В Московской филармонии проходит цикл концертов музыкально-просветительского проекта пианистки и лектора Светланы Адриановой «Музыкальные иллюстрации. Композитор и эпоха». Ближайший состоится 8 февраля и будет посвящен Иоганнесу Брамсу. В преддверье концерта Светлана любезно согласилась ответить на наши вопросы.
- Расскажите пожалуйста, какова идея вашего проекта, и как она появилась?
- Мне всегда казалось, что слушатели лучше воспринимают музыку, если ей предшествует краткий экскурс в историю создания произведения. Возглавив небольшое подразделение, занимавшееся в музее-заповеднике “Коломенское-Измайлово-Люблино” организацией концертов и музыкальных представлений, я поставила перед собой задачу: по возможности все концертные программы сопровождать рассказом о композиторе и его произведении. Со временем я убедилась, что знание предыстории шедевра, понимание исторического контекста в разы повышают вовлечённость слушателя, укрепляют его любовь к искусству, а значит – дают необходимую пищу для души.
- Как складывался проект? Кто кроме вас участвует в нем? У вас какой-то постоянный коллектив или же он подбирается под конкретные программы?
- Сначала возникла идея познакомить гостей концерта с неизвестными, незаслуженно забытыми камерно-инструмениальными произведениями. Был проведен ряд концертов, в которых, помимо известных сочинений, звучала музыка английских, шведских композиторов-романтиков, испанских авторов 20 века. В первом составе (мы его называли “Союз исполнителей”) участвовали преимущественно солисты Российского национального оркестра.
Круг музыкантов сейчас включает в себя и певцов-солистов московских театров, и Академического симфонического оркестра, и юных музыкантов – выпускников Московской консерватории им.Чайковского. При подготовке новой программы мы советуемся друг с другом, что из произведений эпохи Барокко (или Рококо, или романтизма и т.д.) они хотели бы исполнить. Для филармонических образовательных программ я выбираю произведения по своему усмотрению, выстраивая программу в соответствии со своим замыслом.
- Встреч с какими композиторами ожидать слушателям в обозримом будущем?
- Весной текущего года я представлю программу-монографию о французском композиторе Франсисе Пуленке, в сезоне 2025/26 буду играть и рассказывать о творчестве Александра Бородина, Людвига ван Бетховена и Мануэля де Фальи.
- Есть ли у вас какие-то ещё проекты или задумки таковых?
- Да, есть совместный просветительский абонемент с солистами Академического симфонического оркестра, а также есть планы создания ещё одного камерного иммерсивного проекта – его подробности пока не разглашаются, но думаю что он будет интересен тем, кто любит русскую культуру.
- Интерес к классической музыке насколько высок сегодня? В частности, среди молодежи?
- В обеих столицах, судя по наполненности концертных залов и общему количеству концертов в день, интерес к классической музыке не ослабевает даже летом. В других городах такие мероприятия бывают реже по объективным причинам, но везде, где бы ни гастролировали, ни разу не видели полупустых залов. Молодежь любит, когда им рассказывают о музыке – тогда звучащее полотно великого композитора становится понятнее и как следствие, интерес к другим его произведениям возрастает.
- Есть ли какая-то зрительская реакция на ваши вечера, какой-то отклик?
- Почти всегда после концертов мне пишут слушатели в моём телеграм-сообществе, где я анонсирую события с моим участием. Многие ходят на мои концерты уже в течение 10 лет, и нам всегда радостно видеть и слышать друг друга.
- Как сегодня воспитывать, прививать вкус к настоящей музыке среди тотальной какофонии, которую мы слышим буквально повсеместно, и к которой дети приучаются еще от материнской утробы?
- Вопрос музыкального воспитания должен в семье стоять так же остро, как и нравственное воспитание вообще. Классическая музыка благотворно влияет не только на душу, но и на тело маленького человека. Она должна звучать в хорошем исполнении (или в записи) ежедневно хотя бы по полчаса в день. Моцарт, Шуберт, Бах, Бетховен, Чайковский, Шопен, Рахманинов и многие другие создали такое количество шедевров, что для любого ребенка можно легко подобрать то, с чего можно начать знакомство с музыкой.
Главное, чтобы знакомство переросло в тёплую дружбу, а не сошло на “нет”. И здесь, конечно, вопрос дисциплины и педагогического подхода родителей и ближайших родных.
Без ежедневного вложения сил и энергии в дело воспитания собственного ребенка нельзя рассчитывать на достойный результат.
Основной фундамент личности закладывается в семье – и тогда у агрессивной общественной среды будет минимум шансов сбить маленького человека с правильного пути.
- Многие считают, что классическая музыка, как жанр, это уже достояние истории, и в наши дни уже нет и не может явиться композиторов, которые наследовали бы Чайковскому, Рахманинову, Свиридову, продолжали и развивали русскую музыкальную традицию. Оправдан ли такой пессимистический взгляд с вашей точки зрения?
- «Дух дышит где хочет», и если Богу будет угодно, появятся новые гении, которые не повторят пройденный известными композиторами путь, а скажут своё – прекрасное! – слово в музыке.
Но для этого всем нам нужно потрудиться: сияющий талант обычно вырастает на богатой культурной почве. Вспомним, что вплоть до самой революции 1917-го любая дворянская (а позже и мещанская, купеческая) семья считала обязательным для своих детей музыкальное образование. Если восстановим и укрепим наш культурный код – верю, Бог пошлёт нам новых гениальных композиторов.
Беседовала Елена Семенова
Справка: Светлана Адрианова. Окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории и Российскую академию музыки имени Гнесиных. В 2006 году стала лауреатом Международного конкурса имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге (номинация «камерный ансамбль»).
Выступает как солистка и в составе камерных ансамблей, сотрудничает с российскими и зарубежными музыкантами. С 2011 года играет в дуэте с виолончелистом Игорем Зиминым.
Участвовала в юбилейном марафоне Московской филармонии (к 90-летию основания), творческой школе «Юные дарования Севера» (Республика Коми), фестивалях классической музыки «Класоика plus» в Коломенском. Постоянная участница абонементных и концертных программ Московской филармонии, Российского национального музея музыки имени М. И. Глинки, музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино».
Концерты пианистки проходили в Московском Доме композиторов, Камерном зале Московокой филармонии, Курской филармонии, Церкви Св. Иоанна (Jaani kirik) в Санкт-Петербурге, Соборной палате Московского Епархиального дома, залах других городов России и зарубежья.
Автор концертных программ и ведущая «Музыкальных вечеров в Атриуме» (музей-заповедник «Коломенское - Измайлово - Люблино»). С 2005 года - руководитель творческого объединения Fermatissima, с 2020 года - художественный руководитель концертного агентства STar Concert Agency.
Имеет записи, сделанные на европейских и российских радио- и телеканалах.
|