Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя представил спектакль-концерт «100 лет. Репетиция юбилея», подготовленный артистами разных поколений под руководством Антона Яковлева.
В тот же день состоялся сбор труппы, на котором обнародовали планы театра на 100-й сезон, и они весьма конкретны. 20 сентября на Малую сцену выйдут «Разбойники», над пьесой Фридриха Шиллера работает Марк Вдовин. Спектакль родился из эскиза, показанного на лаборатории «Перспектива» в прошлом сезоне, что свидетельствует о верности выбранных ориентиров. В последний день ноября на Основной сцене сыграют «Старшего сына». Свою пьесу Александр Вампилов назвал комедией, и с тех пор уже более полувека режиссеры оспаривают авторское определение жанра, а иногда и соглашаются с ним — интересна позиция Кирилла Пирогова, замечательного актера, на счету которого уже несколько режиссерских работ. На Малой сцене, и тоже в ноябре, молодой режиссер Арина Бессергенева предъявит спектакль «Записки сумасшедшего» по повести Николая Гоголя, в прошлом сезоне в репертуаре появилась ее гоголевская «Шинель», которая выросла из лаборатории «Гоголь.215».
Художественный руководитель театра Антон Яковлев незадолго до Нового года представит премьеру «Преступление и наказание» по роману Федора Достоевского. В главных ролях — Любовь Константинова, которую зрители запомнили по роли Катерины в спектакле «Гроза. Искушение», и новобранец Андрей Финягин. Также в планах театра на вторую половину сезона объявлены «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера в постановке режиссера и хореографа Константина Мишина и «Зойкина квартира» по произведениям Михаила Булгакова в сценическом прочтении Сергея Тонышева, тоже режиссера и хореографа. Ожидается совместный проект Театра Гоголя и Москонцерта: музыкально-драматический цикл объединит концертные номера и художественное слово. В сопровождении оркестра со сцены прозвучат произведения классиков: Михаила Салтыкова-Щедрина, братьев Гримм, Эдгара По, О.Генри.
Главным парадным событием сезона станет празднование юбилея — вечер пройдет на Основной сцене в день рождения театра, 24 апреля 2025-го. Театр имени Гоголя начал подготовку к знаменательной дате заблаговременно и открыл театральный год премьерой концерта «100 лет. Репетиция юбилея». В зачине вечера Антон Яковлев сказал, что не хотел подходить к программе формально: «Это спектакль-концерт, актерская исповедь; актеры в основном говорят чужие тексты со сцены, и сегодня мы решили предложить им заговорить и своими словами тоже».
Цели создать фабульную историю режиссер не ставил, получился благодатный микст капустника и документального театра, навеянного форматом вербатима. Актеры, от старожилов до новобранцев, выходили на сцену с монологами о своих судьбах, приоткрывали тайны закулисья, вспоминали дебюты и гастроли, раздумывали о том, чему их научил театр и почему он стал для них самой важной частью жизни. И все без исключения признавались в любви к своему родному Театру Гоголя. Смешные и искренние монологи перемежались музыкальными номерами и импровизациями — молодая и заводная театральная рок-группа «Гоголь-моголь», в составе которой артисты труппы Марк Бурлай, Дмитрий Высоцкий, Андрей Злобин, Кирилл Ковбас и Егор Попов, и вовсе не покидала подмостков.
На свободную от декораций сцену вышел Егор Попов, оставив свою гитару, и исполнил бессмертную песню Тихона Хренникова и Михаила Матусовского: «Здесь живут мои друзья, / И, дыханье затая, / В ночные окна вглядываюсь я». Оказывается, Леонид Утесов, благодаря которому «Московские окна» появились на свет, — он попросил композитора написать песню о Москве, — выступал на сцене Театра Гоголя. Этого факта многие зрители, среди них и ваш корреспондент от «Культуры», не знали.
