Штурм чеченской столицы вопреки всем нормам военной науки был предпринят именно танками. Танки на улицах города стали превосходными мишенями и сгорали, как факелы. А русские солдаты, по существу, попадали в капкан. Со стороны боевиков к ним обращался «правозащитник» С.А. Ковалев, гарантировавший им в случае сдачи жизнь. В реальности тех, кто поверил этим обещаниям, ждала мучительная смерть.
В те дни покрыла себя славой Майкопская бригада под командованием полковника Ивана Алексеевича Савина. В школьном сочинении 9-классник-майкопчанин Вс. Селедцов так описал этот подвиг своих земляков: «Железнодорожные пути майкопского вокзала были забиты боевой техникой. Молодые солдатики, одетые в бушлаты и зимние шапки, фотографировались с автоматами, целясь, ради шутки, друг в друга. Никто не знал, что очень скоро многих из них не будет в живых. Их детство и юность навеки останутся на том заснеженном вокзале Майкопа. А впереди будет другой вокзал. Стена огня, предательство высшего начальства и надежда. Надежда на своих, на Россию, которая не бросит. Надежда на боевого командира. Свои не помогли. И лишь Савин был с бригадой до конца.
Сегодня все знают, что боевую задачу бригаде изменили за несколько часов до входа в Грозный. Очень хотелось генералам отрапортовать наверх о своих великих успехах. Бригада вошла в город и захватила железнодорожный вокзал. Здесь их уже ждали дудаевцы. По рации наших солдат боевики приглашали в ад. Они вошли в бессмертие. Бригада под непрерывным огнем продержалась всю новогоднюю ночь и день 1-го января 1995 года. Сражались мужественно. До последнего боеприпаса. Не было паники, не было дезертиров. Кончились патроны и медикаменты. Большинство наших солдат и даже медиков были ранены. Полковник Савин был ранен в обе ноги, но из боя не вышел, продолжал стрелять и руководить отражением непрерывных атак боевиков. Сводный отряд бойцов спецназа, высланный на помощь бригаде, попал в засаду и к вокзалу не прорвался. И тогда Иван Савин принимает решение – в ночь на 2 января прорываться из окружения своими силами. На оставшиеся БМП погрузили раненых и убитых. Основной части бригады удалось прорваться сквозь кольцо боевиков и вдоль железной дороги выйти к своим. Савин остался с ранеными. Офицеры бригады потом говорили, что не помнят в истории таких случаев, чтобы кто-то из полковников сел в боевую машину и пошел в бой вместе с подчиненными. Присутствие Савина поднимало боевой дух. БМП попали в засаду. Машина комбрига была подбита. Он мог передвигаться только ползком, но продолжал командовать бойцами. Они заняли круговую оборону здания, куда поместили тяжелораненых… Держались до конца.
Тело комбрига нашли через три недели. Он был смертельно ранен осколком мины в лицо. Ивану Савину не было и 44 лет. В Майкопе в скромной квартире без машины и дачи жил герой. Все его богатство были жена и дочь.
Иван Алексеевич Савин был посмертно награжден орденом «Мужества». И более 10 лет высшие чиновники не решались присвоить комбригу звание «Герой России». Наконец, правда восторжествовала. Хотя… Мало кто из моих ровесников, даже здесь, в Майкопе помнит имя героя. Как-то быстро мы все научились забывать не мелочи, нет, что-то важное, главное. Забывать тех, кто спас человечество от фашизма, кто спас русских мальчишек в ночь кровавой бойни в Грозном… Мне страшно подумать, что мы – русские становимся постепенно нацией Иванов непомнящих родства. Братья мои, помните, заклинаю вас, помните свою историю, своих героев, помните и гордитесь ими». |