
13 марта. 19-я передвижная выставка картин на мой взгляд лучше прошлогодней. Я купил на ней за 500 р. картину Богданова-Бельского «Тайная молитва»: крестьянский мальчик затеплил восковую свечу на еловом суку и молится, стоя на коленях - будущий подвижник.
Пятница. 15. Вечером на Досуге в полку собралось 63 участника. Я со Скалоном под конец сыграли сцену Пимена из Бориса Годунова. В библиотеке большой круглый стол был сдвинут в угол, чтобы не мешать зрителям, всю комнату заставили рядами стульев и потушили лампу. Сценою служила узенькая проходная комнатка между дежурной комнатой и библиотекой. Вместо занавеса мы просто растворили двери и ея рамки, т. е. 2 арш. в ширину и около 4-х в вышину были кулисами. Декорацию, изображающую сцену кельи с остатками живописи и окном с цветными стеклами, поставили наискось; к ней, в глубине справа, приставили декорацию изразцовой печи. Кресло и стол я взял с нашей детской. Скалона загримировали Гришкой Отрепьевым со старинной гравюры, и он был замечательно на него похож, но тем не менее своей роли не знал, путал слова, выпуская иные, а иные вставляя. Я тоже был загримирован, и говорят, казался очень дряхлым и старым; только глаза и голос выдавали меня. Я помнил свою роль очень хорошо и произносил монологи с любовью и увлечением. Все остались очень довольны. Наконец-то удалось мне играть драматическую роль.
Из «Памятки Измайловца»: «…Что же осталось тебе? А вот что. Если Царь прикажет идти сражаться с врагом, старайся добыть новые отличия, а в мирное время защищай Веру, Царя и Отечество от врагов внутренних, чтобы с чистой совестью мог ты носить славный Измайловский мундир»
Измайловский лейб-гвардии полк был основан по приказу Государыни Анны Иоанновны.
Марш Измайловского полка
Наш полк, наш полк! Заветное, чарующее слово
Для тех, кто смолоду и всей душой в строю.
Другим оно старо, для нас – все так же ново
И знаменует нам и братство, и семью.
О, знамя, знамя ветхое, краса полка родного,
Ты, бранной славою венчанное в бою!
Чье сердце за твои лоскутья не готово
Все блага позабыть и жизнь отдать свою?
Полк учит нас терпеть безропотно лишенья
И жертвовать собой в пылу святого рвенья.
Все благородное: отвага, доблесть, долг,
Лихая удаль, честь, любовь к Отчизне славной,
К великому Царю и Вере Православной
В едином слове том сливается: наш полк!
При командовании Великого Князя Константина Романова измайловцы заметно отличались тяготением к культуре и искусствам. Родному полку К.Р. посвятил стихотворение: «Робко мы в храме огонь возжигали…» В нем К.Р. провозглашает своего рода девиз измайловцев: «ДОБЛЕСТЬ, ДОБРО, КРАСОТА».
Понедельник. 18. Вчера два раза был в роте. Стараюсь исправить все, что не совсем в порядке, желая сдать роту в полном блеске. Завожу мраморную доску с именами всех командиров роты Его Величества, бывшей с основания полка, т. е. 1730 г. и до 1797 гренадерскою, а потом до 1825 ротою Его Высочества. Я счетом 27-й командир роты.
Вторник. 19. Заказываю икону Св. Троицы в батальонную столовую в память моего трехмесячного заведования продовольствием первых четырех рот. Запасся книгами и руководствами к командованию отдельной частью. Начал с книги Карцева. Читаю и историю Преображенского полка.
25. Я узнал, что Миша без ведома и согласия родителей и Государя тайно и неизвестно где обвенчался с дочерью Софьей Принца Николая Нассауского от морганатического брака с дочерью Пушкина графиней Меренберг. Миша написал о своем браке Государю и родителям. Здесь все поражены и возмущены…
Таким образом, не без скандала Династия Романовых вступила в родство с родом Пушкиных. Пользуясь случаем, напомним, что поэт Александр Пушкин - потомок 12 святых по прямой линии и 30 святых по боковой. В его родословной: Князь Александр Невский, Княгиня Ольга, Князь Владимир Святославович, Князь Святослав Ярославович, Князь Изяслав Ярославович, Князь Ярополк Изяславович (в крещении Петр), Страстотерпец Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, Мария (жена Всеволода Большое Гнездо), Михаил Черниговский, Михаил Ярославович Тверской и его супруга Анна Кашинская, Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов... Никто иной, как А.С.Пушкин писал: «Монахам люди обязаны своей историей и просвещением». Иначе говоря, монахи – свет мирянам и, прежде всего, благодаря святым монахам, стоит государство Россия и мир. Напомним, что святым отцом русской словесности является преподобный Феодосий Печерский, основатель вместе со святым Антонием Третьего Всемирного Удела Пресвятой Богородицы на земле – КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ. Святой Феодосий был родом из Курска, он автор нравоучительных посланий и радетель книжного издания.
Среда. 17. Близится время сдачи роты, и сердце мое смущается… Принесли заказанную мною в столовую 1-го батальона большую стенную Икону Пресвятой Троицы. Она прекрасно написана на целиковой доске по правилам древней русской иконописи. Дубовая рама сделана по рисунку окна в Соборе св. Марка в Венеции… Вечером исповедовался у о. Арсения. На душе было как-то неспокойно, тревожно.
Четверг. 18. Страстная пятница ...Ездил помолиться к мощам св. Князя Александра Невского, зашел к наместнику Лавры, архимандриту Исаи, был в Казанском соборе и в роте.
Пасха. 21. На душе у меня грустно. Пришло это в светлый праздник. Я упрекал себя, что недостаточно благодарен Богу за те счастливейшие 7 лет, что командовал Измайловской ротой... Надо было уходить... Люди выстроились в коридоре. Минкельде сказал, что хотя словами и нельзя выразить, что чувствуешь перед разлукой, но на прощанье хочется им благословить меня. Он вызвал Шапошникова. Вышел перед фронт Василий Александрович и заговорил; в руках у него была складная Икона св. царя Константина и Николая-Угодника, обитая красным бархатом. Что он говорил - слово в слово не припомню, знаю только, что говорил он хорошо, задушевно, со слезами в голосе. У меня тоже слезы выступили. Я велел людям зайти справа и слева и сам стал говорить... Потом с каждым поцеловался троекратно… Уходя, я сказал им: «Христос с вами», - да только голос оборвался, и я окончательно заплакал.
Передают ли «Дневники» Великого Князя Константина Романова всю прелесть и одновременно мужество его цельной русской натуры? Да, конечно! Лучше один раз прочитать то, что лежало на сердце человека (этим-то и радуют нас стихи!), чем слышать досужие разговоры о нем людей, никогда его не знавших, тем более, что против Романовых и писаны целые библиотеки и, видимо, совершенно напрасно и зря тратили борзописцы на это драгоценное время. Никому не дано стереть имя великого поэта К.Р. и его вклад в русскую поэзию и историю. Конечно и дневнику не все доверишь, особенно тяжелую борьбу против черного и злобного, все сомнения и печали, тяготы и думы, приливы отчаяния и приливы благодатных состояний и т.д.. Но все же многое К.Р. удалось отразить, особенно в божественных стихах.
Среда. Мая 1-го. Когда я встал вчера, камердинер Степанов показал мне «Правительственный вестник», в котором была телеграмма об избавлении Цесаревича от грозившей ему опасности. Это было в Японии, в окрестностях города Киото. На наследника напал японец-полицейский и нанес ему удар саблею по голове. Бывший тут мой племянник GИorgie, грек, повалил на землю злоумышленника, ударив его палкой. Рана Цесаревича, к счастью, не опасна, он не слег и чувствует себя хорошо. В Гатчине был назначен благодарственный молебен…
Так называемый «инцидент в Оцу» не кажется сегодня (с учетом того, Государь Николай Второй был насильно отстранен от Престола), таким уж «случайным». Возможно, расчет как раз и был таким – некий «фанатик» и «урод» нападает на Цесаревича, и… Россия остается без прямого Наследника. Создается новая смута, а там и до революции недалеко. Смешно читать измышления о том, что де, не дай Бог, конечно, но с убийством Наследника, «революции бы России удалось избежать». Сказать так, все равно, что заявить о том, что «если бы Христос не пошел на добровольную Голгофу, то обошлось бы и без дальнейших катастроф». Но Россия взошла на Крест и этим показала миру, что Она, если так же не возьмет свой крест и не пойдет за Христом, то мир гораздо быстрее с шумом погибнет. Христос воскрес и победил смерть. Россия воскресает и еще преподаст миру смирением, кротостью и любовью урок верности и преданности Христу и Церкви до конца.
5 мая. Мне кажется, я никогда не научусь быть строгим начальником; на это меня не хватает. Могу быть внимательным, исполнительным, но взыскательным - это не по мне…
11 мая. В четверг я слышал от Митрополита Исаи слова, запавшие мне в душу; они заставили меня задуматься. 92-летний старец сказал, что нет особенной добродетели в посещении знакомых. Вот посетить больного бедняка, незнакомого и не имеющего около себя никого близкого, - это другое дело. Я ответил, что мы, офицеры, навещаем же наших больных солдат. А Владыка возразил, что и в этом нет ничего выдающегося. Не будь солдат, не нужны были бы и офицеры, делать добро своим солдатам все равно, что делать его себе: «и язычницы такоже творят». Это очень верно.
Не всякое доброе дело, но только доброе дело, сделанное во Славу Христа, приносит Благодать Святого Духа и человек совершенствуется духовно. Что это так, показал Христос, когда осудил богача, создающего про запас богатства: вроде бы и доброе дело, но показывает его неверие и жадность. Так и делание доброго близким и родственникам – это не более, чем забота о кровниках и цены пред Богом не имеет - так поступают многие. Но если мы сотворим милость чужому человеку или, например, покаемся, то этим спасем себя от смерти, что есть высшее духовное благо.
Мы вновь обращаемся к теме «Поэт К.Р. и Святая Оптина». Духовная связь с Оптиной не прекращалась у К.Р. до самой кончины. И тому свидетельства письма: Санкт-Петербург 28 декабря 1892 года «Глубокоуважаемый отец Анатолий! Спешу вдвойне от души поблагодарить Вас за письмо с поздравлением и благожеланиями к празднику Рождества Христова и за прелестный подарок нашему старшему сыну, переданный мне сегодня А.П.Саломоном. Подпись Ваша на письме и записка Александра Петровича известила о Вашей болезни. Мне весьма прискорбно, что Вы недомогаете, и я от всей души желаю Вам скорейшего выздоровления. Эти строки Вы, должно быть, получите около Нового года. Пусть принесут они Вам мои искренние поздравления и сердечные пожелания всего, что укрепляет жизнь: душевного мира, духовных радостей и телесного здравия. Светлое воспоминание о Вашей Святой обители навсегда останется одним из лучших в моей жизни. В сроках Ваших я прочел всю ту печаль, с какою Вы до сих пор вспоминаете утрату незабвенного Старца Амвросия. От всей души сочувствуя скорби Вашей, молю Бога о ниспослании Вам утешения. Искренно прошу Вашего благословения и надеюсь, что Вы не прекратите поминать меня и моих в молитвах Ваших. Константин».
До этого была получена телеграмма от Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Константиновича, содержание которой: «Александр Петрович Саломон передал мне Ваш прекрасный подарок нашему первенцу. Спешу от всей души поблагодарить. С прискорбием узнаю о Вашей болезни. Укрепи Вас Господь. Искренно благодарю и за письмо. Сам пишу. Константин». Санкт-Петербург 28 декабря 1892 года «Всем сердцем благодарю Вас, многопочитаемый отец Архимандрит, за доброе письмо Ваше от 19 декабря. Я получил его в Рождественский Сочельник. Приимите и мои искренние поздравления с наступающим Новым годом и задушевные благопожелания. Уже не в первый раз повторю Вам, как отрадно мне вспоминать о днях, проведенных в Оптиной Пустыни назад тому без малого 6 лет. Так бы хотелось вновь побывать у Вас, но решительно не знаю, найдется ли в ближайшем будущем время для исполнения этого моего искреннего желания. Человек предполагает, а Бог располагает. А потому отдаюсь в Его Святую волю. А если и случится мне опять навестить вас, грустно мне будет не видеть в тихом скиту приснопамятного о. Амвросия. Не откажите мне в Вашем хотя бы заочном благословении и дорогих для меня молитвах. Константин». Санкт-Петербург 28 марта 1893 года «Воистину Воскресе! От всей души благодарю за добрые строки и сердечно желаю Вам с братией радостно провести Светоносный Праздник. Константин»
Санкт-Петербург 23 мая 1893 года «Глубоко тронутый вниманием дорогой обители, приношу Вам сердечную благодарность. Константин». Санкт-Петербург 25 октября 1893 года «Душевно благодарю за доброе послание и выраженные в нем пожелания и Вас с братиею от всего сердца поздравляю с Великими днями. Пошли Вам Господь счастливое новолетие. Константин» Санкт-Петербург 25 января 1894 года. С глубоким прискорбием получил от Вас известие о кончине Старца Игумена Анатолия. Царствие ему Небесное, да упокоит Господь душу новопреставленного. Константин» Санкт-Петербург 17 апреля 1894 года. От всего благодарного сердца выражаю Вам с братией искреннюю признательность за доброе пожелание и молитвенное приветствие. Воскресший Господь ниспошлет Вам мир, благодать и радость. Константин». Стрельно 12 мая 1894 года. Душевно благодарю Вас за доброе письмо с поздравлением и благожеланиями ко дню моего Ангела. Константин». Санкт-Петербург 24 декабря 1901 года. Всей семьей сердечно благодарим Вас и Оптину пустынь за молитвенное приветствие и в свою очередь желаем радостных праздников. Константин».
Воскресенье. 2. Вот уже второй месяц командую я полком, но сказать по совести, скорее полк мною командовал. Конечно, надо придерживаться полковых преданий и обычаев, быть безгранично вежливым с офицерами, но все-таки оставаться в их глазах начальником, и начальником строгим, требовательным и взыскательным. А я?.. Вижу, что надо внимательно за собой следить, обдумывать не только всякий свой поступок, но и каждое слово. А уже сколько раз случалось мне подмечать кое-какие, положим, мелкие неисправности, например, неправильное отдание чести, неверно написанный рапорт, и проходить молчанием из опасения показаться придирчивым. Повторяю, что эти соображения очень меня расстроили, и я вчера был немало смущен и всю обедню томился сознанием своего безсилия.
Среда. 26. Вдохновение мое дремлет. Муза, так охотно и часто прилетавшая ко мне сюда в лагерь, меня еще не навещала...
Лагерь. 4 июня. Главное, владеющее мною чувство - сознание моей неудовлетворительности как командира отдельной части. Главные мои недостатки: ограниченность силы воли и настойчивости, неумение быть твердым, строгим и последовательным, неуверенность, шаткость и нерешительность. Все эти слабые стороны не могли так выступить наружу, пока я только командовал ротой. Но с расширением власти эти недостатки могут породить дурные плоды, и я опасаюсь, что через некоторое время моя несостоятельность будет замечена. Как я ни дорожу доброй славой, как ни приятно мне слушать о себе лестные отзывы, я не себя пожалею, когда обнаружатся мои недостатки, а полк, который я, весьма вероятно, испорчу и распущу.
Лагерь. 5 июля. В окно доносятся ко мне звуки церемониального марша, отрывочные команды, чириканье птиц и шум листьев, встревоженных ветром. Только что отпил кофе на балконе за книгой «Вечерних огней» Фета. Что это за волшебник! Откуда у него эти удивительные мысли, эти восхитительные сравнения? Душа словно чище, лучше становится, словно у ней крылья вырастают, когда его читаешь. И жаль за собственное свое безсилие!
Вообще, если изучать историю поэзии и поэтов, то нет лучше ничего, как обратиться к стихам, добрым воспоминаниям о поэтах и к тому, что сказали о поэте сами поэты. Остальное не так уж и важно, даже документы, которые лишь немые строгие и сопроводители жизни великих людей, не более.
Пока досужий мир расставляют поэзию и поэтов по-своему, мы читаем всего лишь короткую, но такую важную оценку К.Р. поэта А.Фета: «Удивительные мысли, удивительные сравнения и ДУША, СЛОВНО ЛУЧШЕ СТАНОВИТСЯ, СЛОВНО У НЕЙ КРЫЛЬЯ ВЫРАСТАЮТ, КОГДА ЕГО ЧИТАЕШЬ» Этим все и сказано. Это не «чистое искусство», а поэзия чистого и честного душой человека-страдальца, который зовет к очищению и преображению нашей души, ради ее же спасения. Такая поэзия многого стоит. И Причина такой благовестной поэзии – Сам Бог! «Господь даст глагол благовествующему силою многою» (Пс. 67, стих 12). Только для этого надо прийти к Богу и видеть Его дела во всей Вселенной. И, видя, петь, стол они чудны и благословенны! Ведь пение Богу означает, чтобы мы исполнялись верой в Господа и Его благой волей, иначе пение будет безполезным и в грех. Безбожие – это всегда обеднение, обман, грех и смерть. Задача поэта от Бога – нести свет, радость и счастье. Если этого нет в том или ином стихосложении, значит, к поэзии это не имеет никакого отношения.
Андрей Башкиров
Русская Стратегия
|