Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8332]
- Аналитика [7965]
- Разное [3420]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Январь » 17 » Агидель Епифанова. Три богатыря против вологодского дракона (Как из усадьбы графов Резановых уволили ее спасителя)
    00:15
    Агидель Епифанова. Три богатыря против вологодского дракона (Как из усадьбы графов Резановых уволили ее спасителя)

    «Верните нам Сайкина!» - с таким призывом под новый год обратился к властям Вологодской области старейший местный экскурсовод Александр Сазонов, как и многие вологжане потрясенный и возмущенный известием об увольнении человека, возродившего погибавшую усадьбу графов Резановых (тех самых, из рода которых был герой рок-оперы «Юнона и Авось») - Николая Алфеевича Сайкина. Николай Алфеевич работал в спасенной им усадьбе на полставки завхоза и полставки экскурсовода. Теперь они сокращены. «Кто знал о Куркино еще два десятка лет назад? – пишет Сазонов. - Только узкий круг людей, читавших искусствоведа И.Евдокимова, считавшего усадьбу прекрасной иллюстрацией ушедшего навсегда быта. Николай Алфеевич сделал невозможное – снова перенес нас в Россию пушкинского времени. Сколько вложено сил, ума и души, своих средств, чтобы барский дом и парк стали такими, какими мы видим их сейчас! Николай Алфеевич разыскал потомков владельцев усадьбы, издал несколько книг, восстановлением усадьбы занимались и десятки единомышленников, вдохновленных его примером… Мы говорим Сайкин – подразумеваем Куркино, говорим Куркино – подразумеваем – Сайкин».

    Братья Сайкины, Александр, Николай и Федор – гордость не только Вологодской земли, но и России. На таких, как говорится, все держатся. Хотя сами они славословий в свой адрес не принимают. «Мы – грешные люди, поэтому дифирамбы неуместны. Но, будучи грешными, мы почему-то счастливы: стараемся работать для Христа и Отечества. Этим-то счастьем мы бы и хотели поделиться», - говорят они.

    Все началось с храма. Преображенского храма села Куркино. Александр Алфеевич, ныне председатель приходского совета, говорил в интервью Православию.ру: «Преображение русского села немыслимо без храма: будет в селе церковь – будет жить глубинка, нет – загнется окончательно. А загибаться мы что-то не желаем: нам жить охота, причем достойно. Нашим желанием достойной жизни родного села, думаю, продиктовано восстановление и Преображенского храма, и дворянской усадьбы с парком в Спасском-Куркино Вологодской области».

    Чтобы прийти к этому сознанию Александру Алфеевичу пришлось пройти тяжелое испытание – смертельную болезнь. Обращение к Богу, крещение и воцерковление привело к чудесному исцелению болящего. Фактически получивший вторую жизнь Сайкин-старший обратил взор на руины некогда величественного Преображенского храма 1818 г. постройки, печальную и типичную историю которого рассказал он в том же интервью: «После переворота 1917 года службы здесь еще шли, до 1920-х годов. Потом начали притеснять вовсю: комсомольцы специально выставляли динамик напротив церковного окна во время службы, чтобы сорвать ее. Это так, «милые шалости». Кстати, что-то они в наше время повторяться начали. Потом стали терроризировать семью священника, и батюшка вынужден был бежать с ней в Череповец. Сейчас мы общаемся с той семьей: приезжают к нам иногда его потомки, рассказывают, что помнят. Ну, а когда выгнали батюшку, то и службы в церкви перестали – Литургию-то не отслужишь уже. И вот тогда, торжествуя, «в связи с ненадобностью» храм разорили, а в нем устраивали поочередно то клуб для комсомольцев, то гараж, то еще что-нибудь. В стоявшей неподалеку часовне вообще свиней забивали – такая вот оптимизация. А потом – война, разруха, восстановление.

    Школу рядом построили. Храм-то, хоть и оскверненный, стоять продолжал. А в 1974 году приехала сюда какая-то комиссия: «Негоже, что рядом с образовательным учреждением церковное здание стоит, хоть и запущенное! Разрушить его!» Поверишь ли, сюда танки приехали! В войну здесь танков не было – так на теперь, получи. Причем не от фашистов – от русских, казалось бы, людей. Ну, советских. На куски рвали церковь, в разные стороны тянули. Тросы лопались, как нитки: умели предки строить. Тогда связали по нескольку тросов в один, привязали к колоннам, потянули в стороны, и только тогда храм рухнул. Тут были еще захоронения служивших здесь священников – все погребены под теми обломками».

