Еще одним испытанием, и немалым, в семье Великого Князя Константина Романова стало непринятие супругой Князя Православной веры. Мы говорим испытанием, потому что К.Р. был очень религиозен, как и все Романовы, а тут вдруг иное отношение к Православию. Что ж, надо быть готовым к тому, что такое может вполне случиться и случается, когда один супруг верит, а другой совсем не верит или иной веры. Тут важен личный пример, а не уговоры.
10 апреля 1884 года Константин Константинович записал в дневнике: «У нас был тяжелый разговор. Она наотрез отказалась прикладываться к кресту и иконам и исполнять наши обряды. Я ее уговаривал. Она не соглашалась с моими доводами, что нельзя оскорблять чувства целого народа, не исполняя его требований и не почитая того, что ему свято и дорого. Она утверждала, что если приложится к кресту, то покажет этим людской страх и пожертвует страхом Божиим. Я не хотел насиловать ее убеждений. Но мне было больно, так больно, что я не знал, куда деваться от тоски, и обращался с молитвой к Богу. И кому досталось такое испытание? Мне, который прежде уверял, что не женится на не православной». Стоит справедливости ради отметить, что Елизавета Маврикиевна через некоторое время уже готова была уступить мужу в вопросе веры, но Константин Константинович проявил чувство такта и высокой порядочности: «Жена согласна, что нельзя оставаться протестанткой, когда убеждение подсказывает, что правда на стороне Православия, жена говорила мне, что ей больно за меня. Я успокоил ее, сказав, что даже если б она захотела перейти в мою веру, я бы стал ее удерживать, чтобы не огорчить моего тестя, крепко привязанного к своему вероисповеданию, и говорил ей, что, по-моему, наши убеждения влагает нам в сердце Господь, а потому на Него одного и надо уповать» (запись в дневнике от 26 января 1891 года).
Германия сыграла значительную роль в жизни Великого Князя Константинова Романова. Ведь первая встреча с потенциальной невестой состоялась в мае 1882 года в Гмундене. По свидетельствам в дневнике К.Р., Мари Ганноверская не произвела на него большого впечатления, хотя он отметил милое лицо, спокойную неторопливость жестов и… сходство с Мамá голосом и движениями. Ничего не решив, Великий Князь уезжает в Италию, однако к 20 мая возвращается в Германию для второго свидания с Мари. Но он все еще не уверен в выборе и 21 мая пишет в дневнике: «Я жду случайности и не женюсь на ком-нибудь только из желания жениться. Я жду минуты полюбить, и минута эта, надеюсь, наступит скоро» Год выбора супруги насыщен молитвами и проведен в желании узнать Божью волю. В том его поддерживает и духовник в Афинах, письмо от которого Константин получил в Штутгарте, о чем записал в дневнике 25 мая: «Он узнал о моем намерении жениться и дает прелестные советы: побольше молиться и возложить все упования на Бога». Князь едет в Штутгарт, оттуда в Баден-Баден, затем во Франкфурт… Мысли о необходимости брака не оставляют его, и он продолжает горячо молиться, прося у Господа послать ему суженую. Прибыв 9 июня в Альтенбург, Константин Константинович попадает на похороны своей троюродной сестры 15-летней Маргариты Саксен-Альтенбургской. Встречи с великими произведениями искусства, посещения храмов, размышления о Боге – и молитвы, непрестанная борьба со своими страстями и стремление к очищению души. Флоренция, 24 октября: «Я заметил, что чем смирнее, не переминаясь с ноги на ногу, стоишь в церкви, тем лучше и внимательнее молишься…». Там же, 22 ноября: «С Папá посетили службу в католической церкви. Очень понравилось. И снова восхищение смирением и кротостью Спасителя…» Душа К.Р. готовилась к браку и одновременно наполнялась необходимыми впечатлениями для исправления жизни и написания высокодуховных шедевров, в том числе религиозной драмы «Царь Иудейский».
Одновременно Царственный поэт явно скучает по России и военной службе. Чтобы поддержать подопечных, он пишет им «Письмо из-за границы» в стихах:
Гой, измайловцы лихие, Скоро ль вас увижу я? Стосковалась по России И по вас душа моя. Надоело за границей Киснуть по чужим краям Обернуться бы мне птицей Да лететь скорее к вам!..
Буквально пять дней назад К.Р. напишет едва ли не самое популярное свое стихотворение в народе, которое станет его визитной карточкой в поэзии:
Растворил я окно - стало грустно невмочь -
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
А вдали где-то чудно так пел соловей;
Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине вспомнил своей,
Об отчизне я вспомнил далекой,
Где родной соловей песнь родную поет
И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролет
Над душистою веткой сирени
Великая естественность и простота в нем совмещены с великой благоговейной любовью к России. Князь-Рыцарь К.Р. - это соловей нашей Матушки-Руси. Все стихотворение напоено благодарением, словно каждый из нас открывает окно, опускается на колени и молится… В стихе разлит аромат сирени и слышится пение соловья. Все так свежо, благолепно, достославно! И когда где-то услышишь пение соловья и вдохнешь полной грудью запах сирени, сразу и вспомнятся эти безсмертные строки.
Супруга К.Р. Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна родилась 13 (26) января 1865 года в столице немецкого герцогства Саксен-Альтенбург г. Альтенбург близ Лейпцига, в Августейшей семье Принца Саксен-Альтенбург Морица Франца Фридриха Константина Генриха Августа Александра Карла фон Саксен-Альтенбург (1829-1907) и Принцессы герцогского Дома Саксен-Майнинген Августы Луизы Адельгейды Каролины Иды фон Саксен-Мейнинген (1843-1919). Великий Князь писал в дневник: «Я на нее посматривал. Странное дело, я заметил в ней, что похожа на Принцессу Валлийскую, которую так люблю. Подойдя к ней, я думал нельзя, и грустным голосом невольно говорил смешные вещи Итак, с ней мы сказали всего два-три слова. На прощание она посмотрела на меня как-то особенно и крепко сжала мою руку. О, этот «взгляд»!.. Вошел ко мне дядя Эрнст. Я говорил ему про впечатление, сделанное на меня Елизаветой. Он довольно хладнокровно к этому отнесся. Впрочем, ответил, что лично не имеет ничего против моего брака с Елизаветой».
Праправнучка Государя Императора Павла I Петровича (1754-1801) Принцесса Елизавета Августа Мария Агнесса фон Саксен-Альтенбург после Светлого Христова Воскресения 15 (28) апреля 1884 года браковенчалась с Великим Князем Константином Константиновичем, Августейшим внуком Государя Императора Николая I Павловича «Подвиголюбивого» (1796-1855), вторым Августейшим сыном Великого Князя Константина Николаевича (1827-1892) и Великой Княгини Александры Иосифовны. Государь Император Александр II Николаевич Высочайше даровал разрешение на державный союз и пожаловал Принцессе Елизавете Августе Марии Агнессе фон Саксен-Альтенбург по завершении Священного Таинства Венчания, совершенного по православному чину и лютеранскому закону титул Великой Княгини с принятием имени Елизаветы Маврикиевны. Семейная жизнь Великой Княгини сложилась на редкость счастливо и гармонично. Великий Князь Константин Константинович посвятил своей венценосной супруге многие лирические стихотворения. Его Высочество необычайно глубоко и нежно любил ее всю свою жизнь. В семье Великокняжеской Четы, основанной на любви и полном доверии, на свет появились девять Августейших детей – правнуков Государя Императора Николая I Павловича.
7 января 1886 года К.Р написано. стихотворение, раскрывающее всю глубину души этого необыкновенного Человека и Поэта:
Когда, провидя долгую разлуку,
Душа болит уныньем и тоской,
Я говорю, тебе сжимая руку:
Христос с тобой!
Когда в избытке счастья неземного,
Забьется сердце радостно порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
Христос с тобой!
А если грусть, печаль и огорченье
Твоей владеют робкою душой,
Тогда тебе я повторяю снова:
Христос с тобой!
Переживший много чего на своем веку Августейший поэт, и нам ласково говорит: «Христос с тобой!» Словно пророк, встречает Поэт каждого идущего к нему, чтобы услышать: «Не бойся. Христос тобой!» И «да сбудется реченное через пророка...» (Мф.13,35).
В первый цикл стихов «Венеция» вошли несколько стихотворений К.Р., в том числе «Затишье на море... За бурею строптивой…» Разные состояния морской стихии поэт использует для выражения владеющих любым человеком чувств. Главная мысль К.Р. состоит в том, чтобы показать – поэзия есть буря. Как гроза неожиданно находит на местность, так поэт творит среди грома и молний, он – сам громовержец и испуститель молний, ибо только удесятеренное чувство жизни способно передаться другим и помочь унывающим и бедствующия преодолеть временные невзгоды. К.Р. явно перекликается с Пушкиным, с его «Россия вспрянет ото сна». Песнь правды всегда победоносна и поражает ее врагов. Стихи же, подобны морским волнам, набегают на брег наших сердец, создавая незабываемую симфонию и вызывая в нем желание жить и творить одно доброе.
Стихотворение «На площади святого Марка…» построено К.Р. на контрасте впечатлений от католических богослужений и неотвязных дум о Православной Родине. Для описания эмоционального воздействия на душу поэт сравнивает льющиеся звуки органа с морскими волнами. Но в то же время певец отмечает «унылый благовест», «сумрачную мглу», «мертвую тишину» и «закопченные своды». Но после сонной земли, готовящейся беззаботно спать до совершения новых и новых грехов, все-таки есть еще желание спокойно и безмолвно молиться, тем более что в органной музыке он различает не одну красоту, а напряжение многострадальной человеческой жизни в земной юдоли – «и слезы, и стенания, и скорбь» и даже «неземные воздыхания и райских песен голоса». От выложенных мозаичных икон душа поэта переносится в Православную Матушку-Русь и видит в ней родные Иконы. Особенно люб К.Р. наш Север, где расцветает черемуха, благоухает сирень и соловей поет свои песни. На Руси всегда все живо, всегда есть место доброму! Поэт и себя видит соловьем Руси, поющим божественные трели. Душа вздыхает и тоскует по милым Отечественным пенатам, дорогим сердцу местам. Чего много говорить – это святые все чувства и настроения.
Мы уже говорили выше о дружбе Великого Князя Константина Константиновича Романова с поэтом Аполлоном Майковым. «Он небольшого роста, очень худ, с окладистой седой бородой и проницательными глазами. У него есть что-то добродушное, детское в лице, особенно когда улыбается, причем выражение лица его совершенно меняется. Я весь вечер говорил с ним одним… Я был в восторге от знакомства с Майковым и намерен с ним видеться» (30 октября 1885 г.). Познакомились они 30 октября 1885 года на одном из великосветских вечеров. «Вы с детства, Аполлон Николаевич, чувствуете себя поэтом?» – когда их представили друг другу, спросил Великий Князь. «Нет, ваше Высочество. Мой отец занимался живописью, и я собирался идти по его стопам. К тому же Императору Николаю Павловичу, когда он пришел в нашу мастерскую, понравился мой рисунок Распятия, и он купил его. Но однажды стихи вылились как-то сами собой. Вскоре Бенедиктов напечатал мой стишок в «Одесском журнале» и его заметил Белинский, живопись была заброшена… Да что я все о себе… У вас же тоже, Ваше Высочество, стихи есть? Не сочтите за труд прочитать что-нибудь. Великий Князь смутился: «Нет-нет, это одно любительство» «А вы не стесняйтесь, Ваше Императорское Высочество». Константин Константинович стал читать:
Повеяло черемухой,
Проснулся соловей,
Уж песнью заливается
Он в зелени ветвей.
Учи меня, соловушко,
Искусству твоему!
Пусть песнь твою волшебную
Прочувствую, пойму.
Пусть раздается песнь моя
Могуча и сильна,
Пусть людям в душу просится,
Пусть их живит она;
И пусть все им становится
Дороже и милей,
Как первая черемуха,
Как первый соловей!
Майков с восторгом отозвался о стихотворении и заверил Великого Князя, что он истинный поэт и обязан продолжать творчество. Забыв о неравенстве происхождения и возраста, они, как два юнца, не обращая внимания на происходящее вокруг, увлеклись пылкой беседой. Настоящая дружба и переписка завязались после посылки Великим Князем Майкову 10 сентября 1886 года своей первой книги. Уже спустя несколько дней он получил ответ, слова которого о стихах Августейшего поэта ободряли и радовали: «Я прочел их несколько раз и скажу, что они производят самое отрадное впечатление и именно, когда являются в виде сборника». Майков, как и Фет, очень высоко ценил стихи Константина Константиновича, исполненные духовной силы и красоты, и продолжавшие евангельские традиции нашей Великой Поэзии.
Майков становится частым гостем в Мраморном дворце на «Измайловских досугах». В свою очередь Константин Константинович заходит к стареющему поэту в его квартиру на Большой Садовой улице. Родственным душам есть о чем не только поговорить, но и обменяться стихотворными посланиями. А.Майков - К.Р.
Даль безграничная кругом
И, прежде скрытое листвою,
Одно лишь небо надо мною
В безмолвном торжестве своем…
И вот – нежданно, к нелюдиму, -
Ваш стих является ко мне
И дразнит старого, как в зиму,
Воспоминанье о весне…
Русская Стратегия |