, Рай, Чудный починок. Еще стояли в Казакове две школы – начальная (1-4 класс) и семилетняя.

    В 1960-х ликвидировали и сельсовет, и школы. К 2009-м на территории Казаковского сельсовета жизнь тлела лишь в нескольких домах. Это потомки, живущие в Коряжме и Котласе, приспособили их под летние дачи.

    Жителей Казаковского сельсовета сселили в центральную усадьбу в село Никольское, в нем построили двухэтажную школу. Посмотрим, что осталось в Никольске.

    Но сначала надо заехать в деревню Рязань, в ней живет Клавдия Арсентьевна Башлачева, ей 89 лет. Она с 1950 года преподавала в Никольской школе русский язык и литературу.

    Наша беседа за чаем была долгой и касалась прежде всего, учеников. Вот что поведала Клавдия Арсентьевна.

    В 1950 году в Никольской школе два пятых класса. В каждом 37 учеников. Итого 74.

    К чему привело создание «перспективного» Никольска, превращенного в центральное поселение, куда вселили жителей трех сельсоветов?..

    В селе Никольске построили большую двухэтажную школу-десятилетку. Создали один совхоз, куда съехались все те, кто не уехал. К 2009 году в старших классах Никольской средней школы, осталось по 6-7 учеников, а в первом классе ни одного.

    А вот данные из Никольской школы 2022 года, сообщенные мне по моему запросу:

    1 класс - 10 учеников.

    2 класс - 11 учеников.

    3 класс - 12 учеников.

    4 класс - 10 учеников.

    5 класс - 6 учеников.

    6 класс - 8 учеников.

    7 класс - 8 учеников.

    8 класс - 5 учеников.

    9 класс - 7 учеников.

    10 класс - 1 ученик.

    11 класс- 3 ученика.

    Всего 81 ученик — почти как в одном 5 классе Никольска 1950года.

    А вот так уменьшалась численность Никольска, превращенного в «перспективное» центральное поселение для трех сельсоветов. https://www.bankgorodov.ru/settlement/nikolskoe-selskoe-poselenie-vilegodskogo-raiona-arhangelskoi-oblasti

    2005г —1176 чел.;

    2010г — 986 чел.;

    2015г — 887 чел.;

    2020г — 826 чел. Это сокращение, почти в 1,5 раза произошло за 15 лет. А насколько сокращение с 1950 года?.. Оно пропорционально сокращению учеников в Никольской школе.

    В селе Никольское стоит памятник погибшим в Великой Отечественной войне.

     

    На нем около 350 фамилий погибших в трех сельсоветах. Среди них три молодых Башлачевых, призванных из Елезовки:

    - наш брат Александр Анатольевич Башлачев, командир взвода отдельного штурмового батальона ОШИБС 10, погибший 3 января 1944 года в Витебской области;

    — два двоюродных брата Александра — Николай и Василий.

    На памятнике фамилии тех, кто в 1920-1930-х учился в школах Казаковского, Прилукского и Никольского сельсоветов. Это из них набрали воинов, которые в 1941-1945-х годах встали на защиту Родины и погибли, чтобы большая Родина жила. А вот их малые родины все разрушены. И разрушило их не нашествие орды Гитлера. Их разрушили безголовые правители, в Кремле, ликвидировавшие «неперспективные деревни».

    Смотрим, что осталось в Вилегодском районе.

    По переписи 1939. Вилегодский район – 26464 чел.

    В годы Великой Отечественной войны из Вилегодского района на фронт было призвано более шести тысяч мужчин. Из них каждый ТРЕТИЙ погиб на фронте.

    По переписи 1959. Вилегодский район — 23000 чел

    По переписи 2002 – 13200. чел.

    По переписи 2010 — 11158 чел.

    По переписи 2021 — 8626 чел.

    Так что с 1959 года число жителей Вилегодского района сократилось в 2,7 раз — почти в ТРИ раза.

    Центр Вилегодского района, село Ильинско-Подомское

    — 1939 год — 745 чел.

    — 1959 год —1580 чел.

    — декабрь 2022 года3274 чел.

    Так что «перспективное» центральное село Ильинско-Подомское:

    — сначала «распухло» — в ДВА раза при коллективизации; 

    — затем «распухло» —более чем, в ДВА раза при ликвидации «неперспективных» малых родин.

    Вполне очевидно, «распухло» не от увеличения числа детей, а от бюрократии, аппарата управления Вилегодским районом.

    В 1951-1954-годах я учился в 8-10 классах школы села Ильинско-Подомское. Учеба проходила в четырех параллельных классах, в каждом по 30-35 учеников. Так что в огромной двухэтажной школе, в 8-10 классах — около 400 учеников.

    В декабре 2022 года в средней школе села Ильинско-Подомское, во всех одиннадцати классах (с 1 по 11) — 387 учеников.

    Так что сокращение в центральной школе Вилегодского района за семь десятилетий — в ЧЕТЫРЕ раза.

    Если число детей сокращается в ЧЕТЫРЕ раза, а число жителей в ТРИ раза — это значит старение людей. Если это будет продолжаться, то вымирание Вилегодского района неминуемо.

    Путешествие по следам былого расцвета нашей малой родины, деревни Елезовки закончилось.

    Узнанное, увиденное и сфотографированное на местах бывших цветущих детьми деревень — это действительность, а не «мифические» достижения правителей Кремля.

    Мы в тоске и печали от увиденного и узнанного. Мы — это последние внуки Ивана Васильевича Башлачева: Вениамин и Павла Анатольевны и Людмила Михайловна. Реальная жизнь разбросала нас по всей России. И мы на прощанье сфотографировались на фоне реки Виледь.

     

    Видите, река Виледь течет. Так текла она и в цветущие 1920-е, и 350 лет назад, в 1650-1670-х, когда три брата: Иван, Василий и Леонтий Башлачевы пришли из Рязанской земли на Север.

    Потомки тех трех братьев Василий и Гаврила Башлачевы построили деревню Елезовку, а их внуки в 1920-1930-х вырастили 29 детей.

    Правители Кремля за 1960-2020-е годы уничтожило цветущие Елезовку и Казаково. Уничтожают и Вилегодский район, в котором детей стало в ЧЕТЫРЕ раза меньше.

    Заключение

    Судьба Елезовки, Казакова и Вилегодского района — это миниатюра Истории русского народа России, в котором число родившихся детей продолжает сокращаться. Смотрите график.

     

    График построен по рождениям детей в России по статистике Госкомстата СССР и Росстата РФ. С 1955 года к 2024 году число рождений сократилось в ДВА раза

    Колея (двойная линия) — это кинетика (греч.  kinesisдвижущееся) мировоззрения правителей Кремля ХХ века. Колея начинается с первой половины 1920-х. (Но, чтобы избавится от излишнего сжатия линий и годов, автор не стал удлинять график влево на 30 лет).

    Колеблющийся, относительно колеи, график — это отражение наследия той политики, которую проводили правители Кремля.

    График объективно показывает тот очевидный факт, что мировоззрение правителей Кремля направлено на сокращение детей России. Длинный календарный интервал колеи показывает: мировоззрение мало зависела от того, кто сидел и сидит в Кремле.

    Читатель может визуально на экране компьютера продлить график в будущие календарные годы. И понять, когда нынешнее мировоззрение «обнулит» рождение детей России.

    Публицистам, размышляющих и пишущих всякую разнообразную белиберду о геополитике, о новом социализме, о неолиберализме, о миро удержании, о богоизбранности — нелишне бы почесать затылок и хорошенько подумать: на те ли дела вы тратите свое время… Ведь народ, которого не заботит будущее его детей, неминуемо исчезнет.

    Русская Стратегия

    Категория: - Разное | Просмотров: 258 | Добавил: Elena17 | Теги: вениаман башлачев, демография, раскулачивание
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru