Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8547]
- Аналитика [8151]
- Разное [3620]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Апрель 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Апрель » 7 » Михаил Назаров. Ильин ‒ великий и многоуровневый
    20:52
    Михаил Назаров. Ильин ‒ великий и многоуровневый

    Послесловие к интервью Юрия Трофимовича Лисицы: О причине нападок ненавистников на Ильина: «Здесь русский дух…»

    Верно сказано Юрием Трофимовичем, что Иван Александрович Ильин был человеком цельным. Это значит, что свое мiровоззрение он проявлял на всех уровнях своей жизни и деятельности. Он был и православным мiрянином (РПЦЗ), и политиком (в "Русском колоколе" использовал псевдоним "Старый политик"), и публицистом (статьи в "Возрождении" и многих других изданиях), и притом в этой публицистике был выдающимся идеологом (поднявшим на новый уровень смысл Белого движения), а в своих книгах, конечно, и философом, и даже богословом (хотя и на основе философского подхода), и ‒ на этой идейной основе, помимо всего, ‒ также и правоведом, искусствоведом, литературным критиком (примечателен его глубокий разбор творчества И. Шмелева, И. Бунина в книге "О тьме и просветлении"). Поэтому и оценки Ивана Александровича должны быть всегда "в рамках жанра", то есть своя на каждом из этих уровней.

    "Нелюбовь" к Ильину нередко происходит именно из-за смешивания "жанров" и уровней, а также из-за плохого знания истории, когда к творчеству, поведению и нравственному выбору деятелей прошлого соответственно тогдашним реалиям применяются критерии и лексика сегодняшнего дня. А ненависть ‒ из-за неприятия всей совокупности его мiровоззрения ‒ разве оно доступно, например, восприятию таких потомков Швондера, как Чубайс, или потомков Шарикова наподобие Прилепина, Спицына, Гоблина и их щенят из РГГУ, обвинивших Ильина в пресловутом страшном "фашизме"? Да и нынешний начальник "Высшей школы им. Ильина" при этом либеральном рассаднике (экзотерист-евразиец Дугин) очень далек от Ивана Александровича мiровоззренчески и явно поставлен руководить государственно-утилитарным "обрезанием" восприятия Ильина в Олигархате РФ соответственно его нынешним потребностям. (Поэтому о причине и цели цитирования Ильина нынешним президентом РФ тут не стану рассуждать, тем более что это и так ясно в сравнении с другими его высказываниями и со всеми достижениями четвертьвекового правления, особенно его ресоветизацией, крестоповалом и мигрантизацией.)

    Назаров Михаил Викторович. 2012 г.Нелишне тут отметить, как менялось мое отношение к Ильину в течение жизни.

    Познакомился с ним я не сразу: первый год (1976) моего неофитского эмигрантского самообразования в Мюнхене проходил под влиянием книг парижских философов: Бердяева, о. С. Булгакова, Г.П. Федотова и их коллег из их либеральной юрисдикции. Несмотря на более позднее уточнение их свободомысленного "жанра" ‒ в его границах всё же приобрел много полезного в области социальной философии и идеологии.

    Когда я сблизился с НТС (а в те годы он еще сохранял фашистско-корпоративную идеологию 1930-х годов) и переехал во Франкфурт, глава НТС Е.Р. Романов дал мне для самообразования (и для выбора возможных перепечаток в "Посеве") двухтомник "Наши задачи". Ильина в НТС с довоенного времени очень чтили, он сам сотрудничал с НТС, где его считали своим идеологом. Честно признаюсь, что к правильному восприятию его я еще не был готов, и особенно мне не понравился его "пышный стиль", я сказал Романову, что в моем представлении наша пропаганда на советских людей должна быть проще, поскольку "пышные идейные призывы" в официальной идеологии там оскомину набили. Но при этом я исходил только из внешних языковых соображений, тогда как суть публицистики Ивана Александровича и затем его книг на меня не могла не повлиять. Так "Наши задачи" стали идеологической основой моего дальнейшего десятилетнего самообразования в "университете" НТС, дополняемого духовным наследием авторов РПЦЗ, открывшим мне историософское понимание России (чего у Ильина я не нашел, и в этом снова увидел его "минус"; как однажды сказал Юрий Трофимович на конференции по Третьему Риму, у Ильина такое понятие вообще не встречается).

