Противодействие русофобии, понимание и объяснение тех или иных принимаемых решений России сегодня является ключевым вопросом для Международного Движения Русофилов на Западе. Мы много слышим о геополитических причинах происходящего сегодня, они фундаментальны, но это еще не все. Изучение мысли Ивана Ильина позволяет нам, европейцам, понять Россию, взглянуть на неё с философской и моральной точки зрения.
14 декабря в городе Вероне, как руководитель итальянской секции Международного Движения Русофилов, я организовал первую из цикла конференций, посвященных известному русскому философу и религиозному мыслителю Ивану Ильину.
На понятии «патриотизма» в России в представлении Ильина, на конференции в своем докладе сделала акцент философ Анастасия Коростелова.
«В контексте современной российской модернизации остро стоит вопрос формирования патриотизма, дефицит которого чреват серьёзными последствиями, — сказала она, — Как отмечает Хантингтон, поиск национальной идентичности («Кто мы?») становится ключевым в мире после холодной войны, превосходя идеологические, политические и экономические противоречия: "Народы и нации пытаются дать ответ на самый простой вопрос, с которым может столкнуться человек: "Кто мы есть?". И они отвечают традиционным образом — обратившись к понятиям, имеющим для них наибольшую важность"».
И далее докладчик подробно остановилась на трактовке Ильиным понятия «национальный патриотизм», основанного на любви к народу и Родине, который он противопоставлял идеологеме «патриотизма», используемой для оправдания существующего политического режима. В подкрепление этой мысли, она привела слова политолога, философа Александра Дугина. Он пишет: «Иван Ильин был гегельянцем, и его самая значительная философская работа посвящена Гегелю. Его прочтение Гегеля вполне созвучно традициям европейского правого гегельянства, радикально отвергшего левую интерпретацию, свойственную марксизму». Ильин рассматривает Гегеля как центральную фигуру в истории философии. В его системе Ильин усматривает адекватное отражение трагической сущности мировой истории, особенно ярко проявившейся в ХХ веке. Здесь философия Гегеля предстает как философия мировой трагедии, объясняющая человеческое историческое существование через фундаментальные онтологические противоречия».
Дугин указывает на влияние Гегеля на Ильина в понимании истории как установления идеальной монархии, «где человек полностью реализует свою миссию и будет установлен непоколебимый духовный вертикальный порядок».
Как философ Ильин видел в монархии не просто одну из возможных политических систем, но гегельянский «конец истории». Но несмотря на это, влияние Гегеля, отразившееся в увлечении Ильина диалектикой, концепцией духа и всем мировым, историческим процессом, Ильин переосмысляет гегельянские идеи, интегрируя их в собственную религиозно-философскую систему, рассматривая явление Иисуса Христа в качестве высшей, венценосной точки исторического развития, при этом осмысляя это явление с сугубо русских и православных позиций, не свойственных философии Гегеля, бывшего ярым протестантом лютеранского толка.
Важно помнить, что Ильин очень противоречивая фигура. Его противоречие включает в себя гегелевское понятие «несчастного сознания». Человек, как носитель и божественного начала, и зла, несёт ответственность за жизнь и смерть других, что создаёт непреодолимую нравственную дилемму: стремление к совершенству неизбежно связано с компромиссами и нравственными жертвами на протяжении всей истории человечества. Эта тема наиболее полно раскрывается Ильиным в полемике с Толстым в работе «О сопротивлении злу силой».
Чувство родины, патриотизма, имеют для Ильина существенное значение, воспринятое им как духовное и религиозное явление, основанное на христианской идее уникальности каждого народа. Ильин утверждает, что духовное сокровище Родины живет в душе человека, в «глубине его поющего сердца».
Он выделяет три аксиомы правосознания: «чувство собственного духовного достоинства», «способность к волевому самоуправлению» и «взаимное духовное признание». Эти аксиомы, коренящиеся в духовной культуре (религия, искусство, государственность, защита родины), ведут к «народной гордости».
Ильин противопоставляет этому национализм, зацикленный на материальных достижениях (экономизм, этатизм) и отрицающий другие культуры. Эти искажённые формы национализма, в отличие от истинного патриотизма, приводят к существенным межнациональным, межцивилизационным конфликтам. Истинный же патриотизм выступает как высшее самоопределение, основанное на вере и служении Отечеству, подчиненному служению Богу. По этой причине, не следует поддаваться тем распространенным обвинениям, согласно которым Ильина трактуют как фашиста, коим он, конечно же, никогда не являлся.
Важно отметить, что Ильин рассматривает патриотизм как духовно-творческий акт самоопределения личности и нации, определяемый тремя факторами: географическим (равнинность и необходимость самообороны), религиозным (православие как основополагающая черта, воплощённая в образе «Святой Руси») и государственным (историческое единодержавие). Ильин создаёт сложную и многоуровневую концепцию русского патриотизма, отвергая упрощённые биологические или чисто государственные объяснения.
Однако, не стоит забывать, что Ильин еще и религиозный и экзистенциальный философ, и поэтому ключевой момент в концепции Ильина — это духовно-религиозный аспект патриотизма. Он отходит от слепоинстинктивного патриотизма, разделяя его на низшие и высшие формы.
Истинный патриотизм, по Ильину, основан на духовном самоопределении личности, её осознанном выборе веры и её воплощении в жизни. Этот высший патриотизм достигается через духовную зрелость, полноту и целостность личности, обретающие смысл в служении Богу и Родине.
Ильин акцентирует внимание на «духовном самоопределении», «духе» и «духовной жизни» народа. Духовная и религиозная связь народа и личности, по его словам, основывается на «сходном переживании единого и общего духовного предмета», наиболее полным выражением которого является единение в вере, через соборность. Любовь к Родине, по Ильину, достигается через личный духовный опыт, ведущий к единению духа нации, осуществляющийся через посвящение творческой энергии души духовной судьбе народа.
Ильин подчеркивает роль православной веры в создании духовной общности и единства народа. Он считает, что именно общность веры и духовное единомыслие являются сильнейшими связями, способствующими взаимодействию индивида и общества, ведя последнего к духовному росту. В этом контексте, патриотизм становится не просто чувством любви к Родине, а актом духовного утверждения.
Национальная самобытность, по Ильину, является следствием и воплощением этой духовной природы русского народа: «Следует отметить, – пишет И.А. Ильин, – что духовная и религиозная связь народа и личности основывается на сходном переживании единого и общего духовного предмета.
Нет более глубокого единения, как в одинаковом созерцании единого Бога, но истинный патриотизм и приближается к такому единению» или же: «Главным критерием обретения любви к Родине служит присутствие у индивида личного духовного опыта, который ведет к единению духа нации. Человек обретает Родину только тогда, когда посвящает творческое состояние своей души и судьбы духовной судьбе своего народа».
Конечно же, как религиозный философ, Иван Ильин осмысляет духовный опыт. Он делает это в книге «Аксиомы религиозного опыта». Ильин фокусируется на индивидуальном религиозном опыте, свободе и ответственности личности перед Богом, что может вызвать вопрос о месте христианской соборности: по мнению Ильина, совместная молитва значима лишь для тех, кто уже способен к самостоятельной молитве, или тех, кто через совместную молитву постигает молитву одиночную. Тем не менее идея соборности проявляется у Ильина посредством единой общности народа через веру, ведь Ильин определяет патриотизм через призму «духовной жизни народа», связанной с личным одухотворением и смирением, достигаемыми в «общности духовного предмета». Любовь к Богу отождествляется с любовью к Родине.
Вклад Ильина в русскую духовную культуру значителен благодаря его разработке практического применения философии в период, который он сам назвал эпохой глубокого духовного кризиса. Проницательно предвидя проблемы конца XX века — потерю духовности, смысла жизни и нравственное падение — Ильин предложил выход из этого тупика. Его философия основана на глубоком анализе духовной природы вещей, характеризуется глубочайшим религиозным мировоззрением, где истина, добро и красота триедины и имеют божественное происхождение. Он рассматривал историю в духовной, идеальной перспективе. В основе его учения лежит систематическое развитие духовного и нравственного опыта.
Я в своем докладе исследовал религиозную мысль Ивана Ильина, особенно по вопросу «сопротивления злу». В современном российском обществе моральные и философские идеи известного русского философа не утратили своей актуальности, а приобрели в последние годы еще большую интенсивность и значение.
Проблема существования зла в мире, изучаемая Ильиным, принадлежит к вечным нравственным проблемам человечества. Это важнейшая концепция, которая, помогает нам понять трудный выбор России в ответ на вызовы сегодняшнего мира.
Чтобы сформулировать смысл Специальной Военной Операции в рамках мысли Ивана Ильина, необходимо оценить одну из ключевых концепций его религиозной мысли — «заставление» и «насилие». Ильин утверждает, что человек, сопротивляющийся злу, должен сначала употребить все возможные духовные средства для победы над злом с помощью добра, но когда таких средств уже нет, единственным способом является физическое принуждение, чтобы остановить зло.
Профессор Массимилиано Бонаволья, в конце своего выступления дал точное описание моральной деградации, в которую погружается западное общество, в том числе, в Италии, и как вместо этого последовательные и глубокие идеи Ильина представляют сегодня оплот моральных ценностей, прочный ориентир для решения проблем которые будущее поставит перед нами.
Элизео Бертолази — руководитель итальянской секции Международного Движения Русофилов.
Докладчики на конференции: Анастасия Коростелова, философ Учебно-научного центра «Высшая Политическая Школа имени Ивана Ильина по видеосвязи из Москвы; Массимилиано Бонаволья, президент Ассоциации «Дружбы Ломбардия-Белоруссия» и Элизео Бертолази, кандидат антропологических наук, руссист.
Модератор — Пальмарино Дзоккателли, президент Ассоциации «Венето Россия».
Партнёры — Ассоциация «Венето - Россия» и учебный центр «Суворов».
Элизео Бертолази
Специально для «Столетия» |