ВЕНЁВ.
Итак, испросив благословение у о. Алексия, июньским утром 93-го я отправился в путешествие из Каширы в город Венёв.
По пути мне вспоминалась фраза из черновика письма сестры профессора С.А. Кудряшова Натальи Александровны Кудряшовой, в замужестве Долговой (1889 – 1973) их старшему брату, бывшему подполковнику врагелевской Русской армии Ипполиту Александровичу Кудряшову (1886 – 1965), оказавшемуся в вынужденной эмиграции во Франции. «По слухам в войну очень сильно был разрушен Венёв, в котором погиб Фёдор Александрович». Ф.А. Мейнгардт (1867 – 1941) бывший инженер – механик Императорского Тульского оружейного завода был женат на их старшей сестре Анне Александровне Кудряшовой (до 1886 – 1909). К сожалению очень скоро после замужества Аннета, именно так называли Анну Кудряшову близкие, скончалась. Муж, арендовавший, а потом выкупивший небольшую мастерскую на железнодорожной станции Паточная, в будущем, ставшая одним из градообразующих центров современного районного центра Плавск, со своим делом прогорел. Был вынужден вернуться к своей прежней службе инженера – механика на Тульском оружейном заводе. После революции и Гражданской войны был по большей части безработным. Жил в Туле, в Плавске. В Плавске его пускали жить в общежитии для рабочих завода «Смычка», современный завод «Плава». Со слов родственников в 1930-х Ф.А. Мейнгардт приезжал в Москву. Посещал своих племянников и родственников покойной жены. Приезжал он из Плавска, но, наряду с Плавском, назывался и город Венёв. Якобы он там жил в инвалидном доме. Двоюродный брат моей родительницы очень хорошо запомнил следующие детали. Дядя Федя был одет в старую заношенную дореволюционную шинель инженера. Она была подпоясана верёвкой. На голове какая-то шапка. Под мышкой костыль. Седая борода и усы. Вот эта деталь – костыль, мне показалась «намёком» на то, что у нашего родственника была какая-то болезнь на почве неврологии. В общем, та фраза из давнего письма – черновика, для меня была ещё одним поводом для того, чтобы посетить Венёв.
Между Каширой и Венёвым в те времена курсировал местный дизель. Купив на вокзале билет, я занял место в вагоне и вскоре поезд тронулся.
Не помню, сколько я ехал, час или два, но вот, была объявлена остановка «Венёв» и пассажиры потянулись из вагона на перрон. Вместе с венёвцами вышел и я. Никакой карты у меня не было, поэтому оставалось только одно: идти вперед, руководствуясь стадным инстинктом, куда все, туда и я.
Вот так, прошагав по незнакомой улице, вышел к перекрёстку, рядом с автовокзалом. Тут же увидел один из местных памятников. На высоком постаменте стояла советская 88-мм зенитка времён Великой Отечественной войны. Поскольку фотоаппарата у меня не было, обойдя памятник со всех сторон, внимательно прочитал все надписи на мемориальных досках и постарался их запомнить.
Ещё школьником я читал воспоминания советского военачальника И.В. Болдина. Выйдя из окружения в районе Минска, куда он попал в первые дни войны, генерал Болдин был назначен руководить обороной Тулы осенью 1941 года. Испытывая нехватку противотанковой артиллерии, генерал приказал установить зенитки на городских окраинах. Когда к ним вышли германские танки, зенитчики открыли огонь. Эффект был поразительный! Зенитные болванки прошивали танки противника насквозь! Одну из этих зениток я увидел при первом посещении Тулы в октябре 1990 года.
А вот теперь, увидев памятник зенитчикам, погибшим при обороне Венёве, вспоминал старый советский черно-белый фильм «У твоего порога», один из лучших кинофильмов про Великую Отечественную войну, снятых в годы т.н. хрущовской оттепели. Напомню сюжет. Поздней осенью 1941 года расчёт зенитчиков вступает в бой с германскими танками, где-то в окрестностях подмосковного города Дмитрова. Зенитчики гибнут, но даже последний оставшийся в живых, тяжело раненный пытается вести огонь по врагу. Этот фильм мы смотрели всей семьей по телевизору в 1967 или в 1968 году.
