В России много удивительных мест. Россия вообще уникальна своим природным и историческим богатством. Это размах от Балтики до Камчатки и неповторимость деталей на каждом углу между ними. И за каждой деталью глубокая тысячелетняя история. История тех, кто прошёл по этой земле, и история тех, кто отдал жизнь за то, чтобы она стала Россией… Но знаем ли мы их?
Калининградская область — маленький «клочок» российской земли у побережья Балтийского моря, окруженный Литвой и Польшей. Сегодня это русская земля посреди Европейского Союза и блока НАТО, принадлежность которой к России всё чаще подвергается сомнению за рубежом. Но как любая часть России, она стоит на крови героев. И стоит крепко. Присоединённая к СССР после Второй мировой войны, она хранит в себе не только следы воинов Красной Армии, но и следы солдат Русской Императорской армии, оставленные на протяжении нескольких столетий. Множество безымянных могил, в которых покоятся десятки тысяч российских воинов, остались здесь навсегда. И эти могилы не только делают эту землю российской навечно, но и наполняют глубоким смыслом факт её присоединения к России — солдат Красной армии пришёл сюда по следу солдата Первой мировой.
110 лет назад, в начале XX-го века русский воин пришёл сюда, чтобы отстоять право России на существование, подвергнутое сомнению кайзером Германской Империи. Вчерашний союзник, которого Россия вырастила на свою голову, отплатил чёрной неблагодарностью - немцы пытались переписать карту Европы, отодвинув Россию от Балтики и Черного моря. Русскому монарху Николаю II не оставалось другого выхода, кроме как примкнуть к союзу с Францией и Англией, чтобы не остатьcя один на один с немцами, размечтавшимися о мировой гегемонии. В ответ на объявление Германией войны и оккупацию в августе 1914 года русских городов Калиш и Ченстохово русские войска предприняли наступление туда, где немец их ждал меньше всего — в Восточную Пруссию. Так для России началась Первая мировая война, ставшая прологом для национальной измены и второй русской революции.
В 1914 году солдаты русской армии, пришедшие сюда, на нынешнюю землю Калининградской области, и представить себе не могли, что она станет российской, хотя Император Николай II с самого начала войны планировал присоединение Восточной Пруссии по её итогам. Тогда русский солдат шел по дорогам Пруссии за тем, чтобы помочь союзнику французу не потерять свою Францию — в августе 1914 года англо-французские войска, сметаемые «ураганом» марширующей германской группировки, откатывались к Парижу, а французский посол Морис Палеолог умолял русского Царя начать наступление и спасти Францию, оттянув на восток часть германских войск, наступающих на Париж. Николай II принял трудное решение: он направлял в Пруссию две неподготовленные армии, чтобы спасти Париж, но этим Россия спасала не только Францию, но и саму себя. Ведь если бы Франция не устояла в 1914-м, то после её поражения по плану германского командования соединённые армии Германской и Австро-Венгерской империй должны были обрушиться на Россию. И тогда бы немцы оказались под Москвой, как в 1941-м году…
Две недомобилизованные, неукомплектованные армии, подчинённые наполненному изменниками штабу Северо-Западного фронта, а уже тогда в начале войны они начали плести свою предательскую сеть и готовить заговор, расставляя своих людей и убирая верных Царю, всё равно сделали своё дело. Верный России немец Павел Ренненкампф в Гумбинненском сражении разбил 8-ю германскую армию, прикрывавшую Кенигсберг, а Александр Самсонов, командующий 2-й русской армией, создал угрозу южнее. И хотя тактический итог Восточно-Прусской операциии оказался нулевым, стратегический успех операции признали все: и Англия, и Франция и Германия — Россия и русский солдат изменили ход этой войны в самом её начале и обеспечили победу Антанты. Русский солдат затем ещё раз вернулся сюда в осеннем наступлении и стоял в Восточной Пруссии до февраля 1915 года, когда из-за изменников в командовании фронтами и предательства союзников начал оступление до Бреста. Сейчас это отступление историки называют «великим», когда русская армия при ужасном дефиците снарядов, под сильными фланговыми ударами германских армий не попала в окружение, а организованно отошла на линию Рига-Сморгонь-Тернополь, оставив врагу русскую Польшу, Литву и западные территории современных Украины и Беларуси. Но это отступление не идёт ни в какое сравнение с отступлением Красной Армии 1941 и 1942 годов. Стоит отметить, что прекращение русского отступления произошло после того, как армию возглавил сам Император Николай II.
