Во время инвентаризации сотрудники выяснили, что это — пропавший из Эрмитажа конный портрет Николая Первого – кисти легендарного придворного художника Франца Крюгера.
По парадной лестнице музейного особняка — впервые после века в тёмных запасниках. Шедевр терпеливо ожидал — пока в этом году в музее не грянула инвентаризация.
«В 20-е 30-е годы что-то произошло с учетом и картина стала значиться как картина неизвестного художника, она осталась в коллекции музея, хранилась на валах, к ней долго не обращались», – отметил директор музея политической истории России Сергей Рыбаков.
А когда обратились — ахнули. Заказ Александр Второй отправил прусскому художнику Францу Крюгеру сразу после смерти Николай Первого — полотно 4,5 на 3 метра украшало Николаевский зал Зимнего дворца. После Октябрьской революции императора в раме сменил Ленин.
И вот спустя век Николай Первый впервые видит людей, а люди внимательно рассматривают его. Делегация реставраторов из Академии художеств — после восторгов — констатируют повреждения и трещины. Император добрался до XXI века с потерями.
«Вот тут мы видим, что был такой прорыв, он был сдублирован с тыльной стороны. Какая работа будет здесь проведена? Удаление этих записей — откроем авторскую живопись, которая лежит здесь, и все вернется на круги своя», – отметил реставратор музея Академии художеств Павел Александров.
Заделать трещины, снять пожелтевший лак, вернуть яркость краскам, подобрать достойную раму для царя — и это только предварительный список работ.
Примечательна картина и с исторической точки зрения — на ней изображен Исаакиевский собор — тогда его только достроили . С другой стороны храм Благовещения — он разрушен в 1929-м.
Работал мастер дистанционно из Пруссии: попросил прислать ему литографии города и парадный мундир — в котором и изобразил императора. Дотошный Крюгер в переписке уточнял буквально всё — и направление взгляда, и даже — рысью или галопом должен идти конь. На полотне царь выглядит чуть больше, чем следовало бы — но это не ошибка — а скорее реверанс в сторону Императорского дома. На реставрацию картины уйдет не меньше полутора лет — после чего ценную находку планируют включить в постоянную экспозицию. Инвентаризация в музее политической истории продолжается.
Автор: Елена Куршук