А тогда, в ноябре 1941 года, знаменитый германский военачальник Х. Гудериан, потерпев неудачу у городских окраин Тулы, предпринял маневр – обход города с правого фланга. Выполняя этот маневр, танковые и моторизованные части генерала Гудериана подошли к Венёву. Зенитчики встретили врага огнём своих орудий, но, силы были не равны и германские войска на две недели захватили город.
Уже подходя к памятнику зенитчикам, я заметил вдалеке ободранный шпиль высокой колокольни. Ориентируясь по нему, вышел на главную городскую площадь. Её название никак нельзя было перепутать или забыть. Главная площадь бывшего уездного города Венёва, называлась, как и в Москве – Красная. Первым делом я осмотрел колокольню. По-моему, рядом с ней стоял щит с предупреждающей надписью о том, что забираться на колокольню и даже близко походить к ней, опасно для жизни. Я не стал рисковать и обошёл насыпь четырёхугольной формы. Точнее прямоугольной. Не трудно было догадаться о том, что насыпь служила фундаментом, на которой возвышался сам храм. Тут же на площади я увидел ещё две церкви. Одна, правее колокольни, из красного кирпича, представляла собой классический восьмерик на четверике. На крыше шелестели зелеными листочками деревья и кусты. За колокольней оказались не одна, а две церкви. Они не выглядели такими запущенными. Впоследствии я узнал их названия. Та, что совсем заброшенная – Покровская. Те, что выглядели лучше - Казанская, и Богоявленская. Между Покровской церковью и Никольской колокольней обнаружился памятник «местно чтимым борцам» погибшим в борьбе за власть советов. Военком и чекист погибли в 1918 году.
Фасадом на площадь выходил крепкий старинный двухэтажный особняк из белого камня. В нём размещался краеведческий музей. Но, в этот день, он почему-то оказался закрыт. Что ж, знакомство с Венёвым состоялось. Меня оно не то чтобы разочаровало, скорее, оставило желание на время его отложить, с тем, чтобы ещё раз приехать сюда. И, по возможности, получить ответы на интересующие меня вопросы. Какова судьба самой Николаевской церкви? Когда её разрушили? При каких обстоятельствах погибли военком и чекист? Какие дворянские фамилии были связаны с городом и уездом? А пока мне оставалось одно. Двигаться на вокзал и там ждать дизель, который доставит меня обратно в Каширу.
Кажется, где-то поблизости от Красной площади мне на глаза попалось какое-то заведение украшенное вывеской «Столовая». Но и оно оказалось закрыто.
Что ещё запомнилось в первое посещение Венёва? По пути на вокзал я завернул в городской парк культуры и отдыха. В нём работало колесо обозрения. Людей было мало. На соседней лавочке три мужичка примерно моих лет распивали что-то на троих. В перерыве нестройными голосами запели популярную советскую эстрадную песню: «Поговори со мною мама». Дослушав песню, я поднялся со скамейки и пошёл дальше на вокзал.
Минуло полтора десятка лет. В жизнь граждан РФ прочно вошёл Интернет. Благодаря этому обстоятельству, я узнал историю Венёва и его памятников. Школьный друг выкачал мне из Интернета изображение колокольни Никольского собора, и ещё каких-то церквей города Венёва. Их я отдал, что бы распечатали как нормальные фотокарточки, которые поместил в свой фотоальбом.
Летом 2009 года посетив Плавск, Чернь, Крапивну, Тулу как-то само собой возникла идея вновь посетить Венёв. Не знаю как, скорее всего благодаря тому же Интернету узнал, что дизели из Каширы в Венёв давным-давно не курсируют. Но есть иной вариант. От станции метро «Красногвардейская» ходят автобусы до нужного мне пункта.
И в августе 2009 года автобусом я снова приехал в город Венёв. На сей раз, вооружившись фотоаппаратом «Кодак» - мыльницей. Я твёрдо решил взять реванш за поездку 1993 года.
Выгрузившись на автостанции, первым делом сфотографировал зенитку и мемориальные доски. После чего направился на Красную площадь. Всё было узнаваемо. В первую очередь, Николаевская колокольня. Она не изменилась за прошедшие годы. А вот за колокольней, на насыпи появился поклонный крест – памятный знак покаяния венёвцев за своих предков, допустивших поругание и разрушение божьего храма.