    Храм восстанавливали всем миром. Оживало что-то в душах даже казавшихся уже безнадежных выпивох, от которых никто не ждал ничего путного. Но вдруг и они начинали помогать начавшемуся строительству. «Храм в нашем селе – Преображенский, вот мы и надеемся на действительное преображение человеческих душ, на преображение родной земли. Когда оно случится, мы не знаем, но не наше дело – «знать времена и сроки», мы должны спокойно, никого не осуждая, заниматься своим делом», - говорил новый храмосозидатель.

    Так и занимались. И вознесся из руин и поругания новый красавец-храм. Алтарником и звонарем в нем стал младший Сайкин – Федор.

    А тем временем средний брат, Николай, спасал расположенную рядом усадьбу Резановых. Свое имя он получил в честь деда. Николай Николаевич воевал во 2-й ударной армии Власова, в 42-м попал в плен, но в отличие от генерала на сотрудничество с нацистами не пошел. В лагерях выжил ремеслом – сапожным. По возвращении на Родину проверяли его два года – по тем временам считай повезло, других нараз «награждали» «червонцем»… Внука дед научил подшивать валенки, но сапожно-катавальным ремеслом Николай-младший в ту пору не увлекся, став милиционером. Правда, в органах он прослужил недолго и в 90-е вышел в отставку в звании капитана. Жалованья не хватало на содержание семьи, а взяток Николай Алфеевич не брал принципиально, помня отцовский завет: «Делай, как велит совесть, но фамилию не позорь, чтобы по ночам спать спокойно».

    Некоторое время Сайкин работал в детективном агентстве, а затем в фирме по производству и продаже мелкого строительного инвентаря. В 2003 г. знакомый предложил ему купить катавальню. В ту пору это «производство» состояло нетрезвой закладчицы и трех пьяных каталей. Тем не менее Сайкин рискнул и за несколько лет не только возродил производство, выпуская по тысячи пар валенок в год, но и сделал его известным и престижным. В сайкинских валенках путешествовал Конюхов и щеголял Ришар, его продукция занимала первые места на различных выставках. А лучшим катавальщиком сделался сын Николая Алфеевича – Егор. На международном фестивале "Голос ремесел" в 2018 г. молодой мастер поразил всех умением катать валенки с завязанными глазами.

    На будущий же главный проект своей жизни Сайкин много лет любовался из окна квартиры – мечтал постоять на балкончике величественного господского дома расположенного напротив. «К сожалению, в школе нам не рассказывали его историю, - рассказывал Николай Алфеевич в интервью журналу «Родина» в 2015 г. - Советская контора, да и только. Что за люди обитали там прежде, какие традиции соблюдали? Ничего мы не знали. Дворянство было под полным запретом.

    Между тем до революции 1917 года усадьба принадлежала старинным родам Резановых и Андреевых, связанным семейными узами с Александром Суворовым, Михаилом Кутузовым, Михаилом Глинкой, Иваном Тургеневым... Были славные времена! Но, увы, сплыли.

    К осени 2013-го все пришло в упадок. Обанкротившееся частное предприятие съехало из особняка, за долги его не подключили к отоплению, в холодном, пустом доме поселились местные пьяницы и прочие асоциальные элементы. Имущество потихоньку разворовывали: один люстру снимет, другой линолеум сорвет, третий лампочки вывернет...»

    Когда погиб в огне деревянный Песочный павильон Сайкину позвонила его бывшая учительница с мольбой спасти погибающее на глазах наследие. Николай Алфеевич привлек к делу местного участкового, который освободил здание от оккупировавших его гастарбайтеров. В кабинетах повыше никакого интереса к судьбе усадьбы Сайкин не встретил. Денег на реконструкцию не было. Тогда бывший милиционер решил спасать дом… при помощи добрых дел. И посрамлены оказались те, кто вслед за старухой Шапокляк считал, что хорошими делами прославиться нельзя. Только первый благотворительный концерт, данный в усадьбе, которая некогда славилась своими музыкальными вечерами, собрал полный зал и дал выручку в 64 тысячи рублей.

