Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8179]
- Аналитика [7762]
- Разное [3273]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Октябрь » 10 » Русский хронограф. «С Кондратенко сам чёрт нестрашен!» Памяти «души Порт-Артура»
    20:51
    Русский хронограф. «С Кондратенко сам чёрт нестрашен!» Памяти «души Порт-Артура»

    16 мая 1904 г. генерал Стессель без боя сдал японцам порт Дальний, не позаботившись даже разрушить портовые сооружения и вывезти снаряжение. В руки неприятеля попали сотня складов, электростанция, железнодорожные мастерские, большое количество рельсов и подвижного состава, значительные запасы угля и 50 грузовых судов… Отныне Дальний становился гаванью для японских кораблей и перевалочным пунктом для подвоза вооружений и свежих частей для воюющей в Маньчжурии армии.

    - Предатель! Подлец! – не могли сдержать своего негодования многие защитники крепости Порт-Артур. – Это же удар в спину нашей армии! Да его за это под суд отдать надо! По-ве-сить!

    Глухой ропот против коменданта крепости буквально носился в воздухе.

    - Теперь вся надежда на Романа Исидоровича, - звучало общее мнение. – Уж он-то сдаваться япошкам не станет!

    Военный инженер генерал Роман Исидорович Кондратенко, возглавлявший сухопутную оборону крепости, был подлинной душой Порт-Артура. Именно благодаря ему уже с началом боевых действий была оборудована передовая линия обороны, состоявшая из ряда временных фортов и полевых укреплений. Их захват стоил японской армии огромных усилий и жертв. Ключевая оборонительная позиция была оборудована им на горе Ляотешань, огромной скалистой возвышенности, господствовавшей над фортами, городом и портом. Роман Исидорович рассчитывал, что, если японские войска прорвут линию фортов главного оборонительного пояса, то русские войска отойдут на Ляотешань и там дадут врагу последний бой, сражаясь до последнего патрона.

    Кондратенко появился на свет 12 октября 1857 г. совсем в ином конце необъятной Российской Империи, в Тифлисе и был младшим из 10 детей в семействе отставного майора. Отец вскоре занедужил, что сильно подорвало и без того скромный достаток семьи, но, к счастью, старший сын был уже в ту пору женат и проживал в столице, куда забрал и младшего брата. В столице Роман оставался недолго, будучи определен в Полоцкую военную гимназию. Обладавший ровным характером, вдумчивый и усидчивый ученик располагал к себе и товарищей и преподавателей. В старших классах он подрабатывал репетиторством, готовя к поступлению будущих гимназистов. Окончив гимназию, Кондратенко поступил в Николаевское инженерное училище, по выпуске из которого был определен на службу в Тифлис. Молодой офицер старательно занимался самообразованием, изучил четыре языка, много читал. Кроме того, с детства он очень любил природу, предпочитая уединение на ее лоне шумным развлечениям в кругу друзей.

    Роман Исидорович рвался на фронт Балканской войны, но его рапорт  не был удовлетворен, и, окончив Николаевскую инженерную академию, штабс-капитан Кондратенко вновь оказался в родном Кавказском военном округе.

    Окончание Николаевской академии и причисление к Генеральному штабу, наконец, изменило его судьбу. Кондратенко был направлен в Виленский военный округ. В 90-е годы с западной окраины Роман Исидорович уже в чине полковника был переброшен на Урал, где возглавил штаб войск Уральской области. Первой его военной кампанией стало подавление Боксёрского восстания в Китае, во время которого он находился в составе сил десантного корпуса. Эта служба принесла ему генеральский чин и должность исполняющего обязанности начштаба Приамурского военного округа.

    Начавшаяся война с Японией застала Кондратенко в должности начальника 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, базировавшейся в Порт-Артуре. Генерал сразу принялся за организацию обороны крепости, будучи назначен руководить ею. Назначенный в то же время командовать Тихоокеанской эскадрой адмирал С.О. Макаров замечал: «Я скоро перестану здесь с кем-либо говорить, кроме вас. Какого вопроса ни коснись, всё упирается в Кондратенко. Жаль, что вы не моряк!».

    Эти два человека могли коренным образом изменить ход несчастливой для России войны. Но увы. Адмирал Макаров погиб в самом её начале, и Роман Исидорович остался один – «лавировать между тремя превосходительствами», как он выражался, имея ввиду генералов Куропаткина, Стесселя и Фока.

    Под начало Кондратенко в Петр-Артуре стекались все самые решительные и инициативные люди. К примеру, лейтенант Подгурский соорудил из гильзы 37-миллиметрового снаряда самодельную ручную гранату, и Роман Исидорович немедленно запустил производство таких «бомбочек». Мичман Власьев ввиду дефицита пулеметов предложил связывать винтовки по пять в одном станке и применять их, как скорострельное многоствольное артиллерийское орудие, ведущее залповый огонь патронами винтовочного калибра. Этот же изобретатель-самоучка разработал миномёт, используя мины для стрельбы из 47-миллиметровой морской пушки. Капитан Леонид Гобято развил эту инициативу, взявшись за создание «минных мортир» и изобретя надкалиберную мину со стабилизатором. А сапер Дебигорий-Мокриевич предложил Кондратенко идею осветительной гранаты. Не остались в стороне и моряки, придумавшие использовать морские минные аппараты для стрельбы торпедами на суше и пропускать через колючую проволоку электрический ток…

    Талантлив, что и говорить, был порт-артурский народ! Порт-артурское воинство! Но вдохновителем всем этим талантам был Кондратенко, своим отеческим отношением, своей бодростью и неутомимостью скреплявший весь гарнизон, превращавший его в единый могучий организм, для которого нипочём был никакой враг. «Никакой штурм не может быть страшным, — говорил защитникам крепости Роман Исидорович, — если мы решили до конца выполнять данную нами присягу!» И солдаты верили ему безоговорочно.

    - С Кондратенко сам чёрт нестрашен! – таким было общее мнение.

     «Генерал Кондратенко был истинным героем. Совместно с инженер-подполковником Рашевским он составил план обороны и неутомимо работал днем и ночью над сооружением и улучшением укреплений. Вечно живой, он постоянно бывал на позициях, где шел бой, руководил солдатами, ободрял их, разделял с ними тяжелые лишения, всегда готовый прийти на помощь и умело помешать наступлению японцев… Благодаря сильной воле, широким познаниям и большой личной храбрости, он стал душой всей обороны. Кондратенко был кумиром солдат», - так писал о нем противник, майор английской армии Норригаарт, состоявший наблюдателем при японском штабе.

    Стессель и Фок готовы были сдать крепость, но кипучая деятельность Романа Исидоровича препятствовала этому. Его недаром называли «душой обороны Порт-Артура», вся организация её, не только фортификационная, но и боевая, легла на его плечи. В преддверье штурма Кондратенко удалось точно предугадать место удара неприятеля, и туда были заранее стянуты три стрелковых батальона. Когда в полночь 10 тысяч самураев ринулись в атаку, их натиск был отражен: сперва японцы были ослеплены русскими прожекторами, затем накрыты прицельным огнем артиллерии. Блестящее дело довершила штыковая атака русской пехоты. Японский офицер Тадаиоси Сакураи вспоминал: «…началась настоящая свалка: ружья, штыки, кулаки – все было пущено в ход; обе стороны дрались неистово… Капитан Иоши-нага, стоявший впереди на бруствере, был ранен и свалился. Заменивший его капитан Окуба был убит – и так другой, третий, и так не только офицеры, но и солдаты были перебиты почти все… В каждом углублении, в каждом углу или извилине оврага лежали кучи раненых и мертвых… Это была дорога смерти».

    Следующие дни, подобно Нахимову в Севастополе, Роман Исидорович, не ведая отдыха, метался по всей линии обороны, укрепляя боевой дух солдат, лично участвуя в схватках, во всем подавая пример. «В Артуре не было места, куда бы он не заглянул, - вспоминал один из защитников крепости, - не было высоты, куда бы он не поднялся, чтобы указать, где немедленно должны явиться форты, укрепления, батареи… Генерал Кондратенко для Артура был все: и сила, и душа, и мысль, и дух героизма».

    С августа по ноябрь войска Микадо предприняли 4 штурма, которые были отражены русским гарнизоном. Однако, силы последнего убывали, не имея необходимой подпитки. Отказавшись от штурмов, стоивших им огромных потерь, японцы перешли к осадной тактике, надеясь вынудить Порт-Артур к сдаче обстрелами и блокадой. В конечном итоге им это удалось, но лишь тогда, когда русская цитадель лишилась своей души…

    После поражения Куропаткина под Ляояном японцы смогли перебросить под Порт-Артур дополнительные силы. При 4-м штурме им ужалось захватить доминирующую над крепостью высоту. «Теперь началась агония Артура», - констатировал тогда Роман Исидорович в узком кругу своих помощников, но солдатам и жителям осажденного города он продолжал внушать бодрость и веру в победу.

    15 декабря 1904 г. Кондратенко прибыл на форт №2 крепости. Когда он с помощниками спустился в каземат форта, туда угодил 11-дм японский снаряд. Вместе с генералом погибло 8 офицеров, семеро получили ранения. Теперь ничто не мешало капитуляции, и на должность души Порт-Артура был словно в издевку назначен генерал А.В. Фок, изначально предлагавший сдать крепость. 2 января 1905 г. его «мечта» осуществилась…

    Генерал Стессель за сдачу Порт-Артура был обвинен в предательстве, судим, но помилован Государем. Прах генерала Кондратенко был захоронен в Александро-Невской лавре. Роман Исидорович был одним из очень немногих русских героев того времени, не замаранных соучастием революции, которые почитались даже при советской власти. Примечательно, что капитуляцию Японии в 1945 г. выпало принимать сыну крестницы «души Порт-Артура»…

    Сын Романа Исидоровича и его супруги Надежды Дмитриевны Потавчиной, дочери Бобруйского воинского начальника, унаследовал доблесть отца. Андрей Романович окончил Владимирский Киевский кадетский корпус и ускоренный курс Киевского военного училища, по выпуске из которого сразу отбыл на фронт Великой войны. К 1917 г. он дослужился до звания капитана, был награжден многочисленными орденами. А, вот, золотое Георгиевское оружие досталось ему уже посмертно – Кондартенко-младший погиб в июле 1917 г., отражая  контрнаступление немцев под Тарнополем. В наградном формуляре указано, что высокой награды Андрей Кондратенко удостоен «…за то, что в бою 7 июля с. г. у д. Мшана, увлекая роту примером личного мужества и неустрашимости, атаковал в штыки и сбил противника с занятой им позиции и утвердился на ней, причём смертью запечатлел содеянный им подвиг». Утешением Надежде Дмитриевне остались две дочери-близняшки, Мария и Вера.

    Русская Стратегия

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 133 | Добавил: Elena17 | Теги: хронограф, русское воинство, даты, сыны отечества
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2052

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru