Спасение биосферы от ядерной катастрофы – важнейшая задача современного человечества. Ее решение зависит от многих факторов – объективных, связанных со сложнейшим физическим процессом цепной, ядерной реакции, и субъективных, зависящих от того, насколько управляема такая реакция человеком при достижении той или иной цели, не всегда жизненно необходимой, не всегда рациональной и благоразумной. Обсуждение ядерных процессов началось в узком кругу, в научной среде сравнительно давно, в конце позапрошлого века с открытием радиоактивности и продолжается до сих пор. Особенно актуализировалось оно в последнее время: в средствах массовой информации и в интернете по инициативе представителей власти разных стран все чаще и не всегда логически и научно обосновано, но открыто высказывается и распространяется заманчивая идея о локальной войне с применением ядерного оружия, якобы способного остудить некоторые горячие головы, забывая о том, что подобная война, как и взрыв атомной станции, случайный или преднамеренный, либо техногенная авария на ней, по своей сути, по своим масштабам и трагическим следствиям не могут быть локальными по определению и по существу, или не могут быть без опасного, глобального, антропогенного воздействия не только на территорию какой-то страны, либо какого-то города, но и всей биосферы в целом…
На нашей планете, начиная со средины прошлого века, в гигантских объемах добывалась и добывается урановая руда, надежно спрятанная природой в трудно доступных и безопасных для человека местах. В результате сложнейших, энергоемких, технологических операций она превращается в радиоактивное сырье, используемое в качестве топлива для атомных электростанций и взрывчатого вещества для ядерного оружия массового поражения. После отработки ядерного топлива на атомных станциях остаются опасные, долгоживущие, радиоактивные отходы, активность которых сохраняется в течение длительного времени. Применение же ядерного оружия приводит к глобальной антропогенной катастрофе: чудовищным разрушениям городов и селений, гибели всего живого и радиоактивному заражению огромной территории. Подобное опасное заражение периодически случалось и случается в результате техногенных катастроф на атомных электростанциях в разных странах. Поэтому предотвращение мировой ядерной катастрофы – одна из практически значимых задач всего человечества.
Многие здравомыслящие и высоконравственные люди, вне зависимости в какой стране они живут и чем занимаются, стремятся жить в мире. Однако во все времена мирную жизнь все же нарушали войны. Войны разные – междоусобные, локальные, мировые и гражданские. Любая война, как бы они не назывались и под какими бы предлогами и лозунгами не развязывались, – это неизбежная общечеловеческая трагедия: разрушение больших и малых городов, деревень и сел, это гибель сотен, тысяч, десятков миллионов безвинных людей. Война – это горькие слезы матерей, потерявших своих сыновей, это неутешное горе и страдание оставшихся в живых вдов, сирот и родственников погибших.
Чаще всего война начинается в той стране, где рождается неугомонный, одержимый человек, выросший в достатке, воспитанный в неблагополучной среде, но чудесным образом вознесшийся над народом и переставший довольствоваться малым, чтобы быть счастливым. И ему кажется, что он умнее и сильнее других и что, разделяя, властвуя и захватив чужие земли, сможет осчастливить и себя, и свой народ. Такой самоуверенный, но нравственно и умственно убогий человек и знать не хочет, что древнейшая библейская заповедь наставляет на путь истинный и призывает к совершенно другому – мирной и спокойной жизни: «Старайтесь иметь мир со всеми»; «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?».
Всякая кровопролитная и разрушительная война всегда велась и ведется с применением самого современного и самого совершенного оружия, хотя оно даже в нападающей стране создается либо приобретается, прежде всего, с целью собственной обороны и защиты, а не для нападения, и тем самым безумные и наглые зачинщики войны вводят свой народ в заблуждение и вынуждают брать в руки смертоносное оружие, чтобы убивать ни в чем не повинных людей.
Любое оружие – это техническое средство ведения войны. Оно служит не только для нападения, но и для обороны. Поэтому всякое государство всегда стремилось и стремится иметь самое совершенное и самое действенное оружие, чтобы прежде всего защититься от нападения врага…
Несколько столетий назад использовалось весьма примитивное оружие – копья и стрелы, а для защиты от врага сооружались огромные замки и возводились крепости с высокими, непрступными стенами. Гораздо позднее, после изобретения мощного огнестрельного оружия подобные наступательные и оборонительные средства стали применяться все реже и реже. И в наше время копья и стрелы – уникальные редкие экспонаты, бережно хранящиеся в чудом уцелевших замках и крепостях, превращенных в исторические музеи.
Со временем изобреталось и разрабатывалось более мощное и более эффективное оружие. В середине прошлого века было создано самое разрушительное за всю историю человечества оружие массового поражения – ядерное. От его поражения не могут спасти ни надежно защищенные крепости, ни современные убежища, ни сооруженные по последнему слову техники и очень совершенные по своему жизнеобеспечению подземельные бункеры, в которых возможно лишь временно отсидеться и укрыться от прямого поражающего воздействия атомного взрыва. До сих пор человечество не придумало надежных средств защиты от ядерного поражения. А это означает, что в ядерной войне не может быть победителей в прямом смысле этого слова. Действительно, после взрыва атомной бомбы очень большая площадь территории становится радиоактивной и очень опасной для всего живого, и такая зараженная земля вряд ли нужна потенциальному «победителю».
Трагическая ядерная эпоха началась в августе 1945 г., когда американские варвары и безумцы без всяких оснований и вопреки здравому смыслу сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки. От ядерных взрывов пострадало множество мирных людей – сразу погибло более 140 тыс. человек, и потом в течение года умерло еще более 100 тыс. Радиоактивная пыль разнеслась ветром на сотни и даже тысячи километров от места взрыва – подверглась опасному радиоактивному заражению огромная территория. Жертвами чрезмерного облучения стали сотни тысяч человек. Многие люди, получившие нелетальные дозы облучения, в невыносимых муках и страданиях медленно умирали от раковых заболеваний. Все эти достоверные, документальные и трагические сведения свидетельствуют о гигантской разрушительной силе ядерного оружия, которая неоднократно подтверждалось в мирное время во второй половине прошлого века при многочисленных испытаниях в воздухе, воде и под землей атомных и водородных бомб, проводимых в США и СССР – двух крупнейших ядерных державах…
Крайне опасен и так называемый «мирный атом», если по каким-то причинам, не всегда предсказуемым, нарушено технологическое управление сложным ядерным процессом в атомном реакторе. Ядерный процесс – по своей физической природе процесс случайный, вероятностный. Он может стать неуправляемым и взрывоопасным по разным причинам: нарушение теплового режима цепной реакции, какой-то дефект в конструкции реактора, который трудно обнаружить, старение и усталость его материалов, непредвиденная ошибка оператора и другие. Полностью исключить взрывоопасный ядерный процесс, или свести его вероятность к нулю удается, но далеко не всегда, даже с применением современных технологических средств безопасности. И об этом свидетельствуют разные по масштабам техногенные катастрофы, неоднократно случавшиеся в разное время на атомных электростанциях в разных развитых странах: США, СССР, Англии, Франции и Японии.
Своим чудовищным радиоактивным воздействием на биосферу многих стран особо выделялась и до сих пор выделяется чернобыльская авария: после взрыва в 1986 г. одного из четырех энергоблоков Чернобыльской АЭС чрезмерному радиоактивному загрязнению подверглась огромная территория – площадью более 1000 км2, – которая еще очень долго, в течение многих столетий останется опасной для жизни.
Опасную и трудоемкую работу по ликвидации последствий аварии выполняли многие люди: солдаты и офицеры срочной службы, пожарные, водители, вертолетчики и ученые. Все они, не имея опыта обращения с радиоактивными материалами и объектами, неизбежно подвергались чрезмерному облучению. Непосредственное и активное участие в ликвидации тлеющего очага пожарища, неуправляемого и трудно укротимого, принимал выдающийся российский ученый В.А. Легасов (1936–1988), академик Академии наук СССР. На опасном, разрушенном объекте он находился более 60 суток и получил дозу радиации, превышающую в несколько раз максимально допустимую норму, что, естественно, отрицательно сказалось на его здоровье, и ему оказывалась стационарная медицинская помощь. Накануне второй годовщины чернобыльской аварии, 25 апреля 1988 года, В.А. Легасов представил на заседании Академии наук план создания совета по борьбе с застоем в советской науке и собственного института ядерной безопасности. Его научно обоснованное предложение, подготовленное с учетом многолетнего опыта эксплуатации атомных станциях и трудно укротимых ядерных процессов после техногенных аварий, было отклонено. Спустя два дня его нашли повешенным у себя дома. По одной из версий, причина самоубийства – давление партийных чиновников на ход расследования чернобыльской катастрофы и нездоровая атмосфера тотальной секретности. Можно назвать и другую, вполне правдоподобную версию – как здравомыслящий человек, обладавший научным даром предвидения, он не только спасал биосферу от опасного радиоактивного воздействия, но и пытался, как мог, спасти отечественную науку от предстоящего полного разрушения, которое началась совсем скоро, через несколько лет, в начале девяностых годов прошлого столетия под влиянием западного менеджмента деградации, направленного на превращение России с богатыми природными ресурсами в сырьевую колонию.
Чернобыльская авария стала личной трагедией и для другого выдающегося российского ученого, академика А.П. Александрова (1903–1994), президента Академии наук СССР, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата многих премий, директора Института атомной энергии, ранее возглавляемого И.В. Курчатовым. Находясь на высоком академическом посту, он пытался спасти науку от надвигающейся катастрофы, явные признаки которой стали проявляться еще в конце шестидесятых годов прошлого столетия, и они обуславливались государственной стратегией, ориентированной на мнимое «светлое будущее», которое уже свершилось, но не для народа, а для полуобразованных партийных бюрократов, весьма далеких от науки и от народа. А.П. Александров, научно мыслящий человек, с высоты академического олимпа отчетливо видел, что не все в нашем отечестве в порядке. Как вспоминал его современник, на одном из партийных съездов он «произнес очень яркую и смелую по тем временам речь», в которой, отрываясь от текста доклада, подверг резкой критике «наши правительственные порядки и качество жизни».
За первые десять лет после чернобыльской аварии, по официальным данным, нанесенный материальный ущерб составил более 200 млрд долл. Прошло немало времени, а дорогостоящие и материалоемкие работы по предотвращению распространения радиоактивного загрязнения окружающей среды продолжаются до сих пор с привлечением высококвалифицированных специалистов.
Чернобыльская катастрофа была второй в Советском Союзе. Первая крупная ядерная катастрофа случилась гораздо раньше, в 1957 г. на комбинате «Маяк» в Челябинской области. Трагические последствия этой катастрофы долгие десятилетия не разглашались и скрывались партийными графоманами, одурманенными «светлым будущем», под лукавым грифом «строжайшей секретности». О ней знали и помнили лишь ее очевидцы. В зоне радиоактивного заражения оказалась огромная территория самого комбината и трех областей – Челябинской, Свердловской и Тюменской. Радиоактивному воздействию подверглось в той или иной мере более 200 населенных пунктов с общей численностью населения около 300 тысяч человек.
Спустя десятилетия, в 2011 г. к печальным, трагическим следствиям привела другая техногенная катастрофа – крупномасштабная радиационная авария на атомной станции «Фукусима» при нарушении управления ядерными процессами. Эта авария случилась в Японии, несмотря на то, что в этой развитой стране достигнут высочайший технологический уровень безопасного обращения с радиоактивными материалами при их применении для производства электрической и тепловой энергии.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 13-е изд. М.: Директ-Медиа, 2018.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник в 2-х кн., 3-е изд., М.: Директ-Медиа, 2024.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум, 2-е изд. М.: Директ-Медиа, 2022.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 5-е изд. М.: Директ-Медиа, 2023.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018.
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Карпенков Степан Харланович
Русская Стратегия |