
Позорной страницей отечественной истории в ХХ столетии стало массовое уничтожение объектов культурного наследия в 1920-1930-е гг. Факты «державного вандализма» столь очевидны и вопиющи, что, вероятно, сегодня их осудят даже те люди, которые положительно относятся к ранней советской системе. Принято считать, что разрушение памятников истории и архитектуры, храмов, церквей и монастырей, некрополей различных конфессий, имело место преимущественно в довоенный период. В дальнейшем произошел определенный отказ от прежней политики, и государство, напротив, стало предпринимать усилия по сохранению и реставрации уцелевших дореволюционных мемориалов, зданий, сооружений, храмов и кладбищ.
Это верно лишь отчасти. Действительно, в рамках обращения к русскому патриотизму в годы войны с нацистской Германией, произошла «реабилитация» целого ряда выдающихся российских военных, политических и государственных деятелей прошлого. В том числе, прославленных в лике святых Русской Православной Церкви. Вместо огульного очернения минувшей эпохи советский идеологический нарратив стал более сдержанным и избирательным. Вплоть до распада СССР заметное место в пропаганде занимало не только восхваление завоеваний «великого Октября», но и апеллирование к страницам российской воинской славы. Так, если в довоенный период в Севастополе был уничтожен целый ряд монументов, воздвигнутых в память о героях первой обороны города в 1854-1855 гг. (включая памятник великому российскому флотоводцу, адмиралу Павлу Степановичу Нахимову), то начиная с 1940-х гг. политика государства в данном вопросе решительно изменилась. Поздние поколения советских людей с детства росли не только на примерах подвига их отцов и дедов на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и на проявлениях героизма и мужества русских солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов в период Крымской войны 1853-1856 гг.
В то же время ошибочно утверждать, что советское государство полностью отказалось от своих разрушительных практик.
Яркий тому пример – трагическая судьба севастопольского Михайловского кладбища. Некрополь возник в ноябре 1854 г. в период первой обороны города и предназначался в основном для погребения моряков. Здесь упокоился прах выдающихся защитников нашей Отчизны — блестящих морских офицеров, составляющих гордость и славу Черноморского флота. После Крымской войны захоронения на Михайловском кладбище продолжались. Известны захоронения иерея Карпа Васильева (1866 г.), капитана корпуса флотских штурманов Ф.М. Степанова (1870 г.). Могилы офицеров находились в центре кладбища. По краям в братских могилах хоронили нижних чинов. В мае 1868 г. Симферопольская инженерная дистанция разработала проект благоустройства кладбища: приведение в порядок братских и одиночных захоронений, посадку деревьев, устройство дорожек. Кладбище имело форму неправильного семиугольника длиной 250 метров и шириной около 110 метров.
В июне 1877 г. на Михайловском кладбище в братской могиле погребли моряков с парохода «Веста», павших смертью храбрых в неравном бою с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд», а в отдельной могиле –члена экипажа, подполковника корпуса морской артиллерии Константина Чернова. С этого времени кладбище иногда стали называть и Вестинским.
В годы Первой мировой войны в некрополе в братской могиле похоронили пять моряков с эскадренного миноносца «Лейтенант Пущин», погибших 16 октября 1914 г. в бою с германо-турецким крейсером «Гебен». В 1915 г. на Михайловском кладбище в одной ограде с братской могилой моряков «Евстафия» появилась могила скоропостижно скончавшегося 23 марта командира корабля капитана 1 ранга Валерия Галанина. По ходатайству командующего Черноморским флотом Андрея Эбергарда, учитывая заслуги покойного и его большую семью, оставшуюся без кормильца, В.И. Галанину уже посмертно было присвоено звание контр-адмирала. Памятник на его могиле был сооружен на собранные средства, а оставшуюся сумму решено было потратить на надгробие нижним чинам, погибшим в бою с «Гебеном».
В 1916 г. на Михайловском кладбище были похоронены 216 из 228 моряков, погибших во время взрыва на линкоре «Императрица Мария» в 1916 г.
В период революционных потрясений 1917 г. и последующей за ними Гражданской войны некрополь стал последним пристанищем для представителей обоих враждующих лагерей. Так, в конце 1917 г. – зимой 1918 г. здесь предавали земле тела красногвардейцев и моряков, погибших в боях с противниками ранней советской власти. В апреле 1919 г. здесь же похоронили революционных французских моряков, расстрелянных 20 апреля по приказу французского командования во время демонстрации на улице Большая Морская.
В 1912-1920 гг. в юго-восточной части кладбища хоронили летчиков Качинской военной школы авиации. Несовершенство авиационной техники, недостаток опыта у пилотов зачастую приводили кгибели летчиков и членов экипажа не только в ходе боевых действий, но и в авиакатастрофах.
В 1941-1942 гг. на территории кладбища появились новые захоронения защитников крепости. Здесь же пролегал один из рубежей обороны. В фондах Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя хранятся предметы, найденные в ходе послевоенных раскопок. В том числе, портсигар с рисунком и дарственной надписью: «На память защитнику Севастополя В.М. Панченко от М.В. Качуры 6 июня 1942 г.».
В годы войны с нацистской Германией некрополь сильно пострадал и нуждался в реставрации. Но у города было много иных проблем. Не проявлял интереса к сохранению воинского некрополя и Черноморский флот.
Как следствие, в послевоенный период Михайловское кладбище постепенно приходило в запустение и разрушалось. Полностью были утрачены захоронения авиаторов. Единственное сохранившееся надгробие в виде винта находится ныне в экспозиции вышеупомянутого музея.
Завершающий удар нанесли ему в середине 1980-х годов, когда решением исполкома Севастопольского горсовета территорию кладбища отдали под застройку многоэтажными жилыми домами. На костях предков-героев также построили школу и два детских сада. Уцелевшие памятники: контр-адмиралу В.И. Галанину, морякам эскадренного миноносца «Лейтенант Пущин», капитану 1 ранга Н.Ф. Юрковскому, капитану 2 ранга М.М. Коцебу, поручику Андрею Ессиповичу были перенесены на Братское кладбище на Северной стороне — без перезахоронения.
Единственным надгробием, которое осталось на прежнем месте, стал памятник морякам парохода «Веста». Сохранившийся от застройки участок земли старого кладбища пришел в заброшенное состояние, превратившись в свалку строительного и бытового мусора. В отсутствие освещения в ночное время, это место стало удобным для сборищ асоциальных элементов, распития спиртных напитков и других непотребств, и небезопасным для окружающих.
Почитание памяти павших воинов всегда было в традициях Русской Православной Церкви. В 2008 г. было принято решение о создании православной общины и дальнейшем строительстве храма-часовни во имя святого апостола Филиппа на территории бывшего кладбища, в месте захоронения славных воинов, отдавших свою жизнь за наше Отечество.
Нельзя восстановить утраченное, но можно и должно сохранить то, что осталось. Это и произошло после того как в марте 2014 г. город возвратился в Родную гавань — в Россию. С ноября 2015 г. по благословению настоятеля храма протоиерея Михаила Викторова и при поддержке активных членов общины приход начал свою молитвенную жизнь и хозяйственную деятельность. С момента образования община храма стала наводить порядок на месте захоронения, явилась инициатором благоустройства данной территории.
Прихожане обратились в Правительство Севастополя, в администрацию Нахимовского муниципального округа, где встретили абсолютную поддержку идеи благоустройства общественного пространства микрорайона.
При активном содействии местных властей было восстановлено уличное освещение и произведен ремонт аварийной теплотрассы, благоустроены тротуары и создан памятный сквер с появившимися новыми элементами благоустройства и озеленением улицы. Среди жителей это пространство получило свое народное имя — «Михайловский сквер», опираясь на название улицы и бывшего здесь мемориала.
4 июня 2020 г. по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, в микрорайоне Радиогорка состоялся Чин основания храма во имя святого апостола Филиппа и Чин Воздвижения Креста на новопостроенную церковь. Общиной храма на постоянной основе ведется работа по уборке территории и поддержанию в достойном виде сохранившихся надгробий и памятника морякам парохода «Веста».
Дмитрий Соколов
https://nbfnasledie.ru/ |