    После ухода из "Посева" в свободное плавание и возвращения в Мюнхен, для подготовки "Миссии русской эмиграции" мне пришлось, вследствие наглядного столкновения с русофобией "третьей эмиграции" (ее оплотом на Радио "Свобода" и войной с ней её русских сотрудников), пришлось вплотную заняться ильинской "мiровой закулисой" из "Наших задач", то есть  изучением масонства и еврейства ‒ благо в Баварской государственной библиотеке для этого имелась богатейшая литература. Тут я понял, почему Ильин не уточнял, что он имел в виду под этим термином: видимо, он, живя в Швейцарии без права на политическую деятельность, не хотел осложнять себе жизнь конфликтом с властями и с этой "закулисой", доминирующей во всем западном мiре и только что добившейся тогда во Второй мiровой войне победы над своими европейскими противниками: правыми национально-корпоративистскими "антисемитскими" режимами, пытавшимися сопротивляться разложению своих народов масонской "единственно истинной демократией".

    Вероятно, Иван Александрович не хотел напоминать победителям и о том, что в 1930-е годы он симпатизировал здравой части этого "антисемитского" национального сопротивления Новому мiровому порядку, видя здравомысленные авторитарно-корпоративистские положения и в "национал-социализме", хотя и не принимая новый германский режим в целом. Нужно напомнить, что уже с 1920-х годов бóльшая часть русской эмиграции, включая правоцентристское "Возрождение" П.Б. Струве и все русские антикоммунистические организации, считали тогдашний фашизм (весьма разнообразный, в т.ч. основанный на католическом социальном учении) не только привлекательным идеологически, но и единственным возможным союзником белой русской эмиграции в борьбе за освобождение России. (См.: "Миссия русской эмиграции", главы 10-12 и 16-17.)

    Нужно сказать, что Ильин не присоединялся к самому правому лагерю эмиграции, поскольку там далеко не всё было на должном для философа-интеллектуала уровне из-за примитивности некоторых крикливых лидеров, особенно среди т.н. "легитимистов" "Императора Кирилла I".  И вообще Ильин в более молодом возрасте (имея к тому же более либеральные взгляды) по такой же причине не симпатизировал черносотенцам, надо полагать и под влиянием их очернения в российской печати. В этом интервью Ю.Т. Лисица упоминает: «Статья Ильина "Черносотенство – проклятие и гибель России" вызвала резкое возмущение правой русской эмиграции». Помню, что сам же Юрий Трофимович указал, кажется, в примечании к ее публикации в собрании сочинений Ильина, на его объяснение: «Мое заглавие было просто "Черносотенство"...», ‒ то есть заостренный заголовок дала редакция газеты ("Слово". Рига, 1, 2 и 3 марта 1926 г.).

    Во всяком случае, в то время Иван Александрович недостаточно провел границу между верным содержанием черносотенства и его «обскуратизмом и национально-мстительной правизной», ‒ это и вызвало возмущение правой эмиграции, тем более с таким провоцирующим заглавием статьи. Ю.Т. Лисица в "Переписке двух Иванов" опубликовал и слова Ильина о Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1938 году: «Состав Собора был такой, что если бы я на него поехал, то я задохнулся бы от отвращения к мобилизованному там черносотенству, с привлечением целого ряда заведомых агентов Германии, руководивших травлею против меня», ‒ но всё же это лишь в личном письме и в виде реакции на личные причины (конфликт с отдельными участниками Собора из Германии, глупо обвинявшими его в масонстве), а не на сам Всезарубежный Собор, который, кстати, вынес мудрое решение об отношении к правым (профашистским) организациям в Русском Зарубежье. Думаю, что не стоит это ставить Ивану Александровичу в заслугу для защиты его от глупых обвинений в "сотрудничестве с гитлеровцами" и т.п. Но и считать, что таким он остался на всю жизь и это было главным содержанием его мiровоззрения (как утверждает В.М. Острецов) ‒ это запальчиво и неумно; это та самая критика справа от "супербдительных черносотенцев".

    И уж совершенно безупречная с точки зрения Православия (что признано архиереями РПЦЗ) книга Ильина "О сопротивлении злу силою" совсем не нуждается в защите "оправдательным" суждением иностранного автора, что «она излагает некоторые определенные сомнения в самой идее отнесения войны к категории “справедливой”...». Тем более что у Ильина таких сомнений вовсе не было.

    Уже в "Русском колоколе" в 1928 году Ильин четко отделяет положительные стороны фашизма (а это в сущности европейсое "черносотенство") от отрицательных. Но беда нашего времени в том, что левые и либеральные пропагандисты (особенно советские) прочно прилепили термин "фашизма" только к гитлеровскому режиму и этот ярлык вообще стал синонимом чего-то ужасно преступного, античеловеческого, изуверского, садистского. И якобы "фашизм осужден Нюрнбергским Трибуналом", ‒ чего не было: осудили нацистских преступников и гитлеровский режим (хотя и изрядно демонизировали его, приписав ему немало фальшивых страшилок). В СССР на Гитлера свалили и много своих преступлений: расстрел польских офицеров в Катыни, взрывы Киево-Печерской Лавры и Крещатика в 1941 году, и другие разрушения инфраструктуры советских городов при отступлении, да и страшное число потерь на фронте и в тылу, в чем были виноваты не только немцы.