Дальше – больше. Краеведческий музей, на сей раз был открыт. Рассказывать про его экспонаты не буду. Всё это можно найти в Интернете. Но, о некоторых имеет смысл рассказать.
Не скрою, я был приятно удивлён, увидев в витрине книгу по гидромелиорации профессора В.В. Долинино – Иванского (1875 – 1954), дальнего родственника моего дедушки профессора С.А. Кудряшова. Не догадался спросить у сотрудниц, каким образом его книга оказалась в музее города Венёва. Ведь дворянский род Долинино – Иванских был связан с Чернским и Крапивенским уездами.
А дальше моё внимание привлекла ещё более интересная экспозиция. Она была посвящена военному моряку – белогвардейцу, колчаковцу Б.Н. Абрамову (1897 - 1972). Именно! Его биография меня заинтересовала. Сейчас подробнейшее жизнеописание без труда можно найти в Википедии. А тогда, вернувшись в Москву, я запросил по электронной почте историка А.Ю. Емелина, сотрудника Архива Военно – морского флота в Петербурге. И очень быстро получил ответ. Уроженец Нижнего Новгорода, студент Императорского Московского университета, юнкер(?) школы прапорщиков по Адмиралтейству, до того, как эмигрировал в Харбин, не просто служил в войсках Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака, но и принимал непосредственное участие в боевых действиях против красных в 1918- 1920 годах. Проделал легендарный Великий Сибирский Ледяной поход. Именно эту страницу биографии Абрамова в его справке в музейной экспозиции обошли молчанием.
Проживая в Харбине, бывший военный моряк познакомился с учением Н.Н. Рериха, проникся им и стал его адептом. В СССР он смог с женой приехать уже после смерти Сталина в 1959 году. Несколько лет они прожили в Новониколаевске, переименованном большевиками в Новосибирск. Оттуда переехали в Венёв. Поскольку бывший моряк – колчаковец всё же был в прошлом активным контрреволюционером, да к тому же последователем учения Рериха, жить в столице им не полагалось. Поэтому, то ли он сам, то ли ему определили для проживания Венёв. Можно предположить, что проживая в этом городе, последователь учения Рериха неоднократно приезжал в Москву, в Музей Востока, в коллекции которого имеются материалы, связанные с жизнью отца и сына Рерихов.
А вот чего не оказалось в экспозиции музея, так это материалов, рассказывающих о крестьянском восстании в Венёвском уезде осенью 1918 года, в ходе которого были убиты местный военком и чекист.
Как говорится, по горячим следам летних путешествий по Тульскому краю я опубликовал очерк «Фундаменты дворянских гнезд» в журнале «История/Первое сентября». Поэтому, когда спустя год, я вновь посетил Венёв, то, как писали в советских газетах в эпоху «развитого социализма», «с чувством глубокого удовлетворения» вручил сотрудницам музея копию своей статьи. Такие же копии были мною переданы в музеи Плавска, Черни, Крапивны.
В июне 2011 года я приехал в Венёв на сутки. Остановился в гостинице «Заря». На тот момент, единственной, в городе. Это был крепкий двухэтажный дом, вероятно купеческий особняк постройки начала ХХ века. Или даже конца XIX-го. Окна просторной и светлой комнаты выходили на Красную площадь. Полуразрушенная Покровская церковь и Николаевская колокольня были совсем рядом.
Само собой обошёл Красную площадь, посетил краеведческий музей. За прошедший год ничего не изменилось.
Вечером, выйдя на гостиничный двор, полюбовался звёздами на темном южном небе. Именно так. Всего-то пара часов на юг от Москвы и уже чувствуется юг. Это чувство трудно передать словами, но юг окружает тебя запахами каких-то южных растений, кажется, что он разлит в воздухе. И, уж тем более, звёзды в небе. Такое ощущение юга я испытываю каждый раз приезжая в Тульскую губернию.
