10 апреля на территории храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» впервые в Воронеже была прочитана лекция доктора исторических наук, профессора А. Ю. Минакова о выдающемся афонском подвижнике, авторе Жития Святителя Митрофана Воронежского, духовном писателе, русском князе иеросхимонахе Аниките (Ширинском-Шихматове).
Аркадий Юрьевич поведал о жизни, служении и подвигах святогорского старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича.
Ширинский-Шихматов стремился к сближению русской светской культуры с Православием, отводил Православию
решающую роль в формировании русского национального самосознания и укреплении российской государственности. Главным источником его поэзии было Священное Писание. Во время борьбы «православной дружины» Ширинский сблизился со знаменитым архимандритом Фотием (Спасским), настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, одним из самых ярких ревнителей Православия того времени, и стал его духовным сыном.
5 мая 1834 г. инок Аникита отправился на Святую Землю, ведя подробные записки о путешествии. Первым пунктом его паломничества стал Воронеж. Здесь, как записано в его путевых заметках, инок Аникита исполнил «пламеннейшее желание» припасть к «нетленным целебоносным чудоточным мощам святителя великого, угодника Божия новопреставленного Митрофана».
Судьба князя-инока поразительна и уникальна. Как светский деятель, С.А. Ширинский-Шихматов несомненно входил в элиту «золотого века» русской культуры, однако принадлежал к православно-консервативному ее сегменту, и по сей день малоизвестному в силу причин идеологического характера. Значение его поэтического дара еще предстоит раскрыть.
Как человек Церкви, он до конца выполнил жизненную миссию, которая напоминает миссию св. Игнатия (Брянчанинова) по распространению Православия в среде высшей аристократии и дворянства.
Образ монаха Аникиты использовал в своих планах «Жития великого грешника» Ф.М. Достоевский (из них выросли все позднейшие романы — от «Бесов» и «Подростка» до «Братьев Карамазовых»), как случай отказа от уже сложившейся светской карьеры и признания ради монашеского подвига. Так, филологи пришли к выводу, что он сливается с образами свв. Тихона Задонского и Амвросия Оптинского и некоторых других великих русских святых.
Инок Аникита составил житие св. Митрофана и положил начало его вселенскому почитанию. Его роль в восстановлении русского монашества на Афоне была столь велика, что по мнению автора предисловия к Книге путешествий по святым местам иеромонаха Аникиты П.В.Троицкого, князь-инок был возродителем русского иночества на Афоне в XIX веке. |