Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8371]
- Аналитика [7992]
- Разное [3448]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Февраль » 3 » Отражаясь в собственном ботинке. Памяти Станислава Красовицкого
    17:08
    Отражаясь в собственном ботинке. Памяти Станислава Красовицкого

    В январе от нас ушел легендарный поэт Станислав Красовицкий. Его влияние на развитие поэзии ХХ века связано с неофициальной русской поэзией и самиздатом. В 50-х годах ХХ века в России возник ряд поэтических кружков, которые во многом определили дальнейшее развитие поэзии. Первым кружком в Москве считают группу Черткова, позже появилась группа «Лианозово». Станислав Красовицкий из круга Черткова является по определению ряда критиков самой яркой и одновременно самой загадочной фигурой. Общение между кружками Москвы и Питера происходило во многом благодаря самиздату – стихи перепечатывали на машинке и передавали из рук в руки, как драгоценные послания, все это позже стали называть «неофициальной поэзией».

     

     

    Приведем два из самых известных стихотворений Красовицкого того времени:

    А летят по небу гуси да

    кричат,

    в красном небе гуси дикие

    кричат,

    сами розовые, красные до пят.

    А одна не гусыня –

    белоснежный сад.

     

    А внизу, сшибая гоп на галоп,

    бьется Игорева рать прямо

    в лоб.

    Сами розовые, красные до пят,

    бьются Игоревы войски

    да кричат:

    «У татраков оторвать

    да поймать.

    Тртацких девок целоком

    полонять.

    Тртачки розовые, красные

    до пят,

    а тртацкая царица –

    белоснежный сад».

     

    Дорогой ты мой

    Ивашка-дурачок,

    я еще с ума не спятил,

    но молчок.

    Я пишу тебе сдалека, дорогой,

    и скажу тебе, что мир сейчас

    другой.

    Я сижу порой на выставке

    один,

    с древнерусския пишу стихи

    картин.

    А в окошке от Москвы

    до Костромы

    все меняется, меняемся и мы.

    Все краснеет, кровавеет

    все подряд.

    Но еще в душе белеет

    белоснежный сад.

    И второе:

    Отражаясь в собственном

    ботинке,

    я стою на грани тротуара.

    Дождь.

    Моя нога в суглинке,

    как царица черная Тамара.

    Зонтик раскрывается

    гранатой.

    Вырастает водородный гриб.

    В пар душа –

    (как тяжела утрата).

    В грязь кольцо –

    должно быть, я погиб.

     

    Но как странно –

    там, где я все меньше,

    где тускнеет черная слюда,

    видеть самого себя умершим

    в собственном ботинке иногда.

    Стихи Красовицкого знала и ценила Анна Ахматова, за них она включила его первым в список из десятка поэтов. Виктор Кривулин в статье «У истоков независимой культуры» свидетельствует: «Весной 1960 года Анна Ахматова говорила о небывалом расцвете поэзии, сравнимом, пожалуй, лишь с началом нашего века. «Я могу назвать, – это ее подлинные слова, – по крайней мере десять поэтов молодого поколения, не уступающих высокой пробе «серебряного века». Вот их имена: Станислав Красовицкий, Валентин Хромов, Генрих Сапгир и Игорь Холин в Москве, а в Ленинграде – Михаил Еремин, Владимир Уфлянд, Александр Кушнер, Глеб Горбовский, Евгений Рейн и Анатолий Найман…»

    В начале 60-х годов Красовицкий отказался от своих стихов, сжег их – и попросил сделать то же самое своих знакомых, у которых стихи хранились в списках. Станислав Красовицкий стал священником Русской православной церкви (Зарубежной), отцом Стефаном. Он был рукоположен в Нью-Йорке, жил в Англии, служил во Франции, имел приход на Валааме.

    Мне довелось побывать у него в Пушкине, где был оборудован храм на чердаке (к сожалению, дом этот, где поэт вырастил шестерых детей, сгорел вместе с библиотекой). В последние годы поэт проживал в Дивееве и в Подмосковье.

    Красовицкий не смог изъять свои стихи из самиздата: самиздат жил своей жизнью и отомстил Красовицкому, распространив под его именем чужие стихи (в России было издано обширное собрание самиздата – «Антология новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны» Кузьминского и Ковалева, где большая часть стихов, приписываемых Красовицкому, насколько я знаю, не принадлежит его перу).

    В самиздате каждый следующий «издатель» (переписчик) мог оказаться и редактором, и автором (эта передача поэзии от человека к человеку напоминает историю переписывания античных текстов монахами Средневековья).

    Ахматова, стихи которой тоже распространялись в самиздате, с недоверием и подозрением относилась к самиздату, как профессиональный, давно печатавшийся поэт – к самодельщине. Однако самиздат оказался прямой дорогой к столу той же Ахматовой, к столам редакторов западных радиостанций – а значит, и к славе.

    Анатолий Найман, бывший секретарем Ахматовой и ставший позже другом Красовицкого, оставил интересное свидетельство о соотношении поэзии Ахматовой, Бродского и Красовицкого. Он обозначает Красовицкого инициалами К.С. и пишет:

    «В его стихах хлебниковское пожирание словаря, направленное на быстрейшее достижение нужного слова, cошлось с пленительной неозабоченностью ничем Кузмина и оккультно-эзотерическим холодком обэриутов – это если очень приблизительно и неуклюже то, как он писал, характеризовать. Ахматова, помимо поэзии, это история литературы, одна из главных ее линий, тогда как Анненский – вне. Бродский – целый букет линий, почему о нем так легко и азартно пишут; К.С. – вне. Потому что у поэзии нет истории. В принципе и К.С. можно вставить внутрь, но отделив скорлупки от ядрышек и написав диссертацию о скорлупках.

    Бродский говорил, что за полтора часа разговора с К.С., последовавшего после предварительного чтения доброй сотни рукописей его стихотворений, которые тогда ходили по рукам, он «все понял», усвоил и превзошел. Думаю, что не все. Бродский, безусловно, повысил уровень поэзии для читателей званых, но никак не для избранных. У него есть стихи первоклассные, и он поэт первоклассный, лучше хороших и не хуже лучших, и, как он постоянно настаивал, он в самом деле поэт языка – но К.С. поэт поэзии».

    Заметим, что сам отец Стефан отрицал разговор с Бродским: он помнил лишь мимолетную встречу, когда Бродский заходил к Галине Андреевой (именно у нее дома собиралась группа Черткова) и они пересеклись в дверях. «Он меня пожирал глазами» – так охарактеризовал эту встречу Красовицкий.

    Стратегия Красовицкого является традиционной в русской культуре. Сжигали свои тексты Пушкин, Гоголь, Булгаков... Красовицкий стал носителем мощного мифа. Я считаю, что это сожжение стихов самиздата является определенным поворотом в истории русской культуры ХХ века. Красовицкий почувствовал то, что поэзия замещает религию, что она становится даже и товаром, и оружием, – а он хотел святости и чистоты, пользы («вредные стихи», потому и сжег – так он говорил). Красовицкий мог почувствовать, что делают из его поэзии, как она используется в самиздате. Он был враг режима, но из тех врагов, которые не борются, а не замечают. Если додумать мысль об отказе от публикации до конца – то дело здесь не в режиме, не в социальщине, а в онтологическом статусе греховного современного бытия, выражением, квинтэссенцией которого является современная поэзия.

    Приведем высказывание отца Стефана Красовицкого о литературной ситуации последнего времени: «…поэтический мусор, конечно, не мог бы распространиться с такой быстротой на всю поверхность художественного моря, не воцарись подобный же хаос (со своими подделками) на всей территории исчезнувшей в нем России, так что речь идет теперь уже не о поэзии, но вообще о Homo Sapiens. И потому стоящая впереди задача – одновременно и поэтическая, и политическая: не сопрягать свою жизнь и свои воззрения с движением видимых шестерней, не сцепленных уже ни с какой реальностью, но путем отталкивания создавать новый этнос, глядя на окружающее так, как свойственно было белому миссионеру в Африке смотреть на танцы голых, избирающих своего царька, который будет потом за водку продавать в рабство своих подданных».

    Творчество Красовицкого – кульминация мифа, поворот, который он почувствовал намного раньше других. Это, по сути, творчество жизни. Из поэзии он ушел в религиозную жизнь – и унес в нее свою поэзию.

    Звезда любого искушенья,

    Звезда любого нападенья,

    Отрава вод твоих, Звезда,

    Звезда унынья и сомненья,

    Звезда усталого боренья

    Да не коснется никогда.

    Но лучше будешь видеть прямо

    Трех юношей у Авраама,

    Трех ангелов, как Три Лица,

    И будешь думать, что немного

    Ты унаследовал у Бога

    И не погибнешь до конца.

    Так стал писать Красовицкий после своего преображения. После отказа от такой поэзии, которую сам Красовицкий связывает с понятием «самовыражения», десятки версификаторов принялись писать «под Красовицкого»…

    К сожалению, творчество Красовицкого не введено толком в литературный оборот. О Красовицком так писал критик Владислав Кулаков: «Без Красовицкого нельзя говорить не только о группе Черткова, но и вообще о всей неофициальной поэзии. Собственно, с Красовицкого-то она и началась по-настоящему. Он первым заговорил в полный голос на языке свободного искусства, восстанавливая прерванную традицию. Общеэстетически его поэзия повлияла на всех поэтов, искавших выхода из советского культурного пространства, стремившихся к освобождению от государственного искусства. Поэзия Красовицкого – главный художественный итог группы Черткова» (Владислав Кулаков. Поэзия как факт. – М., 1999).

    Когда я побывал в гостях у поэта в начале 2000-х годов и осторожно спросил его, уверен ли он, что в ряде публикаций под его именем стоят чужие стихи, он сказал, что для каждого поэта характерна своя звуковая решетка – расстояние между одинаковыми звуками в стихе. Он сам так писал об этом: «…мне приходилось вываривать в кислоте моллюсков, после чего остается нерастворимый известковый остаток решетчатой формы – радула, который мы фотографировали под микроскопом. Эта решетка очень красива и у каждого вида моллюсков оригинальна. У каждого поэта также есть своя неповторимая радула, всегда различимая опытным взглядом – например, при определении подделок. Эта радула, вероятнее всего, образуется расстояниями между звуками – даже не расстоянием самих звуков (каждый звук имеет свое расстояние), а именно расстоянием между звуками. ...мне пришлось восстанавливать свою радулу (во многом благодаря возвращению к Христианской Религии) и уничтожить почти все написанное в конце 50-х годов. Но и случайно оставшегося (в спутанных архивах самиздата) оказалось достаточно для появления (без моего ведома) публикаций (часто искаженных), а также пародий и подделок» (Станислав Красовицкий. Стихи. – М., 2006).

    В поздних стихах Красовицкого можно обнаружить ту лирику, которую принято называть «духовной» – и о которой у большинства современных читателей могло составиться по случайным образцам превратное впечатление. Традиция этих стихов широкому читателю малознакома, как малознакома допушкинская поэзия, к которой обратились Станислав Красовицкий и Валентин Хромов еще в конце 50-х годов прошлого века.

    Мне приходилось писать о соотношении поэзии и религии (как раз с привлечением примера творчества Красовицкого я говорил об этом на конференции по самиздату в 2006 году в Вене, но тема эта слишком сложна, чтобы касаться ее здесь походя. Знаем ли мы духовную поэзию, скажем, Жуковского, которая не переиздавалась с ХIХ века? Красовицкий очень любил Жуковского. Вне контекста традиции духовной лирики всякий разговор будет невежественным, потому дадим лучше место стихам:

    Кто того от века ждал,

    Кто не удивился? –

    Бог сначала мир создал,

    Сам потом родился.

     

    Перед Ним звезда текла

    От Высот Востока

    И сердца волхвов зажгла

    Верою глубоко.

     

    И искать они пошли

    Не царя земного –

    Там, где жили пастухи,

    В яслях БЫЛО СЛОВО.

    Новая поэзия Красовицкого тяготеет к простоте и минимализму – и если продолжить его же сравнение структуры поэтического текста с устройством моллюска, то можно предположить, что «радула» поэта связана со свойствами его душевной организации: так же как и жемчуг, вырабатываемый моллюском, связан с перламутровыми переливами стенок его раковины. Отдельные стихи поэта – как жемчужины: но как они являются на свет, из какого моря растут стихи – остается для нас загадкой. Сам же Красовицкий на вопрос о своем отношении к Ахматовой отвечает: «…мы с ней из разных водоемов…»

    Поэт скончался на 90-м году жизни. Прекратилось биться сердце неукротимого человека, но поэзия его останется – как ранняя, на которой выросло целое поколение авторов самиздата, так и поздняя, полная христианских мотивов. В 1965 году он написал:

    Нам, слабым людям, неспроста

    Дано знамение Креста,

    Но чтоб переступить могилу

    Господь дает и мощь и силу.

     

    Не нами властвует мгновенье,

    Мы не причастны сатане.

    Мы здесь на Острове Спасенья

    С Христом и Богом в вышине.

     

    Христос пришел из Галилеи,

    Родна Спасителю она;

    А в наших северных селеньях

    Гармония повторена.

     

    С одним венцом Твоим

    терновым

    По дну морскому дай пройти

    И словно войско фараона

    Мое безумье поглоти.

     

    Душа томимая тоскою

    Да будет ввек потрясена

    И над твоею головою

    Святая дверь отворена.

    Сейчас встает вопрос об архиве поэта, о возможности научного исследования его творчества – и помещения такого архива в Российский государственный архив литературы и искусства для полноценного изучения его наследия. Желающие лучше познакомиться с мировоззрением поэта и его статьями об искусстве могут сделать это благодаря прижизненному изданию – книге «Катастрофа в раю», изданной в 2011 году «Русским Гулливером».

    Юрий Нечипоренко

    Категория: - Разное | Просмотров: 45 | Добавил: Elena17 | Теги: утраты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2058

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru