Россия XIII-XIV веков переживала тягчайшие испытания. В 1242 году Св. Благоверный Князь Александр Невский спас русскую землю от натиска тевтонов, остановив их движение на восток знаменитым Ледовым побоищем. Через сто с лишним лет, в Куликовской битве (1380 год) князь Дмитрий Донской оказал мужественное сопротивление татарам. Можно безошибочно сказать, что Куликовская битва спасла самое имя России от исчезновения, а русский народ от истребления и окончательного порабощения.
Раздробленная на множество княжеств, Русь не могла противостоять в XIII веке татарскому нашествию. Несогласованность русских удельных князей привела к страшному для русских поражений на р. Калке (1224 г.), когда татары уничтожили русское воинство, разорили страну и обложили русский народ непомерной данью.
Постепенно Русь начала оправляться от разгрома. В ней окрепло созданное Иоанном I Калитой Московское княжество, которое, постепенно объединив ряд княжеств северо-восточной Руси, подчинило своему влиянию Тверь, Рязань, заключило договор с Новгородом и успешно противостояло Литве. В то время, как усиливалась Москва, татарская Золотая Орда приходила в упадок, от нее постепенно отделялись царства Крымских татар, Яицкое, Сибирское и др., между этими отдельными ханствами началась междоусобица.
Московские князья начали пользоваться слабостью Золотой Орды, постепенно устраняя ханскую власть на окраинах Орды (в Мордовии, на Каме и т.д.).
Однако во второй половине XIV века хан Золотой Орды Мамай понял, к чему ведет политика Москвы и в 1378 году выслал для ее покорения большое войско, разделенное на два отряда: один направился на Нижний Новгород разграбил и сжег его, другой же двинулся на Москву.
В Москве уже двенадцать лет правил молодой энергичный князь Дмитрий Иоаннович. Он в союзе с рязанским князем Олегом вышел навстречу татарам и нанес им поражение на берегах реки Вожи, неподалеку от Рязани. Это была первая крупная победа над татарами. Хан Мамай понял, что русские решили сопротивляться: летом 1380 года сам Мамай во главе огромных полчищ двинулся на Русь. На этот раз цель Мамая была ясна: уничтожить дотла русское государство. Желая обеспечить себе победу, Мамай, кроме татарских и половецких племен, нанял отряды закаспийских мусульман, черкесов и даже генуэзских ландскнехтов. Кроме того он заключил союз со старинным противником Москвы, литовским великим князем Ягелло. Наконец, в русском стане нашлись предатели: недавний союзник Дмитрия, рязанский князь Олег, предложил Мамаю оказать ему поддержку против Москвы.
Общая сила войска Мамая была 300000 человек, не считая литовцев и рязанской дружины.
Великий князь Дмитрий обратился тогда не только к своим удельным князьям: Ростовским, Ярославским, Белозерским, но послал за помощью к другим великим князьям и в Новгород, но ни от кого из них не успел получить значительной поддержки. Силы его, правда, были хорошо обучены. В Москве собралось около 150000 войска, которое под начальством великого князя Дмитрия Иоанновича в августе 1380 г. выступило в поход. Перед началом похода великий князь посетил преподобного Сергия в его монастыре и получил благословение на ратный подвиг. Знаменитый игумен дал великому князю из братии своего монастыря двух богатырей, по имени Пересвет и Ослябя, как видимый знак своего сочувствия к подвигу князя Дмитрия (оба эти богатыри-схимники погибли в бою с татарами и погребены в Симоновом монастыре в Москве).
Первоначально Московское войско двинулось на Коломну, к границам Рязани, так как думали, что Мамай пойдет на Москву через Рязань. Когда же узнали, что Мамай идет западнее, чтобы соединиться с Литвою, то великий князь двинулся также на запад, к Серпухову, и решил не ждать Мамая на своих границах, а идти к нему навстречу «в дикое поле» и встретил его раньше, чем он успел соединиться с литовцами. Дмитрий переправился через Оку на юг, пошел к верховьям Дона, перешел и Дон, и на Куликовом поле, при устье речки Непрядвы (впадающей в Дон справа), встретил Мамаеву рать.
Прежде чем рассматривать Куликовскую битву, вернемся несколько назад. Разведчики донесли великому князю, что татары должны соединиться с литовцами и рязанцами – на берегах Оки, чтобы затем двигаться на Москву. Сроком этого соединения намечалось 1-е сентября. Великий князь, как сказано было выше, решил этого соединения не допускать и разбить сначала главные неприятельские силы, т.е. войско Мамая.