На земле Калининградской области последние бои Первой мировой войны произошли в окресностях прекрасного Виштынецкого озера. Чистое как слеза это озеро, расположенное на возвышенности посреди первозданной Роминтенской пущи, стало свидетелем и первого наступления русской армии в августе 1914 года, и начала «великого» русского отступления зимой 1915-го. Здесь у озера 13 февраля 1915 года* принял свой последний бой поручик Николай Нечаев и 69 воинов 106-го пехотного Уфимского полка, прикрывавшие отход 20-го армейского корпуса. Перед войной Николай Нечаев вышел на пенсию по причине увечья — лишился глаза, но не смог находиться в тылу, когда началась Первая мировая война. В полку он был на хорошем счету и упросил полковника Константина Прокофьевича Отрыганьева взять его, инвалида, на фронт. Нечаев отлично действовал, командуя пулемётным взводом, в бою под Шталлупененом 17 августа и в Гумбинненском сражении 20 августа. В ходе второго русского наступления в Восточную Пруссию в октябре 1914 года Николай Николаевич своими действиями задержал наступление германцев и обеспечил беспрепятственный отход своего полка. Его жизнь оборвалась у Виштынецкого озера, когда бовые порядки 106-го полка были нарушены, а немца надо было задержать любой ценой. Нечаев был ранен, но отказался покинуть поле боя. Его взвод сражался до последнего, пока не были убиты все наводчики, а патроны не оказались растрачены. Только тогда Нечаев разрешил отступать, при этом слабеющей рукой крестил солдат. Это были его последние минуты. Смерть героев не была напрасной — полк выполнил приказ и вышел из окружения в этот день. За веру, Царя и Отечество отдал свою жизнь поручик Нечаев и 69 безымянных героев. Их фамилии и имена неизвестны, потому что полк в составе 20-го армейского корпуса через 8 дней попал в окружение, а записи в полковом журнале лишь сообщают, что при отступлении из Восточной Пруссии 21-го февраля 1915 г. пропали без вести 2880 человек**…
Сколько из них остались в безвестных могилах на территории Польши и Калиниградской области… Может в этих могилах твой предок, читатель?! Сколько из нас знает своих предков до революции? В скольких русских семьях ведут родословную с 17 века? С 15-го? С 10-го?… Революция и последующие события буквально сожгли русские родословные… Мы как будто без роду и племени… Где твои дети и внуки, Нечаев?!
В 1946 году из части земель Восточной Пруссии была образована и присоединена к СССР Калининградская область. Начался российский период истории края, но он принёс могилам наших героев запустение. Если немцы после Первой мировой сохраняли захоронения российских воинов, то советский человек, наученный коммунистической партией, что Первая мировая — война империалистов, в лучшем случае не сохранял эти могилы, а в худшем — разрушал. Усугубило положение и то, что Советская власть видела опасность появления новых кулаков в бывших немецких усадьбах, и уничтожала их. Развитая сеть немецких дорог и хуторов Восточной Пруссии серьёзно сократилась, а многие воинские мемориалы, устроенные немцами у дорог, оказались заброшенными в полях. Дополнили картину запустения черные копатели, разорявшие могилы воинов в поисках золотых николаевских монет. Лишь редкие случаи сохранения воинских захоронений можно привести в качестве примера обратных действий в советский период истории региона.
С началом перестройки в Калининградской области верующим, наконец, после 40-летней борьбы, удалось добиться создания приходов Русской Православной Церкви, и в городе Нестерове, бывшем Шталлупенене, в 90-х годах появился священник. Отец Георгий Бирюков — в прошлом офицер Советской армии, увлёкся историей и стал краеведом, изучающим следы России на земле Калининградской области. Разыскивая могилы воинов Первой мировой, он ставил на них кресты и и закапывал ямы с выброшенными черными копателями костями. На старом кладбище бывшего немецкого посёлка Кальтензее у Виштынецкого озера он обнаружил странное захоронение, которое было похоже на мемориал Первой мировой войны, от которого осталось только ограждение из валунов. Отец Георгий посчитал, что это место захоронения поручика Нечаева и с ним 69-ти воинов 106-го пехотного полка, и стал обустраивать его, но со временем обнаружил, что захоронение пустое, а настоящая могила Нечаева находится в лесу в двух километрах от этого места. Причём могила наших воинов оказалась разграбленной — черные копатели лишь присыпали землёй мешки с костями солдат, которые они вынули из могилы. На помощь пришли поисковики, и останки поручика Нечаева, а с ним и 69-ти героев удалось перенести и захоронить на территории православного храма в Нестерове, где служит отец Георгий. А на месте пустой могилы священник решил обустроить памятник. На помощь пришли общественники из организаций «Белое Дело» и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, и 1 августа 2014 года у дороги на берегу Виштынецкого озера торжественно был открыт памятник 106-му пехотному Уфимскому полку, принявшему здесь бой в феврале 1915 года.
Но российские СМИ не заметили его открытия — в это же время чиновниками на бюджетные средства открывались памятники в Москве на Поклонной горе, в Калининграде и Гусеве Калининградской области. Памятники в городах - это красиво и удобно, но ведь настоящие места сражений и подвига наши предки себе не выбирали - они приняли бой и сложили головы там, где это было нужно. Так скромный, но очень важный памятник героям Первой мировой войны на берегу Виштынецкого озера оказался для СМИ неинтересен. Да и чиновникам он тоже оказался не нужен - его не включают в туристические маршруты и не публикуют в буклетах, издаваемых за бюджетный счёт…
В этом году в Калининградской области прошли масштабные мероприятия, посвященные 110-летию начала Первой мировой войны. Эти мероприятия прошли в городе Гусеве, где никаких боёв Первой мировой не было. Мероприятия масштабные по финансам - Президентский фонд культурных инициатив выделил на них 35 миллионов рублей, ещё добавило денег и РВИО… В Гусеве собрали огромную сцену, установили дорогостоящую звуковую аппаратару и экран, приехала певица Варвара, историки и актёры. Приехали чиновники и отчитались, что они сохраняют память о наших героях. Но масштабные по финансам мероприятия оказались крайне скудные по посетителям - зрителей оказалось мало. То ли жара всех распугала, то ли чувствуют люди, что это лишь показуха… Что не на концерты надо тратить деньги, особенно когда гибнут наши воины, защищая Россию, а на то, чтобы привести в порядок могилы героев Первой мировой, и поставить памятники им там, где они сложили головы… И никто из организаторов не вспомнил про памятник у Виштынецкого озера, который поставил православный священник Георгий Бирюков из Нестерова. А за 10 лет он обветшал и требует ремонта…
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан — так гласит преамбула закона Об увековечении памяти погибших при защите Отечества. И это верно — память о наших великих предках должны сохранять прежде всего мы сами. И не надо ждать, когда чиновники решат это сделать! Обветшал памятник у Виштынецкого озера? Нет сил у священника его восстановить? Так давайте мы поможем! «С Миру по нитке - голому рубаха», а героям памятник! Ведь мы и есть — потомки героев Первой мировой войны!
Есть ли мы?
Михаил Черенков
Председатель Совета Калининградского регионального отделения ВООПИиК
Если вы желаете принять участие в ремонте памяника воинам 106-го пехотного Уфимского полка, просим присылать пожертвования на счёт прихода храма Святого Духа города Нестерова:
НАИМЕНОВАНИЕ: СВЯТО-ДУХОВ ПРИХОД
ИНН 3920002195
КПП 392001001
ОГРН/ОГРНИП 1033918507380
Счёт 40703810920090100032
БИК 042748634
НАИМЕНОВАНИЕ БАНКА: КАЛИНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8626 ПАО СБЕРБАНК
К/С 30101810100000000634
НАЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖА: Память погибших воинов 106-го Уфимского полка
* - все даты даны по новому стилю;
** - РГВИА фонд 16196 опись 1 д. 232 л.л. 203 об., 235; л.л. 237 об., 254; л.л. 255 об., 269; л.л. 271 об., 289; 291 об., 305; л.л. 307 об., 323.
Русская Стратегия |