Недавно в Воронеже прошло мероприятие, посвященное памяти «России, которую мы потеряли» в 1917 году. Необычный, для нынешней реальности «Концерт – размышление» был приурочен к Дню русской скорби и покаяния. Тема, предложенная к размышлению – восстановление памяти о трагедиях, случившихся в нашей стране: массовые репрессии, раскулачивание, расказачивание, массовый голод, коллективизацию, расстрелы миллионов ни в чем не повинных людей самых разных сословий. Организован малыми подразделениями братств во имя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афинского. У каждого русского православного человека с живой душой есть призвание – способствовать возрождению, и своему личному, и своего народа, общества, страны, церкви. О чем, о ком, спросит читатель, каялись? О чьих душах молились? Ответ простой: о людях, живших на воронежской земле, о тех, кто вопреки трагическим послереволюционным испытаниям, оставили яркий след не только на воронежской земле, которые ярко показали своей жизнью, словом, делом, творчеством подлинную человечность, достоинство и несгибаемую волю. Эти люди: священники, врачи, учителя, художники, крестьяне…
Вступительное слово началось с известной цитаты нашего земляка Ивана Бунина: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда - то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, слаженность, богатство, счастье…» («Дни окаянные» Иван Бунин).
Далее все присутствующие были приглашены вместе поразмышлять о том, что открывает нам тот трагический, унесший миллионы жизней духовный опыт сегодня? Чему он нас учит? Красной нитью звучал главный вопрос: какие многовековые традиции веры, родной культуры мы хотим наследовать? Вопросы – сложные.
Для погружения в атмосферу на большом экране был представлен наш старый город. Фото -ряд начался с правого берега реки Воронеж прошлого века, затем мы виртуально посетили Акатов монастырь, поднялись через Богославскую, Большую Успенскую, Девическую и Петровский спуск на Большую Дворянскую, Горсад, Садовую, Старомосковскую, Лесную, Кольцовскую, Новомосковскую, Большую Девицкую… На юго-западе побывали на Новослободской, Большой Чижовке, Большой Стрелецкой. (нынешние - советские названия указывались ниже скобках – для понимания географического расположения). Боже, какие красивые названия, каждое несет смысл: с чем связано, в честь кого, в честь чего? они так назывались людми. В 20-х годах более 20 улиц переименовали. Взамен появились улицы: Парижской Коммуны, Пролетарская, Маркса, Фигнер, Цюрюпы, Энгельса, Каляева, Землячки. Самый яркий пример: была у нас одна из главных улиц -Покровская – тут все понятно: в честь Покровского храма, а это бывший кафедральный собор Воронежской епархии Русской православной церкви - ее почему то назвали ул. Дзержинского. Символ революции в Воронеже ни разу не бывал, здесь лютовал его ставленник – Раппопрт. Или еще пример: была у Покровского девичьего монастыря ул. Монашкина гора – стала улицей Крупской в честь жены главного богоборца России, которая к монахиням, мягко говоря, добрых чувств не питала.
Вернемся к именам знаменитых воронежцев, о которых нужно и важно знать каждому жителю. Первым был представлен Андрей Иванович Шингарев - Врач. Дворянин. Заведовал небольшой земской больницей в селе Большая Верейка Землянского уезда. Министр земледелия. Министр финансов. Лечил людей. Бесплатно. Затем развивал земледелие и экономику России. Арестован. Зверски убит. Как «Враг народа» - о его трагическом пути поведал Алексей Евстигнеев.
Следующий, забытый, и слвава Богу, возрождаемый неравнодушными воронежцами лик «ушедшей эпохи» - это Елена Киселева. Замечу! – дочь выдающегося Педагога (с большой буквы), «Законодателя» школьной математики по которой учились поколения, Андрея Петровича Киселева. Выпускница воронежской Мариинской гимназии, любимая ученица Репина. Художница. Автор знаменитой воронежской Джаконды – так искусствоведы давно уже назвали ее картину «Маруся». 42 ее работы принадлежат фонду музея им. И.Н. Крамского. В 17 году была вынуждена эмигрировать. О ней рассказала Наталья Бакина – музейный работник, искусствовед. А также представила ранее нигде не публиковавшиеся фотографии.
Наталья Ершова рассказала историю своей семьи: тружеников – крестьян, от зари до поздней ночи на земле работавших раскулачили и согнали со своей земли. Татьяна Познякова поведала о трагической судьбе ректора педагогического института Степане Стойчеве.
Диакон Павел Строков рассказал о гонении на церковь, о священномученике Георгии (Лаврове)
Автору повествования предоставили слово как «хранителю памяти графов Толстых в Чертовицах». Поясню (возможно кто то не знает): под Воронежем находится старинная усадьба потомков Кутузова - графов Толстых - представителей лучших дворянских родов России. Ныне санаторий Дзержинского. Прежде чем рассказать о последнем хозяине усадьбы, который был вынужден покинуть Россию, поведала о своих близких. Отметила, почему мне лично близка тема покаяния и скорби. Передала рассказ бабы Маши, ныне живущей в Пермском крае. Родственники сняли ее на видео, вот что ьона помнит всю свою долгую жизнь: жил в Пермском крае, в деревне Чернушка дед Тит. Сыновьям своим завещал: «Не ходите, сыны мои, к красным. не сводите скотину свою со двора а «ихние» в колхозы…» Но случилось так, что один сын наслушался воззвания: «кто был ничем, тот станет всем» и пошел в пролетарии. Была такая песня- кричалка: «мы старый мир разрушим до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Под лозунгом этой дикой вакханалии ринусь обезумевшие уничтожать тысячи православных Храмов. Только вдумайтесь, как нужно было верующего русского человека одурманить, чтобы повести взрывать величественный, веками возводимый Симонов монастырь? Как можно дать приказ разрушить на Красной площади древний собор Казанской Божьей Матери? А на месте его алтаря устроить общественную уборную? Об этих «неудобных» страницах истории вспоминать не принято. Так вот. Продолжаю: другой сын к белым ушел. Новая власть приказала изловить Его начальники заставили изловить брата родного, запрячь в телегу вместо лошади и гнать прилюдно к стоящему на горе старинному монастырю. Приказали брата - расстрелять. Монастырь – сжечь. Теперь все родственники, и моя семья, едем из Воронежа и всегда приходим на это место. Там стоит памятный камень и табличка, повествующая о былом…Очень много людей съезжаются к этому памятному месту. И звучит ежегодно на той лесной поляне молитва скорби и покаяния…
Конечно, звучал вопрос: кто же они, эти неизвестные широкому кругу воронежцев (тем более гостей Черноземья) графы Толстые, жившие в рамонском районе в селе Чертовицы. Ведущие историки и краеведы Воронежа давно уже на губернаторском уровне озвучивают идею создания музея. Сегодня появилась надежда, что в стенах усадьбы наконец, появится музей её истинных хозяев. Музей в имении, расположенном в красивейшем месте, близ одного из самых старинных храмов Центрального Черноземья жизненно необходим для просветительской работы. Для возвращения подлинной России в лице потомков Кутузова — графов Толстых. Для восстановления исторической памяти и национального самосознания русского народа. Дневниковые записи графов Толстых, переживших гражданскую войну, крах Империи, миллионы смертей четко указывают в каком направлении нужно двигаться сегодня. Прошло больше века, а потомки Кутузова четко отвечают на вопрос: почему мы были сильны и всегда побеждали. Как- то подрастерялась наша сила и наша русскость. Нужно возвращать. Как? Каким образом – эта тема, требующая особой ответственности и понимания сути, красной нитью проходила через весь "Концерт – размышление". По окончании - показ слайд – ряда с фотографиями выдающихся людей Воронежа (имена, даты жизни, профессии, выдающиеся заслуги). Проникновенно звучала Аве Мария. Произведения Н.А. Римского -Корсакова, С. Рахманинова, П.И. Чайковского…
В концерте участвовали гордость музыкального Воронежа: Лариса Вахтель (фортепиано), Александра Добролюбова (сопрано),Михаил Лобас (баритон). Вела концерт Недавно в Воронеже прошло мероприятие, посвященное памяти «России, которую мы потеряли» в 1917 году. Необычный, для нынешней реальности «Концерт – размышление» был приурочен к Дню русской скорби и покаяния. Тема, предложенная к размышлению – восстановление памяти о трагедиях, случившихся в нашей стране: массовые репрессии, раскулачивание, расказачивание, массовый голод, коллективизацию, расстрелы миллионов ни в чем не повинных людей самых разных сословий. Организован малыми подразделениями братств во имя Тихона Задонского и преподобного Силуана Афинского. У каждого русского православного человека с живой душой есть призвание – способствовать возрождению, и своему личному, и своего народа, общества, страны, церкви. О чем, о ком, спросит читатель, каялись? О чьих душах молились? Ответ простой: о людях, живших на воронежской земле, о тех, кто вопреки трагическим послереволюционным испытаниям, оставили яркий след не только на воронежской земле, которые ярко показали своей жизнью, словом, делом, творчеством подлинную человечность, достоинство и несгибаемую волю. Эти люди: священники, врачи, учителя, художники, крестьяне…
Вступительное слово началось с известной цитаты нашего земляка Ивана Бунина: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда - то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, слаженность, богатство, счастье…» («Дни окаянные» Иван Бунин).
Далее все присутствующие были приглашены вместе поразмышлять о том, что открывает нам тот трагический, унесший миллионы жизней духовный опыт сегодня? Чему он нас учит? Красной нитью звучал главный вопрос: какие многовековые традиции веры, родной культуры мы хотим наследовать? Вопросы – сложные.
Для погружения в атмосферу на большом экране был представлен наш старый город. Фото -ряд начался с правого берега реки Воронеж прошлого века, затем мы виртуально посетили Акатов монастырь, поднялись через Богославскую, Большую Успенскую, Девическую и Петровский спуск на Большую Дворянскую, Горсад, Садовую, Старомосковскую, Лесную, Кольцовскую, Новомосковскую, Большую Девицкую… На юго-западе побывали на Новослободской, Большой Чижовке, Большой Стрелецкой. (нынешние - советские названия указывались ниже скобках – для понимания географического расположения). Боже, какие красивые названия, каждое несет смысл: с чем связано, в честь кого, в честь чего? они так назывались людми. В 20-х годах более 20 улиц переименовали. Взамен появились улицы: Парижской Коммуны, Пролетарская, Маркса, Фигнер, Цюрюпы, Энгельса, Каляева, Землячки. Самый яркий пример: была у нас одна из главных улиц -Покровская – тут все понятно: в честь Покровского храма, а это бывший кафедральный собор Воронежской епархии Русской православной церкви - ее почему то назвали ул. Дзержинского. Символ революции в Воронеже ни разу не бывал, здесь лютовал его ставленник – Раппопрт. Или еще пример: была у Покровского девичьего монастыря ул. Монашкина гора – стала улицей Крупской в честь жены главного богоборца России, которая к монахиням, мягко говоря, добрых чувств не питала.
Вернемся к именам знаменитых воронежцев, о которых нужно и важно знать каждому жителю. Первым был представлен Андрей Иванович Шингарев - Врач. Дворянин. Заведовал небольшой земской больницей в селе Большая Верейка Землянского уезда. Министр земледелия. Министр финансов. Лечил людей. Бесплатно. Затем развивал земледелие и экономику России. Арестован. Зверски убит. Как «Враг народа» - о его трагическом пути поведал Алексей Евстигнеев.
Следующий, забытый, и слвава Богу, возрождаемый неравнодушными воронежцами лик «ушедшей эпохи» - это Елена Киселева. Замечу! – дочь выдающегося Педагога (с большой буквы), «Законодателя» школьной математики по которой учились поколения, Андрея Петровича Киселева. Выпускница воронежской Мариинской гимназии, любимая ученица Репина. Художница. Автор знаменитой воронежской Джаконды – так искусствоведы давно уже назвали ее картину «Маруся». 42 ее работы принадлежат фонду музея им. И.Н. Крамского. В 17 году была вынуждена эмигрировать. О ней рассказала Наталья Бакина – музейный работник, искусствовед. А также представила ранее нигде не публиковавшиеся фотографии.
Наталья Ершова рассказала историю своей семьи: тружеников – крестьян, от зари до поздней ночи на земле работавших раскулачили и согнали со своей земли. Татьяна Познякова поведала о трагической судьбе ректора педагогического института Степане Стойчеве.
Диакон Павел Строков рассказал о гонении на церковь, о священномученике Георгии (Лаврове)
Автору повествования предоставили слово как «хранителю памяти графов Толстых в Чертовицах». Поясню (возможно кто то не знает): под Воронежем находится старинная усадьба потомков Кутузова - графов Толстых - представителей лучших дворянских родов России. Ныне санаторий Дзержинского. Прежде чем рассказать о последнем хозяине усадьбы, который был вынужден покинуть Россию, поведала о своих близких. Отметила, почему мне лично близка тема покаяния и скорби. Передала рассказ бабы Маши, ныне живущей в Пермском крае. Родственники сняли ее на видео, вот что ьона помнит всю свою долгую жизнь: жил в Пермском крае, в деревне Чернушка дед Тит. Сыновьям своим завещал: «Не ходите, сыны мои, к красным. не сводите скотину свою со двора а «ихние» в колхозы…» Но случилось так, что один сын наслушался воззвания: «кто был ничем, тот станет всем» и пошел в пролетарии. Была такая песня- кричалка: «мы старый мир разрушим до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Под лозунгом этой дикой вакханалии ринусь обезумевшие уничтожать тысячи православных Храмов. Только вдумайтесь, как нужно было верующего русского человека одурманить, чтобы повести взрывать величественный, веками возводимый Симонов монастырь? Как можно дать приказ разрушить на Красной площади древний собор Казанской Божьей Матери? А на месте его алтаря устроить общественную уборную? Об этих «неудобных» страницах истории вспоминать не принято. Так вот. Продолжаю: другой сын к белым ушел. Новая власть приказала изловить Его начальники заставили изловить брата родного, запрячь в телегу вместо лошади и гнать прилюдно к стоящему на горе старинному монастырю. Приказали брата - расстрелять. Монастырь – сжечь. Теперь все родственники, и моя семья, едем из Воронежа и всегда приходим на это место. Там стоит памятный камень и табличка, повествующая о былом…Очень много людей съезжаются к этому памятному месту. И звучит ежегодно на той лесной поляне молитва скорби и покаяния…
Конечно, звучал вопрос: кто же они, эти неизвестные широкому кругу воронежцев (тем более гостей Черноземья) графы Толстые, жившие в рамонском районе в селе Чертовицы. Ведущие историки и краеведы Воронежа давно уже на губернаторском уровне озвучивают идею создания музея. Сегодня появилась надежда, что в стенах усадьбы наконец, появится музей её истинных хозяев. Музей в имении, расположенном в красивейшем месте, близ одного из самых старинных храмов Центрального Черноземья жизненно необходим для просветительской работы. Для возвращения подлинной России в лице потомков Кутузова — графов Толстых. Для восстановления исторической памяти и национального самосознания русского народа. Дневниковые записи графов Толстых, переживших гражданскую войну, крах Империи, миллионы смертей четко указывают в каком направлении нужно двигаться сегодня. Прошло больше века, а потомки Кутузова четко отвечают на вопрос: почему мы были сильны и всегда побеждали. Как- то подрастерялась наша сила и наша русскость. Нужно возвращать. Как? Каким образом – эта тема, требующая особой ответственности и понимания сути, красной нитью проходила через весь "Концерт – размышление". По окончании - показ слайд – ряда с фотографиями выдающихся людей Воронежа (имена, даты жизни, профессии, выдающиеся заслуги). Проникновенно звучала Аве Мария. Произведения Н.А. Римского -Корсакова, С. Рахманинова, П.И. Чайковского…
В концерте участвовали: Лариса Вахтель (фортепиано), Александра Добролюбова (сопрано),Михаил Лобас (баритон). Вела концерт председатель Свято- Силуановского братства Инна Владимировна Ткаченко.
https://vk.com/wall141824670_10163 |