Замечательны меры, принятые великим князем Дмитрием во время его движения навстречу Мамаю в области разведки: в первые же дни военных приготовлений были отправлены в степь конные разведывательные отряды, «крепкая сторожа». Для указания маршрута следования армии были взяты 10 приезжих купцов, хорошо знавших зимовники и кочевья татар. Переправившись через Оку, великий князь отправил отборный конный отряд под самую татарскую «сторожу», с заданием добыть «языка». Захваченный в плен татарский витязь показал, что татары находятся еще за Доном и медленно продвигаются вперед, выжидая Ягелло и Олега, а также, что им ничего не известно о близости русского войска. Отчасти татар успокаивали сообщения Олега Рязанского о том, что московская рать не осмелится выступить так далеко.
Перед великим князем стал важный вопрос: перейти ли Дон и атаковать татар, оставив у себя в тылу реки Дон и Непрядву, или, опираясь на эти естественные преграды, ждать татар на переправах. На военном совете Дмитрий сообщил о своем решении: «Ведайте, что я пришел сюда не за тем, чтобы Дон стеречь, но дабы русскую землю от пленения и разорения избавить или голову свою за всех положить: честная смерть лучше плохого живота. Ныне же пойдем за Дон, и там или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы».
Решение было достойным большого полководца: переход через Дон произвел огромное моральное впечатление на войска, поднял уверенность в вожде и своих силах и дух войск.
Решившись переправиться через Дон, Дмитрий приказал наводить мосты и искать броды для конницы. Надо было спешить: прискакавшие разведчики сообщили, что Мамай узнал о движении русских и торопится к реке, чтобы не допустить переправы рати до прихода литовцев.
Но Мамай опоздал на один день: русское войско переправилось в ночь с 7 на 8 сентября и в это же время показались передовые татарские разъезды, - литовцы в это время были на 50-60 верст от места переправы.
В качестве места для боя великий князь наметил обширное волнистое десятиверстное поле, замкнутое с трех сторон естественными преградами: на запад и север рекой Непрядвой, на восток рекой Доном. Это место, называемое по близости одноименной деревни Куликовым полем и сделалось ареной боя.
Выбор места тоже характеризует личность великого князя. В случае неудачи Коликовое поле явилось бы для русских мышеловкой, в которой была бы изрублена вся армия: берега окаймлявших ее рек были круты и обрывисты, и отступление было невозможно, но зато эта местность представляла собой огромную для русских выгоду: оба крыла русских упирались в естественные препятствия для действий конницы. Татары всегда применяли систему глубоких охватов, причем главную силу у них составляла конница. Между тем левый фланг избранной позиции охранялся реками Курцою, Смолкою и Доном, правый фланг – лесистыми оврагами речек Непрядвы и Дубяка.в этих условиях конница могла действовать на крайне незначительном участке. Наконец, самая ограниченность площади, предохраняя ее от отходов и обуславливая фронтальный бой, отчасти уравновешивала силы сторон, так как татары не имели возможности ввести в битву все свои силы, вдвое превосходившие по численности русскую рать.
Утром 8-го сентября русская армия заняла боевую позицию. «Полк правой руки» примкнул к оврагу Нижнего Дубяка, «полк левой руки» - к реке Смолке, а в центре расположился Передовой полк и Большой полк, составленный главным образом из пехоты. Наконец, за левым флангом, в открытом месте, в дубраве у Дона был помещен Запасный полк под начальством двоюродного брата Дмитрия князя Владимира Андреевича и опытного волынского воеводы Дмитрия Боброка.
В 11 часов утра оба войска начали сходиться. Передние татарские отряды, одетые в серые кафтаны и несшие темные щиты, медленно надвигались на сверкавшую червлеными щитами русскую рать. В средней своей части они состояли из пехоты: двигались они густой колонной, причем задние клали свои копья на плечи передних; у стоявших в задних линиях бойцов копья были длиннее, чем у передних. На крыльях татарского войска была расположена конница.
Первый натиск татар пришелся в центр русского расположения. Вскоре Передовой полк был изрублен. Татары обрушились на Большой полк, силясь прорвать фронт. По условиям местности бой происходил на пространстве 4-41/2 версты. Теснота была такая, что многие задыхались. Воины схватывали противника левой рукой, а правой рубили. Кони едва могли двигаться от множества трупов.
Численный перевес татар позволил им потеснить русский центр, но прорвать линию обороны им не удалось. На правом фланге русских дела шли успешнее, но командовавший там князь Андрей Ольгердович ограничивался отражением атак, не решаясь продвинуться вперед, в виду тяжелого положения центра.
Но тут настал критический момент боя на левом русском фланге. После упорной борьбы татары прорвали там линию защиты и весь левый фланг стал подаваться назад. Не имея возможности развернуть все свои силы, татары начали теперь распространяться по очищаемой территории, выходя во фланг и тыл Большому полку. Оглушительный свист и гиканье прокатилось по полю: казалось, исход боя уже решен.
Однако, прорвав левый фланг русского расположения, татары, не зная того, подставили себя под удары спрятанного за дубравой Засадного полка. Этот полк – стратегический резерв русского войска – и решил судьбу Куликовской битвы. Несмотря на требования, которые сыпались со всех сторон, поскорее вступить в бой, несмотря на обвинения в трусости, на кажущееся поражение всего русского войска, несмотря на разногласия с жаждавшим вступить в бой князем Владимиром, несмотря даже на то, что сам великий князь Дмитрий перестал в конце руководить боем, ибо был ранен, оглушен и лежал без чувств на поле сражения, воевода Боброк дождался решительной минуты, когда татары увлеклись преследованием, и только тогда выступил из засады. Неожиданное появление свежего сильного отряда ошеломило татар, которые в полном беспорядке стали отступать. Это послужило сигналом к общему и решительному наступлению русских, - татары обратились в бегство. Сам Мамай еле спасся, оставив свой шатер, жен и сокровища. В три часа пополудни бой закончился, продолжалась лишь погоня за одиночными беглецами.
Татары потеряли около 150000 человек, русские около 100000.
Литовский великий князь Ягелло узнав об исходе сражения, с большой поспешностью ушел обратно в Литву.
***
Возвращение в Москву великого князя Дмитрия, прозванного Донским, было торжественно, но и печально. Велика была победа, но велики и потери. Когда два года спустя (1382) преемник Мамая Тохтамыш внезапно пришел с войском на Русь, у великого князя не оказалось войска. Москва была взята татарами и разграблена, а Дмитрий вынужден был признать вассальную зависимость от хана. Понадобилось еще сто лет, чтобы свергнуть татарское иго.
Тем не менее, Куликовская битва имела огромное значение для Русской Государственности. Ее военное значение заключалось в том, что она уничтожила прежнее убеждение в непобедимости татар и показала, что Русь окрепла для открытой борьбы за независимость. Политическое же и национальное значение ее заключалось в том, что она дала толчок к решительному народному объединению под властью одного Государя, а также показала русским, что только объединение всех усилий народа может привести к победе над врагом.
В. О.
// Часовой. – 1938. - № 214. – С. 3-5
Дорогие единомышленники! В этом году легендарный белогвардейский журнал-долгожитель «ЧАСОВОЙ» отмечает 95-летие. К этой дате мы запускаем проект перевода избранных материалов издания в печатный формат с тем, чтобы в дальнейшем
- сделать их общедоступными для ознакомления в интернете
- издать часть из них отдельной книгой
Материалы, нуждающиеся в переводе в текстовый формат, отобраны. Это очерки и по актуальной проблеме украинского сепаратизма и планов расчленения России, и по истории Белой борьбы и Великой войны, и по русской национальной идеологии, и по другим не теряющим для нашей современности интереса вопросам.
Материалы на данный момент наличествуют лишь в отсканированном (не распознанном) виде. При автоматическом переводе в текстовый формат выходит «абракадабра», которую надо частично чистить, частично расшифровывать. Поэтому НАМ ОЧЕНЬ НУЖНЫ ДОБРОВОЛЬЦЫ, которые не пожалели бы для БЛАГОГО РУССКОГО ДЕЛА некоторого количества времени (по возможности) и взяли бы на себя труд перепечатки или чистки-расшифровки отобранных статей. Статьи для работы из общего списка можно выбирать самостоятельно.
Добровольцев просим писать в личные сообщения группы или на е-мэйл:
https://vk.com/rysstrategia
rys-arhipelag@yandex.ru |