Примечательно воспоминание одного из младших кадет – в будущем контр-адмирала Михаила Ивановича Смирнова о времени учения будущего адмирала и Верховного Правителя России: «Колчак, молодой человек невысокого роста с сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, образностью прекрасной русской речи, серьёзностью мыслей и поступков внушал нам, мальчикам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нём моральную силу, которой невозможно не повиноваться, чувствовали, что это тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один офицер-воспитатель, ни один преподаватель Морского корпуса не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак. В нём был виден будущий вождь»…
После испытаний Русско-японской войны, после обороны Порт-Артура, ранения и плена, поправления здоровья, изрядно растраченного в Арктике и на войне, для Колчака настало время размышлений. Прежде всего о будущем русского военно-морского флота. Уже в предварительном проекте создания Морского генерального штаба значится имя лейтенанта Колчака. МГШ стал кузницей новой военно-морской мысли и нового современного флота. Немалые усилия лейтенанта были направлены и на организацию плавания в полярных морях. Он вплотную занимается проектированием ледоколов для Арктики, активно участвует в закладке и создании двух первенцев арктического мореплавания – ледоколов «Таймыр» и «Вайгач». На ледокольном транспорте «Вайгач» в качестве командира он уходит во Владивосток. Дальний поход благополучно завершился в июне 1910 года. Колчак возвращается в Петербург и работает в Морском Генеральном штабе. При его участии создавался план действий в будущей войне на море, закладывались основы мобилизации флота, проектирование новых типов военных судов. Нередко Александр Васильевич привлекался командующим Морскими силами Балтийского моря вице-адмиралом Н.О. фон Эссеном к учениям и манёврам.
Фон Эссен, выдающийся флотоводец, одним из первых рассмотрел незаурядные флотоводческие качества молодого офицера и стремился перевести его на командные должности в действующий флот. Колчак по предложению адмирала уходит из Морского Генерального штаба в Минную дивизию, командует эсминцем «Уссуриец», затем служит в Либаве и, наконец, получает назначение на должность флаг-капитана по оперативной части в штабе морских сил Балтийского моря. Под руководством фон Эссена авторитет Колчака постоянно укрепляется и поднимается в гору. Он становится всероссийски известным благодаря своим выступлениям в Государственной думе, где Александр Васильевич отстаивает сметы расходов Морского министерства и ассигнования на постройку новых военно-морских судов. В Колчаке открываются незаурядные ораторские способности и умение убеждать, его речи в Думе, как правило, заканчиваются положительными решениями для военного флота. Параллельно ежедневной напряжённой работе Колчак изучает состояние германского и английского флотов, в этом ему помогает знание основных европейских языков…
14 мая 1913 года капитан второго ранга Колчак вступил в командование эскадренным миноносцем «Пограничник», на этом корабле нередко выходил в море командующий морскими силами Балтики вице-адмирал фон Эссен. Общение с Николаем Оттовичем было прекрасной школой командира «Пограничника». Одновременно Колчак принял начальство над оперативным отделением штаба командующего морскими силами. В дневнике его 16 мая 1913 года появляется такая запись: «…я знал, что служба Генерального штаба во флоте в настоящее время является весьма непопулярной, большинству совершенно непонятной, многим даже чем-то вредным или ненужным в лучшем случае; сделано за 4 года существования этой службы в действующем флоте очень мало, в смысле действительной военной ценности, хотя труда положено много; предстоит огромный труд в обстановке, вообще говоря, неблагоприятной для этого труда, требующего спокойного, уравновешенного состояния, в котором, как при всяком военном деле, умственные способности должны быть строго согласованными с волевыми началами. Я думаю, что понимаю смысл и содержание службы Генерального штаба, и вот почему я не испытываю ни удовлетворения, ни радости от этого назначения. Надо приступать к огромной сложной работе, надо начать всё чуть не сызнова…»
Россия при активном участии Колчака ускоренно готовилась к перевооружению и к будущей войне. 4 декабря 1910 года он был назначен заведующим 1-й оперативной частью Морского Генерального штаба, ответственным за ускоренную разработку судостроительной программы для военно-морского флота. До весны 1912 года Александр Васильевич был занят созданием российского плана военного судостроения и проблемами реформирования управлений флота. Острый, глубокий ум и светлая голова неоднократно отмечалась его непосредственным начальством. «Объяснительная записка к судостроительной программе на 1911-1915 годы» была передана Императору Николаю Второму. В ней четко и ясно было предложено, где и какие корабли необходимо было строить России. 25 апреля 1911 года Государь Император утвердил представленные документы, и об авторах предложений (основным автором был капитан второго ранга Колчак) написал так: «Отлично исполненная работа; видно, что стоят на твёрдой почве; расхвалите их от меня»….
В аттестации капитана второго ранга Александра Васильевича Колчака за 1913 год было записано: «Выдающийся офицер во всех отношениях. Обширные познания по морскому делу, удивительная работоспособность, выносливость и отношение к делу ставят капитана второго ранга Колчака на выдающееся место среди молодых штаб-офицеров флота».
Начавшаяся через полгода Великая война полностью подтвердила эту блестящую аттестацию.
Виктор Сергеевич Правдюк
Русская Стратегия
|