ПРИОБРЕТАЙТЕ В НАШЕЙ ЛАВКЕ И НА ОЗОНЕ:
https://ozon.ru/t/7BkwyPd
(1-я публикация в журнале «Труды кафедры богословия» СПб ДА. 2020. № 2 (6). С. 73–85.)
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы бессознательного с точки зрения православной антропологии. Учение о бессознательном выглядит на поверхностный взгляд весьма правдоподобным даже с православной точки зрения, но в нем заложена совершенно иная антропология, нежели та, которой учили святые отцы. В нем человек по природе изначально хорош или изначально порочен, тогда как в православной антропологии душа человеческая – поле битвы Бога с духами злобы поднебесной. Поэтому учение о психологических комплексах и их влиянии на человека, принятое в ХХ веке, нуждается в пересмотре. К этой же мысли приходит культурная антропология, которая на протяжении десятилетий безуспешно пыталась установить связь типа личности человека с его детскими травмами. То, что человек ощущает как проекцию своего бессознательного, часто является влияниями духовного мира – помыслами, внушаемыми Богом, ангелами или бесами. В действительности бессознательное функционально, оно – лишь устойчивые ассоциативные связи, служащие падшему человеку инструментом его адаптации к падшему миру.
Ключевые слова. Личность. Культура. Психоанализ. Бессознательное. Культурная антропология. Психологические комплексы. Помыслы. Прилоги.
Светлана Лурье (Смирнова) опровергает то учение о человеческой психике, которое породил психоанализ, и мощно внедрилось в междисциплинарные исследования с психологическим уклоном и в обыденное сознание не менее. Причина этого в импонировании идейным парадигмам нашего времени, то есть тому, что можно было бы назвать идеологической антропологией: набору идей, которые лежат в основе нашего современного представления о человеке, и из которых вытекают многие современные выводы о мире. И выводы эти вполне серьезные и научные – ведь и научные подходы могут быть ошибочными! В психоанализе мы имеем дело с иной, нежели православная, антропологией. Последняя видит человека совершенно иначе. Из писателей православное учение о человеке, православную антропологию, выразил более всего Достоевский, который говорил, что в человеке Бог и дьявол борются, и место битвы – сердце человека. И психика человека немало определяется его свободой воли и способностью его правильно этой свободой пользоваться.
Кому-то удобно думать, что Бога нет, и ему довольно пребывать в психологическом комфорте «бессознательного», а при нарушении такого «комфорта», психоаналитик ему его, мол, «восстанавливает». Жизнь выбравшего «психологический комфорт» пребывает в области безотчетности, функциональной бессознательности. Ибо бессознательное, как оно действительно существует, функционально. Воспринятые и выученные до автоматизма приемы восприятия, мышления, чувствования, действия – необходимая реальность человеческой жизни, и они функционально бессознательны. Большую часть таких функционально неосознаваемых орудий, механизмов и инструментов дает человеку культура. Культура – хранилище таких мыслительных и деятельностных инструментов адаптации и интерпретации человеком мира материального и духовного.
Культура – сложная среда, которая делает возможной земную жизнь человека, она – система, устанавливающая связь между человеком, материальным миром и миром духовным.
Эмпирический падший человек живет в мире, разделенном и затуманенном, в мире множественности культур, которые, более или менее, далеки от Истины. Генезис множественности культур восходит к греховности устремлений человека, разнообразие культур, равно как и разнообразие языков, – это наказание, которое Творец наложил на человека.
Культура состоит из орудий интерпретации духовного и материального мира, которые позволяют человеку постигать духовный мир и адаптировать мир материальный, причем адаптировать и практически, и психологически. Человек, как правило, просто обитает в среде, наполненной этими орудиями, использует их, вовсе того не осознавая. Совокупность, систему этих орудий можно назвать имплицитной, скрытой культурой.
|