    Не обходилось и без искушений. Если при возрождении Преображенского храма нечестивцы испражнялись на лестнице, ведущей к святому источнику, то в усадьбе Спасское-Куркино разбили только что вставленные стекла – в канун Покрова. «Сначала мы действительно чувствовали: «Всё, конец. Никому мы тут не нужны, а пошло-ка всё подальше», - вспоминал Николай Алфеевич в беседе с корреспондентом Православия.ру. - А потом братовья говорят: «Ну-ко, Николай, давай сопли вытри: новые стекла вставим, и чтоб до Покрова успеть». Тут уж я рассердился по-доброму: быстро съездил, купил новые стекла, привез, и мы начали вставлять. Народ ходил сначала вокруг, удивлялся, у виска многие крутили, а потом один за другим к нам подходить люди начали и молча стали помогать. Вот это, скажу я тебе, было по-настоящему здорово!

    Тот октябрь выдался теплым, каким-то пушкинским, что ли. Вставляешь ты эти стекла, видишь, как другие тебе сочувствуют и помогают, внизу парк с чистыми прудами – я в окно выглянул: теплый ветерок повеял. Стою, смотрю. Вдруг сзади кто-то начал Пушкина декламировать – просто так, то ли в шутку, то ли тоже романтикой обдало. В общем, народ весь собрался в залу, мы принесли синтезатор и устроили вечер классической музыки со свечами. Такой вот канун Покрова у нас оказался. А на сам праздник бабушки нам пирогов принесли после службы. Такие вещи здорово помогают понять, что ты нужен, не просто так организм по земле волочешь, ино и людям добрее стать помогаешь».

    Сайкин, имевший в школьном аттестате единственную тройку по истории, увлекся прошлым «своей» усадьбы. «Не то нам преподавали! – сетовал он. - Убежден, правда намного интереснее и достойнее тех мифов и легенд о Владимире Ленине и его большевистской клике, которыми нас кормили».

    Николай Алфеевич нашел потомков владельцев усадьбы, которые стали приезжать в Куркино и посильно помогать возрождению родового гнезда. По архивным материалам были собраны сведения о прежнем облике усадьбы и ее традициях. Год за годом она оживала на глазах. Возродился старинный парк с тремя прудами и мостиками, наполнился посетителями господский дом, в котором Сайкин стал проводить экскурсии для всех желающих. Для школьников все они были бесплатны, Николай Алфеевич считал важным донести до юного поколения родную историю, привить любовь к ней. Обо всей той невероятной работе, которая была проделана им за 11 лет, Сайкин сегодня вынужден был написать сам – в обращении к президенту РФ, как всегда и во всем последней инстанции, у которой ищут помощи и справедливости по всем вопросам.

    «С 2013 года являюсь хранителем усадьбы в селе, где и проживаю, - пишет Николай Алфеевич. - До 2016 года содержал её на собственные средства — проводил благотворительные мероприятия, пленэры художников, на высоком уровне организовал работу добровольческих отрядов. За это время мы смогли провести очень много важных и нужных, полезных дел в дворянской заброшенной усадьбе. Потихонечку к нам подключились местные власти — отремонтировали плотины на дворянских каскадных рукотворных прудах, в прибранном парке установили арт-объекты: беседку Любви, мостик, пирс для вёсельных лодочек, перголы, качели, по старым фотографиям оформили Вазонную площадку. Сделано очень и очень много! С учениками местной школы высаживаем и ухаживаем за клумбами. С 2019 года мне выделили полставки завхоза. В Главный усадебный дом проведён газ и сделано отопление, отремонтирована крыша и фундамент по всему его периметру. Начались реставрационные работы внутри здания. Губернатор Кувшинников О.А. выделил средства на реставрацию фасада и сегодня один из фасадов засиял очень красивой историей провинциального дворянства Вологодской губернии. Нами было выиграно только у Фонда президентских грантов четыре проекта — за что Вам огромное спасибо! Мне выделили в 2020 году полставки экскурсовода, что очень положительно повлияло на развитие экскурсионной деятельности. Самое главное, что к нам поехал турист и народ в восторге от наших побед вокруг нашей усадебной истории.

    А теперь меня выставили вон с работы. (…)

    Всё окружение губернатора Георгия Филимонова трепещет перед ним, словно осиновые листочки! Смотреть же на всё это лицемерие и поклонение противно и неприятно. А видеть глав районов вообще страшно — это безликая масса без лица и без принципов, а только угождающая, лайкающая и кивающая форма проявления покорности. Мы нормальные русские люди с прекрасными знаниями и образованием, с огромным желанием развиваться и воспитывать своих детей. Наши добрые дела прописаны в наших соцсетях, и мы несём за собой большое и доброе информационное поле. Наши победы и свершения, множественные мероприятия зарегистрированы в сообществе «Усадьба Спасское-Куркино» и с ними можно ознакомиться. Пожалуйста, умоляю Вас – спасите усадьбу и область!»

    Координатор проектов «Усадебные волонтеры» и «Усадебный экспресс» Вадим Разумов указывает, что причиной расправы над Сайкиным, стало то, что спаситель Спасского-Куркино «довольно резко и без елея высказался в адрес некоторых культурных явлений, появившихся в Вологде при команде нового губернатора. Его мнение вовсе не было оппозиционной бравадой и шло в унисон с общественными настроениями. Многих небезразличных людей в Вологде тревожили эти тенденции. Николай Алфеевич лишь подытожил и экспрессивно изложил то, что болело у огромного количества консервативно настроенных жителей Вологды. За это, в свете последних событий, очень символично он и сам был подвергнут репрессиям...

    Мне кажется, что авторы этих репрессивных поручений стали забывать, что если бы в свое время Николай Сайкин так же громко и бескомпромиссно не заявлял бы о необходимости незамедлительного спасения усадьбы, то сейчас от Спасского-Куркино могли бы остаться лишь пепелище, да груда архивных воспоминаний (как это, увы, случилось со многими памятниками в нашей стране).

    За последние годы у нас в стране наметилась чудовищная тенденция: отстранять от служения хранителей усадеб, музеев и прочих достопамятных мест. Поводы для этого могут быть разные: репрессии, оптимизация, чиновничий произвол... Но результат всегда один: на место подвижников - тех, кто действительно любит свое дело, приходит команда менеджеров, отрабатывающих свой хлеб по методичке. И из памятника исходит душа... И у туристов уже не горят глаза. Все понимают: ушло нечто очень важное и нужное».

    Примечательно, что одновременно был отрешен от должности и настоятель Преображенского храма. Чем не угодил он церковному начальству, и как это связано с репрессиями светских властей в отношении Николая Сайкина, история пока умалчивает.

    В уже цитированном интервью Александр Сайкин отмечал: «Когда на место Бога, Христа – пытаются поставить кого-то или что-то другое, ничего хорошего ждать не приходится. Тогда, в 1917-м, пытались Ленина поставить, сейчас – рубль, евро и доллар, та еще «троица»… Мы так из помойки духовной никогда не выберемся, если вместо Христа у нас будет кто-то или что-то другое, так и будем оскотиниваться. Если Бог – так, побоку, в придачу, то можешь не волноваться: всё пойдет прахом. Большевики пришли ведь не с бухты-барахты: всё уже было подготовлено к их приходу и торжеству. Если бы были мы верными христианами, не случилось бы той трагедии с Россией, я думаю. Думаю о прошлом, но боюсь что-то за будущее: похожие какие-то всё симптомы».  

    Это было сказано почти 10 лет назад, и, вот, теперь тревога за будущее старшего Сайкина материализуется все явственнее – и в общей тенденции ресоветизации, и в репрессиях, достигших его собственную семью. Напомним, что новый вологодский губернатор является ярым сталинистом, недавно открывшим очередной памятник палачу русского народа и позирующим под его портретом в своем рабочем кабинете. 

    Несмотря на объявленную отставку, Николай Алфеевич продолжает работать. Зимние праздники идут в «его» усадьбе своим чередом. Официальной датой его увольнение указывается 3 февраля 2025 г. До этого времени чудо ещё может произойти. Хотя, увы, открывающие памятники палачам идолопоклонники, оказавшиеся в высоких креслах, напасть куда более тяжело преодолимая, чем гадящие у святых источников и бьющие стекла недоумки. Но ведь былинные три богатыря и не с такими драконами справлялись? А Сайкины и есть такие богатыри, не перевелись они ещё на Русской Земле. Поддержим же их в борьбе за наше русское историко-культурное наследие!

     

    Источники:

    https://pravoslavie.ru/86458.html

    https://rodina-history.ru/2023/05/13/reg-szfo/nikolaj-sajkin-kto-to-valiaet-duraka-a-ia-valenki.html?ysclid=m5mzlq3l60366402312

    https://vadimrazumov.ru/860664.html?from=sds

     

    Наследие Империии

    Категория: - Разное | Просмотров: 289 | Добавил: Elena17 | Теги: созидатели, Современники, Русская Культура
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2057

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru