
В третьей роте корпуса идёт вечернее «приготовление уроков». Ярко горят керосиновые лампы, и за своими конторками, уставленными вдоль стен длинной комнаты. Примыкающей к южному концу знаменитого «Столового зала», сидят кадеты и зубрят.
Среди лёгкого, как шелест листьев, шума, неизбежного, когда несколько десятков людей занимаются наукой, до меня доносится чей-то негромкий, но необыкновенно отчётливо произносящий каждое слово, как бы отпечатывающий каждый отдельный слог, голос:
«Прежде всего ты должен найти в пятой таблице величину косинуса»…
Кадет среднего роста. Стройный, худощавый брюнет с необычайным, южным типом лицами орлиным носом поучает подошедшего к нему высокого и плотного кадета. Тот смотрит на своего ментора с упованием. Видимо, синусы и косинусы не входят в число его очень близких приятелей, но так фанатически убеждённо звучит слегка картавый голос брюнета, подкрепляемый широким жестом руки, что и «пятая таблица» и «величина косинуса» невольно делаются для поучаемого знакомыми, реальными величинами.
Ментор этот, один из первых кадет по классу, был как бы постоянной справочной книгой для его менее преуспевающих товарищей. Если что-нибудь было непонятно в математической задаче. Выход один: «Надо Колчака спросить».
Впоследствии ему пришлось быть ментором на гораздо более обширном поприще, и он стал известен миру как «Верховный Правитель Адмирал Александр Васильевич Колчак».
Моя конторка в нескольких шагах от Колчака. Я смотрю на него и думаю: «Где я видел раньше подобное лицо, аскета, с горбатым носом и горящими пламенем фанатизма глазами» и вдруг вспомнил: это было на картине, где был изображён Савонарола, произносящий на площади одну из своих знаменитых речей.
В то время я узнал, что отец Колчака, офицер корпуса морской артиллерии, состоя юнкером этого корпуса, оказался в числе тех 10-ти или 12-ти человек, которые. Будучи окружены торжествующими французами, только что поднявшими свой флаг на политом кровью Малаховом Кургане. Наотрез отказались сдаться. Башню, где эти смельчаки засели, пришлось отдельно брать штурмом. Но французы глубоко оценили подвиг этих людей, и плен, в который они попали, был пленом почётным.
А. В. Колчак получил от отца, георгиевского кавалера, в наследство завет: не бояться смерти и смотреть ей прямо в глаза. И вот мы видим А. В. на устарелом тихоходном крейсере «Россия» бесстрашно входящим в германские воды и ставящим мины у самого входа в главный неприятельский порт. Мы видим. Как он бросает за борт своё золотое оружие, кортик, когда к этому оружию протянулись грязные руки озверелой, бунтующей толпы матросов. Наконец. Мы видим его в то мрачное морозное утро на пустыне близ Иркутской тюрьмы спокойно выкуривающим папиросу под дулом наведённых на него ружей.
Но я слишком забежал вперёд, и сейчас я снова возвращаюсь к эпохе моего рассказа.
Приготовление уроков кончилось. Зал сделался сразу шумным. Началась возня. Всё задвигалось и оживилось.
Колчак с двумя, тремя приятелями, приютившись в уголке ротного зала, ведёт с ними задушевную беседу, часто переходящую в горячий спор.
- Нельзя и сравнивать «Трафальгар» со старыми английскими броненосцами класса «Адмиралов», - слышится его взволнованный голос. «Во-первых, у него гораздо лучше защищена главная артиллерия» …
Всё это происходило в 1890 году, когда я , будучи гардемарином. Состоял унтер-офицером в выпуске 1894 года, «выпуске Колчака»
«Река времён в своём течении унесла многое с тех пор. Унесла она и незабвенного А. В. Колчака. Но по прихоти судьбы на страницах французского иллюстрированного журнала уцелела снятая четыре десятка лет тому назад группа весёлых, полных радости жизни юношей 16-17 лет, кадет одной из средних рот Морского корпуса. «Часовой» воспроизвёл её в № 68.
Да, это выпуск 94 года. При взгляде на эту группу сразу оживает давно минувшее, встают в памяти образы старых соплавателей и сослуживцев. Невольно думаешь: «Как мало их сейчас осталось среди нас».
Группа эта составилась очевидно случайно. В неё вошло около 2-х третей выпуска. Один из параллельных классов представлен на ней почти полностью, а два других только частью. Нет на снимке и А. В. Колчака.
Выпуску этому суждено было пережить один из самых тревожных периодов в истории России: годину войн и революций. У меня нет под рукою достаточных материалов. Чтобы писать историю этого выпуска, и я попытаюсь только на память перечислить его потери в походах и боях.
Боксёрское восстание: Лейтенант Е. Н. Бураков (21) убит в бою под Таку на кан. лодке «Кореец». В честь его 2 миноносца нашего флота, один после другого наименованы были : «Лейтенант Бураков».
Война с Японией: В Порт-Артуре после осады остались деревянные крестики над могилами лейтенантов: А. Ю. Постельникова (29), В. Прокоповича (33) и М. Лаврова. Волны Японского моря и Цусимского пролива колышатся над местом последнего упокоения лейтенантов: Н. Зевилова (18) («Рюрик»), А. Ф. Геркена (5) («Бородино»), К. К. Тундермана («Ослябя») и В. А. Эллиса («Александр III»).
Лейтенант А. Рыков (1) (ныне ген.-майор) был тяжело ранен в бою на Порт-Артурской эскадре и потерял ногу.
Война с Германией: Погиб смертью храбрых командир «Енисея» кап. 2 р. К. Прохоров (34).
Погибли в разное время на подводных лодках: Кап. 2 р. Н. Белкин (23) и лейтенант А. Н. Черкасов (39).
Лейтенант К. И. Иванов 13-й командовал последним крейсером «Рюрик» в славном бою 1 августа 1904 года и за проявленную доблесть награждён орденом Св. Георгия 4 ст. Высочайше повелено было ему в ознаменование его заслуг именоваться впредь Ивановым Тринадцатым. Тем же орденом награждён был лейт. Р. Берлинг («Варяг»).
К выпуску 1894 года был причислен Августейший кадет: младший сын В. К. Михаила Николаевича, носивший несчастливое для молодых отпрысков нашей династии имя: Алексей. Он проделал с выпуском 2 или 3 плавания, неся судовую службу наравне с прочими кадетами и будучи очень любим ими. Последний поход на «Скобелеве» в осеннее бурное и холодное время оказался для него роковым. Сказалось предрасположение к чахотке, и офицерский палаш. Только что им полученный, был положен на гроб столь безвременно скончавшегося юноши.
Выпуск 94 года принял большое участие в белом движении. И это участие будет несомненно отмечено будущими историками гражданской войны. Сейчас я укажу лишь на Св. Е. Вел. к. адмиралов: С. С. Фабрицкого (20) и С. С. Погуляева (13), к. адмиралов: А. М. Клыкова (11) и С. Остелецкого. Произведённый в 94 году в мичманы и служивший некоторое время в Гвардейском экипаже кн. В. В. Барятинский получил широкую литературную известность.
Д. Фокагитов

Дорогие единомышленники! В этом году легендарный белогвардейский журнал-долгожитель «ЧАСОВОЙ» отмечает 95-летие. К этой дате мы запускаем проект перевода избранных материалов издания в печатный формат с тем, чтобы в дальнейшем
- сделать их общедоступными для ознакомления в интернете
- издать часть из них отдельной книгой
Материалы, нуждающиеся в переводе в текстовый формат, отобраны. Это очерки и по актуальной проблеме украинского сепаратизма и планов расчленения России, и по истории Белой борьбы и Великой войны, и по русской национальной идеологии, и по другим не теряющим для нашей современности интереса вопросам.
Материалы на данный момент наличествуют лишь в отсканированном (не распознанном) виде. При автоматическом переводе в текстовый формат выходит «абракадабра», которую надо частично чистить, частично расшифровывать. Поэтому НАМ ОЧЕНЬ НУЖНЫ ДОБРОВОЛЬЦЫ , которые не пожалели бы для БЛАГОГО РУССКОГО ДЕЛА некоторого количества времени (по возможности) и взяли бы на себя труд перепечатки или чистки-расшифровки отобранных статей. Статьи для работы из общего списка можно выбирать самостоятельно.
Добровольцев просим писать в личные сообщения группы или на е-мэйл:
https://vk.com/rysstrategia
rys-arhipelag@yandex.ru
|