С тех пор прошло 13 лет. Периодически что-то новое о полюбившемся мне городе попадалось в Интернете. У Венёва появился свой главный краевед – Денис Махель. Несколько раз мы ним обменивались посланиями в социальных сетях в Фейсбуке. Однако после того, как Фейсбук в РФ был запрещен, связь прервалась
Как и некоторые другие бывшие уездные города Тульской губернии, Венёв стал привлекать к себе внимание туристов. Его стали включать в маршруты для организованных туристических групп. Разумеется, венёвцы не сидели, сложа руки, ожидая гостей. За прошедшие годы, была отреставрирована Николаевская колокольня. Самый узнаваемый символ города. Появился ещё один символ – булочка «Венёвка». Эдакий крендель в форме буквы «В». Открылся музей железнодорожного транспорта рядом с железнодорожным вокзалом.
Последним звоночком – пора ехать в Венёв, стала работа над Тульским проектом.
Как и в прошлый раз, я приехал на автобусе. Дорога заняла приблизительно два часа. Помнится раньше, она занимала около трёх часов. Номер в гостинице был забронирован заранее. Ещё в Москве, в ходе поиска пристанища, выяснилось, что гостиница «Заря», столь полюбившаяся мне в прошлый приезд, давным-давно закрылась. Но на 2024 года в наличии имеются три гостиницы. Моя мини – гостиница оказалась в центре. Окно выходило на главную городскую магистраль, улицу Бундурина. Оставив в номере чемодан, я отправился на Красную площадь.
Завернув за угол, я на несколько секунд остановился. Широкая пешеходная улица шла под горку и в конце её высилась колокольня. За прошедшие без малого полтора десятка лет, она помолодела, прибавилась стройность, в ней появилась какая-то лёгкость, устремлённость ввысь.
Не знаю, как венёвцы называют свою пешеходную улицу, но я её назвал Арбатом. По ней я вышел на круглую площадь с памятником «вечно живому» в центре. И здесь я снова взял паузу, чтобы осмотреться по сторонам. Вспомнился июнь 2011 года. Сквер выглядел весьма неухоженным. Мягко говоря. Мусор на газонах. Обшарпанные скамейки. Какой-то персонаж, под стать окружающему пейзажу, да ещё и поддатый, стрельнул у меня закурить. И, как бы в оправдание добавил –
- Курево закончилось. А без курева, совсем плохо. Видишь, народ без курева подыхает.
Он махнул рукой в сторону газона. Проследив за его жестом, я заметил ещё одного персонажа, под стать первому. Он лежал на газоне и никоим образом не был похож на умирающего от нехватки табака. Он просто спал. Спал безмятежно.
Сейчас сквер радовал глаз ухоженными газонами, приличными скамейками, яркими красками играла на солнце детская площадка. Как говорится, и стар, и млад, одеты почти как жители столицы. Может, чуть проще. Дети играли на своей площадке. Кто по страше, катался на самокате. В руках у детей и подростков были смартфоны. Само собой, на газоне никто не спал и не стрелял закурить.
Миновав памятник, «Лукичу» я обратил внимание на ещё одно новшество. На прочном основании был установлен оптический прибор, который позволял приблизить к себе и детально рассмотреть красавицу Никольскую колокольню. Но мне не терпелось подойти к ней ближе, поэтому знакомство с оптическим прибором я отложил на следующий день.
А вот и Красная площадь. На дверях колокольни висело расписание служб. Ближайшая будет в среду. Но, в среду мне пора уезжать в Москву. Успею? Не факт. От колокольни направился к зданию краеведческого музея. Но оно оказалось окружено строительными лесами. Работы начались явно не вчера и не завтра они закончатся. «Что-то на сей раз начало не очень удачное» - мелькнула мысль в голове.
Дело в том, что во время предыдущих путешествий в Венёв, не обошлось без неприятностей. В 2009 году я отравился шаурмой, купленной в ларьке поблизости от автовокзала. А в 2011 году какой-то прохвост вытащил у меня из заднего кармана шорт кошелёк, когда я стоял в очереди в магазине на улице Володарского. «О! – подумалось мне, - А что если прогуляться по той самой улице с тем самым злополучным магазином?» Тем более, что пройду мимо бывшей гостиницы «Заря». Так я поступил.
Здание бывшей гостиницы ничуть не изменилось за прошедшие годы. Магазин продолжал работать. И на той же улице обнаружилось то, чего раньше не было. Туристическо – информационный центр - ТИЦ города Венёва. Со зданием, в котором разместился ТИЦ, соседствовал бюст Александра II. В 1837 году будущий Царь – Освободитель посетил этот город, в сопровождении своего учителя поэта В.А. Жуковского. Спустя много лет венёвцы установили бюст царя. Во времена богоборческой советской власти памятник был разрушен и вот, в новом веке венёвцы установили точную копию разрушенного. Поскольку сегодня был понедельник, ТИЦ был закрыт. Значит, сюда надо будет наведаться завтра с утра. А куда сейчас? На вокзал. Железнодорожный. Там есть музей.
Выйдя на улицу Бундурина, пройдя мимо памятника булочке – «Венёвке», я направился тем же маршрутом, что и в июне 1993 года. Мимо зенитки на постаменте, мимо городского парка. Увы. На сей раз, когда я дозрел до путешествия на колесе обозрения, оказалось, что оно не работает. Что же касается музея, то он занял открытое пространство между зданием вокзала и старой водонапорной башней, параллельно железнодорожным путям.
Здесь я увидел копию паровоза, построенного русскими изобретателями отцом и сыном Черепановыми на Урале в конце XVIII века. Дальше, на отрезке железнодорожного полотна стояла теплушка, а перед ней бронеавтомобиль Красной армии 1930-х годов, вооруженный малокалиберной пушкой. Уникальность этой военной техники называвшейся БА – 11 заключалась в том, что него на «вооружении» было два комплекта колёс. Один, для передвижения по земле, условно говоря, а второй для передвижения по железнодорожному полотну. Благодаря чему, бронеавтомобиль превращался в броневагон. Т.е. вагон бронепоезда. За этой парой на постаменте величественно возвышался мощный советский паровоз, построенный не то в 1944 не то в 1945 году.
Сделав полноценную фото сессию, я обошёл здание вокзала, которое в тот час выглядело неживым. В том смысле, что людей в нём внутри не было. На дверях висело расписание поездов. Вероятно, перед отправкой поезда в здании вокзала открывают кассу, а потом закрывают.
Не поленился и поднялся на путепровод, чтобы полюбоваться на довольно многочисленные грузовые составы, стоявшие на путях. А их было семь или восемь. Составы по большей части были загружены контейнерами, а они перемежались с нефтеналивными цистернами. Бросилась в глаза такая деталь. Многие контейнеры украшали китайские иероглифы.
Возвращаясь на привокзальную площадь, я сфотографировал памятник на постаменте рядом с торцом вокзального здания. Судя по одежде, это был типичный представитель корпуса «красных директоров», не тех, «плюшевых», о которых заговорили в начале 1990-х, а из когорты их предшественников, пришедших на производство с фронтов Гражданской войны.
«Красный директор» на постаменте был одет в галифе, заправленные в сапоги. Не то френч не то китель полувоенного покроя перепоясан широким ремнём. Типичный представитель советской партхозноменклатуры сталинской эпохи смотрел сверху вниз на привокзальную площадь.
Оказалось, что это памятник многолетнему директору автомобильного завода ЗИС (ЗИС - Завод им. Сталина, потом ЗИЛ – Завод имени Лихачева, прим. автора) в Москве. Им был И.А. Лихачев (1892 – 1956) – уроженец Венёвского уезда Тульской губернии. Каюсь. Старый советский фильм «Директор», главный герой которого во многом был «списан» с Лихачева, я не смотрел. Кстати, в годы Первой мировой войны будущий директор ЗИС служил матросом на Балтийском флоте.
Теперь мне следовало позаботиться о хлебе насущном. Поэтому вернувшись на местный Арбат, я решил пообедать в заведении с вывеской «Столовая». Поднявшись на второй этаж, я первым делом скользнул взглядом по посетителям. Было ясно, что это венёвцы. Значит повторения «гастрономической» истории 2009 года не будет. Я не ошибся и в последующие дни с удовольствие посещал это заведение.
Отдохнув после обеда, я ещё погулял по маршруту, сложившемуся за сегодняшний день – Арбат, Красная площадь, бывшая гостиница «Заря», улица Володарского.
Во вторник, после завтрака я первым делом направился в ТИЦ. На сей раз дверь была гостеприимно распахнута, и я переступил порог. В глубине комнаты за стойкой сидел незнакомец. Пока я сделал несколько шагов к нему, он встал. Мы поздоровались. А дальше между нами состоялся коротенький диалог.
- Денис Махель?
- Да.
- А я, - и тут я назвал себя.
Мы обменялись рукопожатием, и наше «очное» знакомство состоялось. А дальше началось полноценное знакомство с городом Венёвым о котором я мечтал с 1993 года.
Как оказалось, поскольку краеведческий музей закрыт на реставрацию и его не скоро откроют, можно посетить два его филиала. Один находится в соседней комнате, а второй в новом павильоне на Красной площади. Я успел бегло осмотреть филиал в ТИЦ. Здесь экспонировались картины местных художников и предметы быта советских граждан эпохи «развитого социализма». Осмотр получился поверхностным, поскольку Денису Махелю было пора на Красную площадь, где в 11:00 начнётся экскурсия на колокольню.
В углу площади красовался новый павильон, напоминающий букву «Г». В нём была собрана по большей части советская фототехника разных лет. Но, были и другие образцы бытовой техники. Пока я рассматривал экспонаты, люди подтягивались. По большей части это были венёвцы, но, была супружеская пара из города Зарайска. Кто-то был из Тулы. Возраст экскурсантов был от средних лет до детсадовского. Билет на колокольню стоил 300 рублей. Когда набралась группа от 10 до 15 человек, Денис Махель предложил следовать за ним. Дверь была отперта и мы чинно, не толкаясь, ступили под сень Николаевской колокольни. На первом этаже был храм. И, хотя площадь его была не велика, он казался светлее и просторнее своих размеров. В большое окно был видна небольшая деревянная церковка на насыпи, похожая на избушку, которую я обнаружил вчера. А вот филиал музея на Красной площади, я как говорится, вчера в упор не заметил. Да ещё мемориальную стелу, на которой указаны города, входившие в старые времена в систему укреплений Засечной черты.
Но вернёмся к экскурсии. Осмотревшись, мы начали восхождение на нижний ярус. На нём в витринах были представлены археологические находки, обнаруженные на Красной площади. Музейный зал был одновременно и просмотровым залом. Осмотрев экспонаты, экскурсанты расселись на стульях и просмотрели – прослушали небольшой видеофильм об истории Николаевского собора. Он был построен в виде диалога юноши и девушки, которые дополняя друг друга, поведали о его драматической и трагической судьбе. Не буду их пересказывать. Скажу, что на меня произвело наибольшее впечатление, из рассказов Дениса Махеля и его «видео помощников».
Колокольня является самым высоким сооружением не только в Тульской губернии. Она – самая высокая в России. Выше только колокольня собора Св. Петра и Павла в Петербурге. И то, за счёт очень высокого шпиля. Поскольку в 1840-х годах башенных кранов не существовало, то камень поднимали по пандусу. Он начинался, чуть ли не в самом начале улицы Льва Толстого и забирал вверх, подобно спирали. Длина этого сооружения равнялась 150 метрам. По ней подбнимались лошадки с грузом камня и кирпича. Это была какая-то особенная порода лошадей миниатюрной комплекции. Не пони.
После видео сеанса наша группа поднялась на третий ярус колокольни. Вот с него и открылся вид на все четыре стороны света. То есть Венёва. Оставалось только уточнить, где находится источник, со святой водой, и, как пройти на пляж на берегу речки Венёвки.
В общем, до обеда я навестил источник в самом Венёве, а после обеда добрался, как говорится, на своих двоих и до городского пляжа, где открыл купальный сезон. А потом, посетил городское кладбище при Иоанно – Предтеченской церкви. Там, благодаря «инструкции» Дениса Махеля нашёл и сфотографировал памятник на могиле Б.Н. Абрамова.
Вечером, подводя итоги уходящего дня, мог констатировать: полноценное знакомство с городом Венёвым, о котором я мечтал с 1993 года, состоялось.
БЕЛЁВ.
Белёв. Помнится, в 1990 году мне в руки попал номер журнала «Наше наследие», в котором был очерк, посвящённый уездному городу Белёву. В нём рассказывалось об архитектуре и о том, что издавна считалось его визитными его карточками: Белёвские кружева и Белёвская пастила. Периодически рассматривая гербы уездных городов Тульской губернии, я про себя отмечал, здесь я был, здесь я тоже был. В общем, к 2023 году из «неохваченных» мною бывших уездных городов Тульской губернии, оставались три. Епифань, Белёв, Новосиль. Последний, как мы помним, был передан большевиками из состава Тульской губернии в состав соседней Орловской губернии в 1920-х годах.
Помнится в конце 2003 года в издательстве «Посев» собирались организовать поездку в Белёв, на автомобиле, приурочив её к открытию мемориальной доски в честь генерала В.О. Каппеля и презентации новой книги в серии «Белые воины» «Каппель и каппелевцы». Однако в последний момент поездка сорвалась.
В 2023 году в журнале «Посев» был опубликован очерк И. Егорова о путешествии в Белёв. С превеликим интересом узнал из него о достопримечательностях этого города. Для меня «Посевовская» статья стала звонком: пора в Белёв.
В первых числах июля, будучи в Туле проездом, я решил за один день обернуться в Белёв. Как в предыдущие приезды, совершал из Тулы однодневные поездки в Одоев, Алексин, Богородицк, Ефремов.
Однако, путешествие с самого начала не заладилось. Началось с того, что в кассе на автовокзале что на площади Трёх штыков билеты на автобус продавали в один конец. «В Белёве спокойно купите обратные билеты» - заверила меня кассирша. Не знаю почему, но меня её фраза не насторожила. И я отправился в Белёв.
Не помню, в какой момент показались очертания церквей и каких-то ещё зданий на высоком холме, и я интуитивно понял, что это Белёв. Автобус поднялся в горку и покатил по улице, которая, как мне показалось, самая главная и самая историческая в этом городе. Мы пару раз делали остановки, на которых сошли почти все пассажиры. Описав дугу в километр, автобус замер у невзрачного здания, на первом этаже которого размещался автовокзал.
Первым делом надо было купить обратные билеты. Но касса закрылась за пятнадцать минут до нашего появления. Что делать? И было принято решение дойти до главной улицы, и хоть что-то посмотреть, а потом вернуться назад, к окончанию обеденного перерыва.
Встретить белёвцев в этот час на улицах их родного города, было большой редкостью и удачей. Из расспросов выяснилось, что краеведческий музей находится на противоположном конце главной улицы. Мимо музея мы въехали в город из Тулы.
Дойдя до музея, пришлось пережить серьёзное разочарование. Дверь была заперта. Согласно расписанию по воскресным дням он работает до двух часов дня! С таким новшеством в работе музеев я столкнулся впервые!
Пришлось возвращаться на автовокзал с довольно слабой надеждой на то, что билеты до Тулы будут в наличии.
На вокзал мы пришли с маленьким запасом времени. Окошко открылось и «процесс пошёл». В кассу обратился коротко стриженный юноша, похожий на курсанта военного училища. Он сдал свой билет. На последнюю маршрутку. Этот билет был куплен моей спутнице. А вот дальше, что делать? Сжалившись над нами, кассирша сказала, что если я соглашусь ехать до Тулы стоя, то надо будет заплатить деньги шоферу маршрутки как за полноценный проезд, т.е. в кресле. Об этом можно было только мечтать. Провести дорогу от Белёва до Тулы в салоне маршрутки на своих двоих и через два – три часа быть в своём гостиничном номере, это показалось мне счастьем! Ведь мы уже обсудили и такой вариант – взять такси из Белёва в Тулу. Поездка потянула бы на четыре тысячи рублей! У нас таких денег с собой не было.
Но тут колесо фортуны повернулось в нашу сторону. У автостанции салон оказался заполнен примерно на половину. Кажется в самом начале главной белёвской городской улицы, водитель подхватил ещё несколько человек. Кого-то он должен был подобрать у музея. Но, этого пассажира на месте не оказалось, и, свободное место я занял на законном основании.
В тот же день, под вечер, мы были в Туле. Утром в понедельник уехали в Москву. Честно скажу, такое фиаско отбило у меня желание посетить малую родину генерала Каппеля. Надолго, но не навсегда.
В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт
Русская Стратегия
|