Для просвещенных людей нет необходимости объяснять, кто такой Вагин. Ну, а кто не знает или подзабыл, напомню.
Вагин Евгений Александрович - это совесть русской нации. Политический деятель, публицист, литературный критик. Окончил филфак ЛГУ, учился в аспирантуре при кафедре русской литературы. Работал в ИРЛИ АН СССР (Пушкинский дом). Наряду с легендарным И. В. Огурцовым один из основателей «Всероссийского социально-христианского союза освобождения народа» (ВСХСОН) в феврале 1964 («начальник идеологического отдела»). После разоблачения организации КГБ он 15 февраля 1967 он был арестован. Приговорен к 8 годам ИТК строгого режима за участие в «заговоре с целью захвата власти». Отбывал срок в Мордовских лагерях. Освобожден в 1975. В 1976 эмигрировал в Италию. Уже за рубежом Евгений Вагин ревностно содействовал к прославлению ритуально убиенной Царской Семьи в лике Святых Мучеников Христовых.
Евгений Вагин обнародовал текст «Завещания» иеромонаха Михаила Васильевича Ершова, который провел в заключении 43 года и скончался в лагере. Михаил Васильевич Ершов – Владыка, как его называли, был тайным епископом, слыл в лагерях святым человеком.
А теперь о портрете. Это, уж, воистину чудесная история. Ранее здесь на своей страничке я уже упоминал, что работаю над книгой «Жизнь с потерянным содержанием». Это - роман-эссе на документальной основе. Он автобиографичен и о тех, кто оказал влияние на мое мировоззрение. Значительное место в книге уделено писателю, члену ВСХСОН Леониду Бородину и этой организации (так уж случилось, что с Бородиным я впервые встретился, когда мне было 12-13 лет, когда он был директором соседней с нашей школы, позже некоторое время рядом работали в журнале «Москва»). Вторая фигура по месту в произведении – русский художник-фронтовик Сергей Бабков (1993+), с которым я дружил в годы студенческой жизни в Питере. Так случилось, что вдова Сергея Федоровича передала мне десятки добротных полотен художника и архивы для дальнейшей организации выставок, галереи (основная часть архивов и работ художника находится в музее Артиллерии и музее ВМФ в Питере). И вот я, разбирая архивы рисунков, решил в первую партию включить два рисованных портрета, а когда получил их уже заключенных в рамы, то обратил внимание на подпись «Кочегар Женя Вагин. Диссидент. Апрель 1976.. Бабков». Конечно, эта подпись меня сбила с толку: у художника много работ с надписями: монтажник, рабочий, колхозница… Ну, а тут, кочегар. Что ж тут такого. И вот только вчера, еще раз осматривая работу, я сделал это открытие. Связался с вдовой художника Светланой Викторовной: «Да, Евгений с товарищами часто приходил к нам. Они запирались в мастерской с Сергеем Федоровичем и долго беседовали, тогда же появился и портрет. Женя как раз только-только освободился из заключения, а через полгода он уже уедет в Рим. Больше мы не виделись». Вот такая потрясающая история. Теперь буду работать с дневниками художника и там отыскивать следы этих встреч. Во всяком случае, теперь мне понятны истоки его взглядов, которые я не мог сразу принять и вступал с ним в споры. Но которые мне передавались постепенно и влияли на мое мировоззрение. Но здесь потрясающе то, что насколько тесен наш русский круг.
О. Владимир Мартышин
https://vk.com/wall134625010_11382 |