Концерт получился познавательным. Харизматичный Анатолий Просалов в своем монологе мечтал о машине времени, чтобы отправиться в военный 1942 год. Тогда на протяжении 22 месяцев на специальном поезде артисты колесили по северным землям страны. Они играли для бойцов Красной Армии и местных жителей в депо и казармах, на станциях и полустанках, на платформах и в открытом поле, сами были и декораторами, и монтировщиками, и костюмерами. В память об этих героических гастролях и к 80-летию Великой Победы весной 2025 года театр планирует осуществить проект под названием «Поезд Победы» в городах Сибири. Так современный театр отзовется на зов далеких лет.
В годы Великой Отечественной театр назывался Театром транспорта и находился в ведении Министерства путей сообщения. Вообще Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя не раз менял имена: создавался как Передвижной театр драмы и комедии при Центральном комитете профсоюза железнодорожников, позже стал Московским, затем — Центральным театром транспорта. В военное лихолетье получил свою прописку на улице Казакова, а в 1959-м, в год 150-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, — свое нынешнее название. Об этом внимательные зрители тоже узнали из актерских монологов.
Отдельной темой спектакля-концерта прозвучали воспоминания о выдающихся актерах, ушедших и здравствующих, — кумирах разных поколений. Борис Чирков и Владимир Самойлов, Валерий Афанасьев и Светлана Брагарник, Леонид Кулагин и Евгений Меньшов, Игорь Бочкин и Алексей Гуськов. Эту тему открыла актриса Людмила Чиркова, которая служит в театре с 1973 года, в завершение своего монолога она трепетно прочитала стихотворение Валентина Гафта: «Театр! Чем он так прельщает, / В нем умереть иной готов, / Как милосердно Бог прощает / Артистов, клоунов, шутов».
Подхватила трогательный диалог поколений прекрасная актриса Анна Гуляренко, учившаяся на первом знаменитом курсе Олега Табакова в ГИТИСе. Тогда, на рубеже 70–80-х годов, никто не сомневался, что для «цыплят табака» откроют новый театр, но не случилось. Анна Юрьевна рассказала о хлебосольной тридцатой гримерке, где складывались не только традиции чаепитий, но и семейные союзы, о легендарном спектакле «Берег» по роману Юрия Бондарева в постановке Бориса Голубовского, куда рвалась вся Москва, и поблагодарила старшее поколение: «В 1980-м я пришла сюда, в театр у Курского вокзала, за Садовым кольцом, — переждать, а получилось на всю жизнь… старожилы приняли меня как родную. Это очень важно для молодых артистов, как их принимает труппа».
Наиболее интересно воспринимались монологи, чьи сюжеты складывались в единую историю. Изобретательно, остроумно и темпераментно об актерской судьбе, о том, что такое быть актрисой и создавать неведомую реальность, что рождается на сцене, — рассказала Ольга Добрина. На вечере звучало немало старых добрых песен: «Зимний город уснул уже.../ В синем сумраке лишь одно / На двенадцатом этаже / Не погасло твое окно»; «Звезды поднимаются выше, / Свет уже не сводит с ума. / Если ты меня не услышишь, / Значит, наступила зима»; «Когда проходит молодость, / То по-другому любится». Публика попадала под магию ностальгических чувств и реагировала бурно.
Кульминация вечера — массовое откровение под музыку танго — доказало неисчерпаемость танго-фантазий. Монологи образуют целостную композицию, сотканную из меланхолии, слез, отчаяния, чувственности, печали, надежды. Завершил встречу темпераментным соло худрук, где сошлось разное, но одинаково важное: «… в сумасшедшем мире есть убежище, прекрасная иллюзия, которая называется театром», и подтвердил свои слова пушкинскими строками: «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман…»
В кулуарах театра говорят, что спектакль-концерт» войдет в репертуар юбилейного сезона, что было бы хорошо, поскольку он так ясно и зримо представляет главные достижения коллектива. Чуть более двух лет назад Антон Яковлев возглавил Театр Гоголя — практически без репертуара, с малочисленным составом, без надежды на возрождение. Теперь ясно: на улице Казакова, как и прежде, есть команда единомышленников, способных и голосистых актеров разных возрастов, здесь живут память и вера, здесь царит любовь. Все-таки театр — колдовское место, где случаются чудеса…
Елена ФЕДОРЕНКО |