Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8185]
- Аналитика [7765]
- Разное [3278]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 15
Гостей: 13
Пользователей: 2
Elena17, modestovoleg

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2024 » Октябрь » 22 » Светлана Лурье (Смирнова). О ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ (краткое изложение)
    00:10
    Светлана Лурье (Смирнова). О ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ (краткое изложение)

    ПРИОБРЕТАЙТЕ В НАШЕЙ ЛАВКЕ И НА ОЗОНЕ:
    https://ozon.ru/t/7BkwyPd

     

    (1-я публикация в журнале «Труды кафедры богословия» СПб ДА. 2020. № 3 (7). С. 110–133.)

     

    Аннотация. В статье предпринята попытка формирования культурологии на основании православного мировоззрения. Культурология, включающая в себя общую теорию культуры, – это наука, которая получила мощный толчок в своем становлении в позднесоветский период и развивалась в последние полвека преимущественно в России и на постсоветском пространстве. (За рубежом точного соответствия российской культурологии нет). Этой дисциплиной была наработана богатая теоретическая база, однако ее исходной отправной точкой был марксизм как ее родовое пятно. Нашей задачей было взять все ценное из теоретического опыта советской и постсоветской культурологии, но вставить его в иную мировоззренческую рамку и попытаться выстроить православную культурологию, которая была бы основана на православной антропологии, сохраняя при этом научный подход к предмету исследования. Настоящая статья представляет собой вводную часть проекта, осуществляемого автором.

     

    Ключевые слова. Православная культурология, православная антропология, теория культуры, трехчастное деление человека, культурная картина мира, адаптация, концептосфера, интенциональность, символы.

     

     

    В статье да, предпринята, пожалуй, одна из первых попыток формирования культурологии на основании православного мировоззрения. И да, настоящая статья представляет собой вводную часть проекта, осуществляемого автором. Более развернуто проект представлен в статье, приведенной за №2 в настоящем Сборнике (соответственно и за №2 в Кратком описании его). Поэтому тут мы повторим только основные тезисы.

    Культура многослойна, как бы объемна. Мы живем в ее атмосфере, она пронизывает всю нашу среду и нас самих. Попытки выйти из культуры уникальны: это может быть обретением святости, когда человек с помощью Божией преодолевает свою человеческую природу, а может быть падением в самые низы бесчеловечности – расчеловечивание.

    Культура – это вся наша среда, в которой мы живем, все наши действия, наши разговоры, идеи, поведение, взаимодействие с другими, а также – призма, через которую мы смотрим на все, что вокруг нас, а отчасти и то, что внутри, наш внутренний мир: он тоже в значительной мере обусловлен культурой.

    Культурным является все то, что проходит через специфические процедуры, которые можно назвать культурогенетическими.

    Культурой не является весь духовный мир: и Горний, и бесовский, который в культуре предстает лишь опосредовано. Глубинная основа человека, которая способна к Богообщению тоже вне культуры, но и Богообщение часто происходит через культурные парадигмы. Весь материальный мир тоже вне культуры, но лишь постольку, поскольку он остается вне поля зрения людей. Стоит человеку обратиться к материальному миру, так он начинает его культурно познавать, преобразовывать и пользоваться им.

    Далее анализируется трехчастный состав человека: тело-душа-дух, – с культурологических позиций, и получается, что мы душу связываем с психологией, а дух же душе (психологии) противопоставляем. И вот при таком (может быть упрощенном в культурологической перспективе) понимании состава человека: тело – материально, дух – духовен, а душа, психея, психика ... душа – культурна. Дух – это то, что в нас бессмертно, что обладает безусловной и конечной свободой, то, что соединяет нас с Богом и что выбирает между Богом и дьяволом. Но дух человека укоренен в его душе и теле.

    Отцы Церкви рассматривали свободу воли, наряду с разумным началом в человеке как проявление в человеке образа Божия.

    Культура существует лишь в падшем мире, появившись как следствие грехопадения, изменившем весь характер человеческой жизни. Культура зародилась в момент грехопадения, когда Адам и Ева съели запретный плод и устыдились наготы своей, и опоясались!

    С грехопадением Адама произошла вселенская катастрофа, извратившая всю природу. И вот культура делает нашу жизнь возможной на «грешной земле», но человеческая жизнь стала выживанием.

    Вся последующая история человечества – это история разных культур после Вавилонского столпотворения. Можем предположить, что культура и природа в раю составляли единое целое, которому в нашем языке нет названия.

    Культура – это те самые «кожаные ризы», в которые оделся изгнанный из рая человек. В падшем мире человек движется к цели, которую он определяет своей свободной волей, которая таки осталась у него свободной, хотя проявления ее и затруднено в сложной и порой вязкой культурной среде.

    Культура – сфера идеалов и механизмов, технологий и адаптации, и… инструментов психологической адаптации человека к внешнему миру.

    Культура не избавляет вполне человека от страха смерти. От страха смерти спасает только приятие Бога в себя.

    Человек проще научается жить так, будто Бога нет.

    Все в отношениях между людьми, кроме бескорыстной любви, строится на культурообусловленной психологической основе, часто это просто ролевые игры с культуроопределенными ролями.

    Культура есть способ адаптации к дискомфортному миру, включая психологическую адаптацию. Искаженное восприятие реальности внешнего мира человеком – обычное явление.

     Этническая культура всегда построена на искажении восприятия в коллективной психологии, характерной для того или иного народа. Этническая культура всегда «интенциональна, то есть культурно сконструирована.

    Культура – это система психологических механизмов, орудий приспособления, которые инструментальны, сами по себе не наполнены содержанием, представляют собой формы, в которые человек вкладывает содержание в соответствии со своей волей, направленностью своей личности.

    Культура всегда схематизирует реальность, искажая ее, делает ее как бы удобной для действия, в соответствии с некими ранее сформированными сценариями, которые человек склонен повторять из раза в раз, что создает ощущение уверенности, безопасности. Схема такая может быть более или менее истинна.

    Культурная схема имеет как личностное измерение, так и социальное, поскольку каждое общество имеет набор культурных схем, разделяемых его членами.

    Социальность культуры дополнительно искажает действительность – для каждого социума свое представление о верности своей структуры. Этническая культура основана на моделях человеческого взаимодействия, которые наполняются содержанием в соответствии с содержанием духовных доминант культуры народа.

    Культура – это и системы взаимоотношений людей, которые все вместе используют орудия адаптации, материальны ли эти орудия или идеальны. И человек не только сам приспосабливается к миру, но и мир приспосабливает к себе.

    Вместе с Образом Божиим человек получил и дар творить. 

    Культура как самоорганизация человека и человеческого общества, она – «технология человеческой деятельности», которая в своей основе адаптивна.

    У каждой этнической или культурной (в антропологическом смысле слова) общности есть своя картина мира.

    Культура – весьма жесткая среда обитания человека, не менее, может быть, жесткая, чем материальная и биологическая, которая определяет способ восприятия человеком мироздания и модели его действия в мире, представляемой человеку в окультуренной картине его.

    Культурой детерминированы самые разные области человеческой жизни, в том числе, и идеальные, те, которые традиционно воспринимаются как сфера человеческой свободы.

    Мы живем в мире, полном символов и артефактов, представляющих основу культуры.

    Культура без Творца – всего лишь субъективный конструкт.

    Культура есть язык, доступный человеку в падшем мире, на котором может говорить и Творец! Но в земном мире значение Божественных символов исковеркано, искажено. В их толковании людьми, культурами, традициями возникает немалая разница, хотя в основания символов заложены смыслы, данные в творении Творцом, а значит – они объективны.

    Человек и земной мир не замкнуты сами в себе, Бог придает им истинный смысл и в них постоянно присутствует, человек же Его присутствие интерпретирует – более или менее (чаще менее) истинно.

    Наш земной мир – интенционален, но он наполнен выражениями Божественного Бытия, которые интерпретируются культурой.

    Культура – это множество артефактов, из которых одни представляют собой сопряжения культурных значений, присутствующих в сознании человека, обусловленном культурой же, с материальным субстратом этих значений, а вторые являются сопряжением обусловленных культурой значений и Божественных Символов.

    Весь идеальный мир является культурным преломлением духовного.

    С помощью культуры Творец может открывать себя человеку через Символы Горнего мира (таинства, иконы) и естественное откровение.

    Первоначальный этногенез можно объяснить Вавилонским столпотворением, в результате чего люди заговорили на разных языках, разделились на разные народы – в этом проявилось Божие наказание за дерзость.

    Человек создает, осмысляет ошибочно или приближено к Истине – это зависит от интенции личности человека – явления мира, в котором живет: материального, душевного и духовного.

    Концептосфера – это своего рода хранилище человеческого опыта и памяти.

    Культура не всегда чужда Божественному. В литургической культуре это дано самым непосредственным образом. Человеку доступна и такая деятельность, как исихия, безмолвная молитва – непосредственное Богообщение без культурных образов и внешних символов! 

    Через выполнение Заповедей Божиих человек по Благодати уподобляет себя Богу.

    «Искусством из искусств», «наукой из наук» является «умное делание», достижение человеком обо́жения, когда уподобляются по Благодати Христу-Богочеловеку и дух, и душа, и тело святого.

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 57 | Добавил: Elena17 | Теги: РПО им. Александра III, книги, светлана лурье
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2052

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru