Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8227]
- Аналитика [7831]
- Разное [3309]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Сентябрь » 10 » Подлодки Игоря Спасского. Памяти создателя подводного щита России
    19:18
    Подлодки Игоря Спасского. Памяти создателя подводного щита России

    В возрасте 98 лет ушел из жизни Герой России, легендарный генеральный конструктор около двухсот советских и российских подводных лодок, экс-глава конструкторского бюро «Рубин» Игорь Спасский (1926- 2024), Почетный гражданин города на Неве.

     

     «С его именем, связаны проекты, ставшие основой стратегического потенциала Военно-Морского Флота России. Под его руководством Центральное конструкторское бюро морской техники “Рубин” стало символом надежности и инноваций», — говорится в сообщении.

    «Наша страна понесла большую утрату, — сказал губернатор города Александр Беглов, — ушел из жизни, легендарный конструктор подводных лодок, человек, чьи достижения навсегда вписаны в историю России и её военно-морской мощи. Игорь Дмитриевич был одним из тех редких людей, чьи знания и талант направляли развитие целой отрасли, определяли её будущее и обеспечивали безопасность нашего государства». Беглов отметил, что на протяжении десятилетий Игорь Дмитриевич Спасский не только создавал новые поколения подводных лодок, но и сохранял коллектив единомышленников, передавая им свой бесценный опыт. Он сформировал целую школу ученых и конструкторов, которые сегодня продолжают его дело.

    Игорь Спасский родился в городе Богородске (ныне Ногинск) Московской области 2 августа 1926 года. В 1941-ом поступил в 1-ю московскую спецшколу Военно-морского флота (ВМФ) СССР, по завершении которой учился в Бакинском Военно-морском подготовительном училище. Затем окончил инженерный факультет (паросиловой факультет) Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, после чего некоторое время служил лейтенантом-инженером на крейсере «Фрунзе». В 1950 году начал работать конструктором подводных лодок, сначала в конструкторском бюро-143 (в настоящее время Конструкторское бюро «Малахит»).

    Кстати, поначалу молодой инженер был не очень рад, оказавшись на новом месте работы. В интервью газете «Аргументы и факты» он как-то откровенно признался: «Когда узнал, что буду работать с подводными лодками, ужас взял. Незадолго до этого плавал на субмарине, спал за дизелем, а после выхода на землю оглох на трое суток. Тогда поклялся: с подлодками в жизни никогда не встречусь. Как говорится, не зарекайся», — с улыбкой вспоминал Спасский.

    Позднее Игорь Дмитриевич работал в конструкторском бюро-18 (в настоящее время конструкторское бюро «Рубин»). В 1956 году Спасский стал заместителем главного инженера «Рубина»; затем — главным инженером, а с 1974 года возглавил это бюро. Как генеральный конструктор, он был главным разработчиком всех его проектов. 

    Всего проекты Спасского включали 187 подводных лодок (91 дизель-электрических и 96 атомных), которые стали ядром советского и российского военно-морского флота. 

    «Такие люди рождаются, наверное, раз в 100 лет», — говорил о Спасском, оценивая его заслуги перед Россией, в одном из интервью Михаил Будниченко, генеральный директор ПО «Севмаш». Игорь Дмитриевич стал пионером в области перехода от отдельных, недостаточно скоординированных между собой разработок различных видов вооружений к системному проектированию. Ярким примером нового подхода к проектированию явилось создание системы «Тайфун», происходившее при огромном техническом и организационном участии Спасского. Именно этот проект в 1980-1990-е годы не позволял силам НАТО посягать на наши границы — все армии мира буквально «стояли на ушах», когда этот огромный и бесшумный атомный подводный корабль выходил в автономное плавание. 
    «По поводу проекта 941 "Акула" двух мнений быть не может. Это для своего времени был великолепный, уникальный корабль, даже фантастический, — отмечал глава «Севмаша».

    На этой подлодке для экипажа были созданы потрясающие условия: и сауна, и живой уголок, и комната релаксации с музыкой, с картинками, с птичками и рыбками. На современных кораблях ничего подобного нет. Но это был идеальный проект, который нес очень грозное оружие, удерживающее паритет с США и НАТО.

    Талантливый конструктор проявил себя и на научной работе. Опубликовал ценные труды по теории проектирования и постройки подводных лодок. Стал действительным членом Академии наук СССР. Был удостоен в 1965 году Ленинской премии, стал Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной премии СССР (1983), получил два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции и два ордена Трудового Красного Знамени.

    Когда грянула перестройка, а потом распался Советский Союз, государственные заказы на новые подлодки резко сократились. Тем не менее, Спасский продолжал упорно работать над атомными подводными лодками, в том числе подлодками 4-го поколения класса «Юрий Долгорукий». Участвовал в разработке международного коммерческого проекта «Морской старт» по созданию плавучего морского космодрома на базе переделанной нефтяной платформы. Он и сегодня обеспечивает экономичный способ отправки спутников в космос, который почти в десять раз дешевле, чем это делает американская НАСА. Под руководством Игоря Спасского ЦКБ «Рубин» начало проектировать платформы для освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе, участвовало в создании первой российской ледостойкой платформы в Арктике — «Приразломной».

    Помимо этого, ЦКБ Спасского участвовало в создании высокоскоростного электропоезда «Сокол-250» для проектировавшейся линии Москва-Санкт-Петербург (проект по финансовым причинам закрыт в 2002 году), а также построило в городе международный деловой центр «Нептун» и торгово-развлекательный комплекс с океанариумом. 

    Игорь Дмитриевич внес большой вклад в сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга. При его участии были воссозданы Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке и Литературное кафе Вольфа и Беранже на Невском проспекте; выполнен капитальный ремонт Николо-Богоявленского морского собора; проведена реставрация храма Св. Василия Великого в Лодейном Поле и церкви Иоанна Предтечи XII века в Старой Ладоге; создан Музей-памятник «Подводная лодка Д-2» и многое другое. 

    Спасский также предлагал такие оригинальные проекты, как грузовая подводная лодка для круглогодичной эксплуатации в Северном Ледовитом океане и атомная подводная газоперекачивающая станция для трансокеанских трубопроводов природного газа. И даже такие неожиданные для конструктора атомных подводных лодок проекты, как модификации городских трамваев Петербурга. За его плодотворную благотворительную деятельность Русская православная церковь наградила Спасского Орденом Святого князя Даниила Московского.

    Но были в его жизни и драматические страницы — гибель спроектированной конструкторским бюро Спасского атомной подлодки «Курск». Когда проходило расследование причин гибели субмарины, на которой взорвалась неисправная торпеда, следователи отметили, что автоматическая система отключения ядерного реактора подводной лодки, разработанная конструкторами Спасского, сработала безукоризненно и спасла Баренцево море от ядерной катастрофы. Игорь Спасский лично руководил операцией по подъему «Курска» и потом написал книгу об этой трагедии.

    Еще одна трагедия, которая навсегда осталась в сердце выдающегося конструктора, — это гибель 7 апреля 1989 года в Норвежском море атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»). Трагедия произошла из-за пожара в отсеках. Некоторые адмиралы обвиняли создателей «Комсомольца» в конструктивных недоработках.
    Однако Игорь Спасский во время обсуждения причин трагедии заявил о неподготовленности экипажа корабля к борьбе за живучесть, отступлении подводников от требований руководящих документов, что в итоге и привело к затоплению субмарины. Его аргументы были настолько выверены и неоспоримы, что комиссия не могла не указать в своем решении на вину ответственных за боевую подготовку экипажа лиц ВМФ, вспоминали свидетели обсуждения причин гибели подлодки.

    Как считают специалисты морского дела, Игорь Спасский заложил основы прорывного отечественного подводного кораблестроения. То, что мы сегодня имеем лучшие в своем классе ракетные подводные атомные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» и многоцелевые подводные атомные крейсера проекта 885 «Ясень», созданные уже его учениками, заслуга в первую очередь Игоря Дмитриевича, говорят эксперты. 

    Деятельность созданной Спасским замечательной школы инженерно-технического и высокотехнологического творчества сегодня направлена на создание лучших подводных кораблей, которые надежно укрепляют безопасность нашей страны. 

    «Игорь Спасский — это гениальный русский конструктор, — сказал «Столетию» капитан первого ранга в отставке, а ныне глава Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов. — Я проходил практику на его подлодке и окончил то же самое училище, что и он. Русские моряки высоко ценят Спасского, он для нас — символ величия нашего Военно-морского флота».

     

    Владимир Малышев

     
    Специально для «Столетия»
    Категория: - Разное | Просмотров: 103 | Добавил: Elena17 | Теги: утраты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru