«В море – значит дома»
«Помни войну!»
Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 г. в г. Николаеве. В десятилетнем возрасте он определяется в Морское училище в Николаевске-на-Амуре, куда переведён на службу его отец. Успешное учение и образцовое поведение быстро завоёвывают мальчику симпатии преподавателей и начальников. По окончании училища он попадает по особому ходатайству командира порта в плавание на судах Тихоокеанской эскадры, под начальством такого выдающегося моряка, как Андрей Александрович Попов. Плавание на корвете «Богатырь» закладывает в юноше ту любовь к морю, жажду знания и работоспособность, каковые и являлись отличительными чертами его характера до последних дней. «Богатырь» остаётся для него на всю жизнь идеалом корабля. Блестящие отзывы и горячее ходатайство всех его начальников ведут к тому, что Макаров производится не в кондукторы корпуса флотских штурманов, а в гардемарины флота, а затем, после нескольких плаваний на фрегате «Дмитрий Донской» - в мичманы.
В одно из первых же плаваний Макарова в мичманском чине ему приходится участвовать в аварии канонерской лодки «Русалка». По отзыву одного из его биографов, Макаров обладал «свойством проницательных людей вовремя удивляться». Незначительная пробоина, чуть не вызвавшая гибель судна, вызывала «удивление», а затем пытливые размышления и исследования молодого мичмана: появляются его первые работы по вопросу о непотопляемости судов, сразу создавшие ему имя не только в России, но и за границей. «Пластырь Макарова» входит в снабжение всех военных судов.
Вспыхивает русско-турецкая война. Россия поставлена перед трудной задачей защиты Черноморского побережья против бесспорно владеющего морем противника. Смелый проект лейтенанта Макарова, поддержанного ценившим его Великим Князем Константином Николаевичем, получает осуществление, и пароход «Великий Князь Константин» - «дедушка минного флота» - вступает в борьбу с сильнейшим противником. И результат достигнут: турки отказываются от борьбы, и владение морем переходи в наши руки. 1881 год – Ахал-Текинская экспедиция Скобелева… Флигель-адъютант, капитан 2-го ранга Макаров – начальник морской части экспедиции и той горсти моряков, не уступавших в доблести своим легендарным товарищам-богатырям – туркестанским линейцам (из 28 моряков – 25 вернулись Георгиевскими кавалерами). При прощании эта спаянная в боевом огне дружба получила своё выражение в глубоко символическом жесте: «белый генерал» - идеал армии и будущий «дедушка» - надежда и оплот Тихоокеанской эскадры, обмениваются своими Георгиевскими крестами. Крест Скобелева был на груди Макарова в день его трагической гибели.
Последующие года заполнены кипучей работой… Командуя стапионерами в Константинополе, Макаров исследует первым вопрос о подводном течении в Босфоре, разрешает один из самых сложных вопросов гидрографии и создаёт себе имя в мировой науке. Этот авторитет ещё укрепляется его крупными научными трудами «Витязь и Тихий океан» - результатом его работы во время командования корветом «Витязь» (1886-1889 гг.).
Неразрывно связано имя С. О. Макарова с ледоколом «Ермак». Если он и не оправдал всецело возлагавшихся на него надежд в смысле полярных исследований (хотя одни его зоологические коллекции подняли Петербургский музей с 8-10 на 3-е место в мире), то он оказал неоценённые услуги мореплаванию в Балтийском море и Балтийскому флоту. Ещё несколько лет напряжённой учёной работы (труд по тактике, артиллерии, непотопляемости) и глубоко полезной административной деятельности (Главный Командир Кронштадтского порта 1900-1904 г.) – и начало Японской войны. Слишком поздно Макаров был призван стать во главе Тихоокеанской эскадры, куда его тянуло всей душой, где его хотела видеть Россия… Подбитая врагами, запертая в Артуре, эскадра воскресает, соприкоснувшись с кипучей энергией, с могучим духом Степана Осиповича; невозможное начинает становиться возможным… В роковой день 13 апреля все эти надежды рушатся… Много было сказано о значении Макарова, но мне кажется, лучшей характеристикой являются слова простого человека, боцмана, приведённые В. Семёновым: «… не то, Ваше Высокоблагородие! Броненосец что? Хоть бы два! Да ещё пару крейсеров на придачу! Не то!... Голова пропала!... Вот что!...»