    Тут я перейду еще к одной теме, затронутой в интервью: положительное отношение Ильина к победам Красной армии в советско-германской войне. С моей точки зрения, следует внести корректировку в приводимые Юрием Трофимовичем указания на то, что во время войны «он всегда был на стороне русского народа и его боевого духа, его исторических войн и побед. В частности, две статьи 1942 года «Бой у Волги» и «Стратегическое значение Волги» содержали серьезную информацию и аналитический анализ положения на фронтах. Мы, русские, впервые узнали из статей Ильина о жесточайших битвах под Ржевом и огромных потерях, понесенных нашей армией; о скорби Ильина по павшим солдатам и его вере в дух и победу русского народа».

    Иван Александрович судил об этом издалека, не имея достаточной информации о страшной цене и методах "советского героизма", разумеется, не зная еще о том, что защитив свою страну, советские воины защитят и свой нисколько не изменившийся после победы антинародный карательный богоборческий режим, продлив его преступления, в том числе его коммунизацию "освобожденной" Восточной Европы, что Ильин сразу же резко осудил в статье "Они аннексировали". Вот цитата оттуда о "русском солдате" ‒ сравним ее со второй ильинской цитатой Путина.

    «Русская армія неотдѣлима отъ своего народа: она есть воплощеніе его воли, его силы, его храбрости, его разума. Намъ естественно гордиться ея доблестью; но не ея покорностью интернаціональнымъ коммунистамъ; и не ея политическимъ малодушіемъ; и не ея національнымъ безразличіемъ. И все это рѣшительно не означаетъ, что она призвана нападать на всѣхъ сосѣдей, разбивать ихъ арміи и порабощать народъ за народомъ....
    Ни одно достиженіе Совѣтскаго государства (если таковыя въ дѣйствительности имѣются!) — не есть достиженіе русскаго народа: что изъ этихъ «достиженій» переживетъ крушеніе компартіи? Что останется Россіи отъ всѣхъ этихъ «пятилѣтокъ», индустріализацій и прочихъ затѣй, осущесвляемыхъ на костяхъ и на крови русскихъ людей? Неизвѣстно. Но чудовищная убыль населенія, деморализація отъ тоталитарнаго режима, вырожденіе культуры, море страданій и униженій, — уже вошли въ исторію русскаго народа. Такъ обстоитъ и во внѣшней политикѣ: «взятое» Совѣтами — уже пережито всѣмъ остальнымъ міромъ какъ возмутительное противоправіе, совершенное «русскими»; и кто въ мірѣ примирится съ увѣковѣченіемъ этого «грабежа» и «насилія»?! Поэтому всякая совѣтская «аннексія» не только не имѣетъ шансовъ сохраниться, но грозитъ Россіи (какъ было съ Германіей послѣ Гитлера) — карающей расплатой за счетъ ея собственныхъ исконныхъ территорій».

    В 1947 году он написал также статьи «Совѣтскій Союзъ — не Россія» и О совѣтской Церкви , которые также свидетельствуют о его отношении к "победе Русской армии".

    Примерно так же во время войны к этим "победам русского народа" ситуативно-эмоционально относились Деникин и Бунин, после войны осознавшие свой наивный патриотизм и осудившие политику СССР, как и насильственную выдачу Западом на расправу миллионов антикоммунистов, включая воинов власовской РОА. (См. Обращение А.И. Деникина 1946-го года в биографической статье о нем.)

    Военно-патриотическое заблуждение части русской эмиграции продемонстрировала и волна послевоенного патриотического "возвращенчества", в том числе в советские лагеря... (Бунин, заметим, сразу отказался "репатриироваться".)

    А что касается приглашения Брюшвейлера (по поручению НТС) «вступить в "Правительство" генерала Власова», то, скорее, главной причиной отказа был не советский патриотизм Ильина, а его довод, изложенный в первом же пункте: «1. Германия, как и следовало ожидать, безнадежно проиграла войну: это гиблое место, тонущий корабль; это не место для политической акции». Что это было за "правительство" (провозглашенный в Праге в ноябре 1944 года "Комитет Освобождения Народов России" со статусом независимого российского правительства), кто в него вошел, на каких условиях сотрудничества с Германией ‒ всего этого Ильин не знал. Полагаю, он не отказался бы вступить в такое правительство в случае военного переворота в Германии (такие планы немецкий генералитет вынашивал) и победы Русского Освободительного движения.

    К сожалению, не рассмотрел Иван Александрович главное: геополитическую суть и историософский смысл Второй мiровой войны, в которой единственным реальным победителем в долгосрочной плане стала та самая "мiровая закулиса", расчистившая в Европе сопротивление своему царству антихриста. Впрочем, не касаясь Второй мiровой войны, в "Наших задачах" Ильин предвидел падение СССР и его разрушение мiровой закулисой: СССР (как "победитель фашизма" мавр сделал свое дело...) постигла именно та участь «расплаты за счетъ ея собственныхъ исконныхъ территорій», предсказанная Ильиным.

    Заключая, опять-таки скажу, что к любому великому человеку следует относиться по-православному, не делая из него безгрешного кумира, но с благодарностью воспринимая его мудрое творчество и защищая от русофобских клеветнических нападок (со стороны как либералов, так и совпатриотов), не прибегая, однако, в его защите к аргументации его временными ситуативными высказываниями. Ильин в этом совершенно не нуждается.

    М.В. Назаров
    3.4.2025

     

    Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250975306
    Категория: - Аналитика | Просмотров: 137 | Добавил: Elena17 | Теги: михаил назаров, иван ильин
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1 borismityashin • 11:46, 08.04.2025
    С окончанием Гражданской войны прекратило существование русское государство и его объективные задачи восстановления стали игрой других политических сил в мире.
    И победивший большевизм продолжил вытравливать русское национальное самосознание в обезглавленном русском народе до того, что русских заставили считать себя "советскими". Одних только русских. Коллективное национальное самосознание всех нацменьшинств СССР, напротив, получило искусственную государственную возгонку.
    Русская мысль продолжала жить и развиваться только в
    эмиграции, наиболее глубоким выразителем которой стал
    И. А. Ильин.
    Были, конечно, и другие.
    Как возродить русское государство? - думали многие
    русские. Многие впадали в современные политические соблазны - и как было не впадать?
    Русский фашизм мог бы стать объединяющей здоровой
    силой Белой эмиграции, если бы не выродился европейский, связавший себя с ещё более русофобской, чем большевизм, силой немецкого нацизма.
    И в ВОВ самую точную русскую позицию выразила Анна
    Ахматова в великом стихотворении "Мужество".
    Так, что в победе СССР над Гитлером была не только
    победа мировой закулисы, но и победа будущего русского
    государства. И мы можем только горько пожалеть о трагической судьбе миллионов честных русских людей, не
    разглядевших тогда, что лежит на весах. Не их вина!
    Но и сегодня, когда СССР сдох, большевизм продолжает
    жить в свободной и суверенной уже России: мы ещё не
    стали русским государством, мы только начали к нему движение.
    Фактически мы почти конфедерация и Россией ещё
    управляет советская элита и её дети.
    В культуре заново встаёт вопрос о русской идентичности:
    что значит быть русским?
    Нас атеизировали или оязычели. Монархия, как государственный институт, окончательно умерла. Она и
    перед революцией шла к представительской в умах всего
    образованного русского общества.
    Весь советский опыт из нас, русских, уже не изжить.
    Нам надо создавать национальную элиту и начинать с
    укрепления русского политического самосознания, что
    уже понемногу делается: мы все в России - русские!
    В заключение я обязан сказать о нашей православной
    вере.
    Мы ходим в храм или не ходим, но все верим в красоту наших церквей, умиляемся ими, они в душе, но догматическая проповедь смирения и послушания с отрицанием мира уже не отвечает духовному запросу русского человека!
    Самостояние человека в его честных светских делах - и
    есть острая потребность церковного благословения на них, на жизнедеятельность человека!
    Пора под луковками увидеть, что человек - не "раб Божий", но сотворец Богу! Не дома, машины и ракеты надо
    церковно уже освящать, а инициативное отношение к труду создателей домов, машин и ракет!
    Надо приуготовлять человека к жизни вечной не только
    через пост и молитву, но и ответственностью при жизни за ЭТОТ мир, за его процветание!
    Надо не забывать, что злобный русофобский большевизм
    привлек не только душегубов, получивших в нём
    оправдание себя, но и талантливейших русских людей - лживой пропагандой человека, хозяина своей земли.
    Передавать после себя дом детям в более обустроенном виде - богоугодное дело.
    Вероучительные Соборы были, есть и будут, слава Богу!
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2061

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru