Не думайте, что Я пришёл принести лишь мир на землю;
не мир пришёл принести Я, но меч.
(Евангелие от Матфея, 10, 34)
19 июля 1916 года командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак отметил в приказе двухлетие со дня начала Великой войны. В тексте приказа №711 мы читаем слова и мысли, которые являются основой его мировоззрения как личности и флотоводца. «Поздравляю Черноморский флот с третьим годом военных действий», - пишет адмирал в начале приказа. Несколько неожиданные слова, если не сказать большего. Но это поздравление в дальнейшем тексте приказа получает вполне логичное объяснение.
«Для нас, которых Родина воспитала для войны и призвала теперь к выполнению долга и обязательств перед нею, война должна быть желанным временем, лучшим периодом нашей жизни, её главной целью. Любовь к войне, к военной деятельности и боевой работе, благородное стремление к подвигу и славе воинской заложены в душе каждого человека, особенно молодого и здорового. Для таких лучших представителей своего народа, которых Родина ставит в ряды защитников и осуществителей своих прав, война даёт высокое удовлетворение в сознании исполненного величайшего долга, который может быть у человека, примиряющее со всеми тягостями и лишениями военного времени». Значит – есть войны, которые можно и нужно любить. И очевидно, что для русского человека война, которую можно любить, - это Первая мировая война, ведь это её имел в виду вице-адмирал Колчак. Именно в соответствии с таким мировоззрением лейтенант Колчак-Полярный на третий день медового месяца поспешил в Порт-Артур, где адмирал Макаров, которого молодой офицер считал своим учителем, видя усталость, измотанность Александра Васильевича Арктикой отправил служить его на крейсер первого ранга «Аскольд». Но лейтенант стремится к самостоятельности и уже в апреле получает под своё командование эскадренный миноносец «Сердитый». Здоровье Колчака заметно убыло в полярных экспедициях, он едва держится на ногах, началось воспаление лёгких при остром суставном ревматизме и постепенной потере зубов… С мостика корабля он попадает в госпиталь, но едва отлежавшись, возвращается на «Сердитый». В сложной опасной обстановке Колчак ставит мины, на них подрывается и погибает японский крейсер «Такасаго». После того как порт-артурская эскадра была блокирована, Колчак уходит в артиллеристы и командует двумя батареями. Лейтенант был ранен, затем попал в плен вместе с гарнизоном Порт-Артура. Измождённым и больным участникам обороны крепости японцы предложили лечение в плену или возможность вернуться в Россию. «Мы все, - вспоминал Колчак, - предпочли вернуться домой. И я вместе с группой больных и раненых офицеров через Америку вернулся в Петроград. В Петрограде меня сначала освидетельствовала комиссия врачей, которая признала меня совершенным инвалидом, дала мне четырёхмесячный отпуск для лечения на водах, где я пробыл всё лето до осени».
Годы между войнами были заполнены у Александра Васильевича приведением в порядок материалов его арктических научных исследований (за что Колчак был награждён Большой Константиновской медалью Географического общества) и реорганизацией российского военно-морского флота. В докладе 1907 года «Какой нужен Русский флот» он писал: «России нужна реальная морская сила, на которую могла бы полагаться независимая политика, достойная великой державы, и на которой могла бы быть основана неприкосновенность её морских границ, то есть такая политика, которая в необходимом случае получает подтверждение в виде успешной войны. Эта реальная сила лежит в линейном флоте, и только в нём, по крайней мере в настоящее время мы не можем говорить о чём-либо другом».
Принятая в 1911 году программа строительства линкоров во многом была своевременно принята усилиями и капитана второго ранга Колчака. К началу Первой мировой войны он становится ближайшим помощником выдающегося морского начальника вице-адмирала Н.О. фон Эссена. Русский флот в Балтике поначалу принял оборонительную стратегию. Выставив минные заграждения у своих портов, Балтийский флот замер в ожидании вторжения в территориальные российские воды мощного германского противника. Но этого не произошло. Колчак был весьма недоволен пассивностью и бесцельным ожиданием, которые вели к разочарованию и апатии. «Стыдно, - пишет Александр Васильевич в письме об унынии и бездействии флота 4 сентября 1914 года, - стыдно за хроническое проклятое бессилие флота; стыдно за его состояние, за его боевой коэффициент… Мы ждём, когда нам нанесут удар, и нас будут бить больно и часто, пока мы сами не начнём это делать».
В конце сентября 1914 года капитан первого ранга Колчак командирован в Ставку в белорусский город Барановичи, где пытается убедить Верховного Главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича в активизации боевых действий русского флота на Балтике. В конце концов вместе с командующим морскими силами Н.О. фон Эссеном ему это удаётся. Умение и мужество, бесстрашие и холодный расчет были проявлены Колчаком, когда он временно вступил в командование Минной дивизией в декабре 1915 года. Наиболее результативные и опасные операции были совершены под его командованием в территориальных водах противника, на входах в германские базы – в районе Борхольма, Данцига, Мемеля. Командующий немецким Балтийским флотом принц Генрих Прусский приказал своим кораблям оставаться в гаванях – пока море не очистится от русских мин.
В Рижском заливе Колчак стал командующим всеми русскими морскими силами и успешно отразил масштабное вторжение мощного германского флота. Во всех своих походах, в проведении минных постановок он проявлял неутомимую энергию, мужество, умение, подчинённые и соратники любили его и восхищались им. Колчак был одарён многими талантами и слава его была вполне заслуженной. Один из руководимых им офицеров так вспоминал о нём: «Три дня мотался с нами в море и не сходил с мостика. Бессменную вахту держал. Щуплый такой, а в деле железобетон какой-то. Спокоен, весел и бодр. Только глаза горят ярче. Увидит в море дымок – и сразу насторожится и рад, как охотник. И прямо на дым. Об адмирале говорят много. Говорят все, а он сосредоточенный, никогда не устающий, делает своё дело вдали от шумихи. Почти никогда не бывает на берегу, зато берег спокоен».
Конечно, талант и успешность Колчака были замечены во всех вышестоящих штабах и отмечены заслуженными наградами и повышением в званиях и по службе. За карьерой и успехами молодого капитана первого ранга следил и щедро награждал его Государь Император Николай Второй. Командующий Морскими силами на Балтике вице-адмирал Канин писал морскому министру Григоровичу: «Есть у меня превосходный офицер Колчак. Истинное призвание военного начальника. Неутомимый и самоотверженный работник. Неустрашимость и мужество необыкновенные. Нечем награждать. Он уже много раз заслужил всё, что имеет, и продолжает проявлять выдающиеся услуги и подвиги. Это совершенно готовый начальник какого угодно отряда, и, если им не воспользоваться теперь, то это будет лишь во вред и ему, и службе. Я бы очень хотел представить его к производству в контр-адмиралы, с тем, чтобы дать ему под начальство дивизию «Новиков» («Новики» - это новейшие скоростные эскадренные миноносцы, гордость русского флота в годы Первой мировой войны – ВП).
28 июня 1916 года Главнокомандующий русской армией и флотом Император Николай Александрович соизволил отдать следующий приказ: »Производится за отличие по службе в вице-адмиралы начальник минной дивизии Балтийского моря контр-адмирал Колчак, с назначением командующим флотом Чёрного моря вместо адмирала Эбергарда, получившего другое назначение…»
8 июля 1916 года вице-адмирал Колчак вступил в командование Черноморским флотом. На следующий день Колчак вышел в море при известии о появлении в Чёрном море германо-турецкого крейсера «Бреслау». Отныне с новым командующим восторжествовала наступательная стратегия. Минные заграждения вокруг российских портов и городов были сняты и установлены в неприятельских водах – на выходах из Босфора и у берегов враждебной Болгарии. Черноморский флот прекрасно взаимодействовал с Кавказской армией генерала Юденича, снабжая её Приморский отряд. Постепенно под командованием Колчака флот добился полной доминации, и даже германские подводные лодки не отваживались выходить на боевые позиции. Гражданские русские суда ходили по Чёрному морю, не опасаясь нападений вражеских кораблей – так, как они ходили до войны; полностью прекратилось снабжение Константинополя углём и продовольствием. На минах, выставленных русским флотом, подорвался немецкий линейный крейсер «Гебен» и шесть германских подводных лодок. Александр Васильевич Колчак заявил в конце 1916 года: «Таким образом, в Чёрном море наступило спокойное положение, которое дало возможность употребить все силы на подготовку большой Босфорской операции».
Эта операция – в случае её успешного проведения – могла бы решить исход всей Первой мировой войны в пользу Российской Империи…
Виктор Сергеевич Правдюк
Русская Стратегия
|