Смерть адмирала, потрясшая до глубины души флот и всю Россию, была также оценена, как невосполнимая потеря и друзьями, и врагами России: «Смерть адмирала Макарова – большая потеря для моряков всего мира» - писал в телеграмме Государю Императору Вильгельм II. «… Один из способнейших русских флотоводцев, он был превосходным моряком, знатоком военно-морского быта и смелым вождём – таков взгляд, разделяемый всеми его товарищами по оружию всех национальностей…» («Times» от 1-11 апреля). «Вы, сыны всех морей, моряки, служащие под всеми флагами, оплакивайте храбреца, бывшего вашим собратом, венчайте лаврами память его!» (итальянская газета «Tribuna»). Наконец, враги – японцы посвятили ему в труде своего Генерального Штаба следующие строки: «… с самого приезда своего в Порт-Артур, в начале марта, он деятельно принялся за работу, привёл в порядок побитую и расстроенную эскадру, поднял военный дух и от всего сердца и не жалея сил старался восстановить честь флота»…
Глубокие познания, крупная научная работа, выдающийся военный талант – всем этим мы вправе гордиться в лице адмирала Макарова.
Он – единственный – пронёс сквозь годы мирной дремоты заветы старой школы наших боевых адмиралов, послужив звеном между славным прошлым и настоящим; он будил флот своим настойчивым напоминанием: «Помни войну!», и его ученики не забыли этого завета; он указал нам, морякам единственный способ быть сильными на море – «в море – значит дома», но ценнее всего – он показал, что в нём жила вера в себя, вера в то, что с русскими воинами можно сделать чудеса, если уметь взяться за его душу! А эта вера – это и есть та «способность побеждать», без которой ни блестящая материальная часть, ни академические познания не дают ничего. Вот эту силу мы и должны воспитывать в себе, если хотим восстановления «победоносного» флота – а путь к созданию и укреплению в себе этой моральной силы мы имели перед глазами в словах и во всей жизни великого русского адмирала – великого русского человека – Степана Осиповича Макарова.
Ст. Лейт. Кубе
Дорогие единомышленники! В этом году легендарный белогвардейский журнал-долгожитель «ЧАСОВОЙ» отмечает 95-летие. К этой дате мы запускаем проект перевода избранных материалов издания в печатный формат с тем, чтобы в дальнейшем
- сделать их общедоступными для ознакомления в интернете
- издать часть из них отдельной книгой
Материалы, нуждающиеся в переводе в текстовый формат, отобраны. Это очерки и по актуальной проблеме украинского сепаратизма и планов расчленения России, и по истории Белой борьбы и Великой войны, и по русской национальной идеологии, и по другим не теряющим для нашей современности интереса вопросам.
Материалы на данный момент наличествуют лишь в отсканированном (не распознанном) виде. При автоматическом переводе в текстовый формат выходит «абракадабра», которую надо частично чистить, частично расшифровывать. Поэтому НАМ ОЧЕНЬ НУЖНЫ ДОБРОВОЛЬЦЫ, которые не пожалели бы для БЛАГОГО РУССКОГО ДЕЛА некоторого количества времени (по возможности) и взяли бы на себя труд перепечатки или чистки-расшифровки отобранных статей. Статьи для работы из общего списка можно выбирать самостоятельно.
Добровольцев просим писать в личные сообщения группы или на е-мэйл:
https://vk.com/rysstrategia
rys-arhipelag@yandex.ru
|