
В советское время поэт Афанасий Афанасьевич Фет был, честно говоря, мало известен широкому кругу народа. Да и, в самом деле, что можно сказать о Фете рабочему классу и крестьянству, если он «не дружил с декабристами», «не участвовал в революционном движении», был к тому же помещиком и коннозаводчиком. Фет в глазах безбожной власти был «ретроградом», «реакционером» и «монархистом». Таким выставляла великого поэта России и мира либеральная и революционная власть до февральского и октябрьского переворотов 1917 года. Потом о Фете фактически «забыли». Исполнялись разве что романсы на его «лирические» стихи. Курское имение четы Фетов было разорено, а на их могилах в святом храме был устроено хранилище овощей… Вот не домыслы, а упрямые факты, красноречивее всего говорящие за то, что христианские поэты России не были нужны безбожникам и либералам всех мастей.
Гонения на поэтов духа – не ново в этом мире, подчиненном страстям и греху. Сам Христос предупредил идущих за Ним, что как Его гнали, так и всех Его последователей будут гнать именно за Его имя. То есть, стоит только любителям греха почувствовать в другом человеке святость, как они ополчаются на него, водимые бесами злобы. Вот причина, по которой многие христианские поэты были гонимы и преследуемы в этом мире, а иные и безжалостно убиты. Но Христа убили, а Он воскрес! Так и наши любимые поэты живы все до единого и помогают нам в непростой земной жизни.
-------------------------------
Казалось бы, как можно сравнивать два таких разноплановых поэта, как Афанасий Фет и Николай Рубцов: один представитель Царской России, дворянин, помещик, коннозаводчик, мировой судья, офицер, камергер Двора, а другой – советский детдомовец, сменивший немало рабочих профессий и не имевший, где главы преклонить. Да и так называемая «словесная походка стиха» у Фета и у Рубцова отличаются. Но, тем не менее, оба поэта гораздо ближе друг к другу, чем может показаться вначале. Объединяет великих поэтов Святая Русь! Да темы высокой поэзии одни и те же из век в века – рождение, жизнь, красота, горе, любовь, смерть, гармония и т.д.. Сумей только так написать стих так, чтобы в нем билось чувство, сердце и душа, чтобы написанное было дорого и близко многим, чтобы строки запоминались, летели в народ подобно птицам и жили вместе с ним, чтобы поэзия была не только искусством обращения со словом, но некое тайно- и священнодействие. А последнее очень трудно и составляет для пишущего высокий гражданский и нравственный подвиг, ибо жить надо так, как пишешь, а писать так, как живешь, не расходясь в словах и делах. Малейшие не то, что ложь, а выдумывание и конструирование не помогут создать гармонию и точно отразить истину, без чего, собственно говоря и нет поэзии.
Есть еще одна черта, связующая наших поэтов Фета и Рубцова: это то, что они были выходцами из лучших трудовых сословий России – дворянства и крестьянства. Именно эти сословия подверглись в революцию наибольшим гонениям и репрессиям, потому что они были опорой Православного Отечества. Союз верующего дворянства и крестьянства был той охранной силой, которая удерживала страну от распада и гибели. Периодическим именно из среды лучшего служивого дворянства и трудовых крестьян выходили замечательные поэты, писатели, художники. Но после 1917 года наступило иное время, когда веру в Бога заменили верой «в светлое будущее». И люди продолжали жить без храмов, священства, отпевания, исповеди и других Таинств. Младенцев крестили верующие старушки. Таким образом, народ отрешали от Бога и приближали к аду. Искусство поэзии было целиком подчинено задачам безбожного псевдосозидания.
И вдруг, как роковой гром с небес, в безбожном замутнении русской жизни стали звучать тихие стихи Николая Рубцова. Вначале к ним особо не прислушивались – мало ли что пишут «лирики» в захолустье, «мужики от сохи». Но по мере усиления интереса к рубцовским стихам усиливалась тревога бонзов партийной литературы: как посмел какой-то детдомовец и никому не известная личность писать о крестах, могилах, старушках, то есть совсем не в советском духе. В том, что писал Рубцов почувствовали опасность, хотя никакой политики в его стихах не было. Но стихи всем своим строем звали к совершенному иному, чем безбожный атеистический строй, вселяли уверенность в другую жизнь, защищали прошлое России от наветов лжи. Конечно, с Рубцовым «работали», пытались направить в иное русло, ставили рогатки и препоны. Но упрямый поэт не желал писать по указке партии и правительства о планах и достижениях, «новых» городах и деревнях.
Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей!..
Так «коса» Божественной поэзии Николая Рубцова, безпощадной ко всякой фальши и лицемерию, всякой публицистичности, нашла на «камень» атеизма советского строя, непринятия любви Божией. И кроме, как трагической развязки, в этой схватке жестокой злобы с добрым и светлым поэтом ожидать не приходилось. Этот духовный подвиг великого поэта-мученика нами еще не осознан, хотя Рубцов мог бы вполне за апостолом Павлом повторить, что он родил нас благовествованием совсем другими – не обывателями, а божественными личностями, понимающими важность красоты и гармонии, спасения души от грехов, тьмы и злобы.
Итак, поэтов Фет и Рубцов соединило очень многое и важное – русская история, русская поэзия, русская вера и любовь, наконец, жизнь будущего, нестареющего века. А что может быть важнее этого единения в Духе! Где меркантилизм и опытность, искусность и блеск ушедших прагматиков и честолюбцев с их «успешностью» и другой славой? Все они прочно забыты, а поэтов помнят, о них говорят, их поэзия продолжает помогать другим. Это позволяет вполне обоснованно считать, что именно поэты народа и двигают подлинную историю страны. И, действительно, последовательно прочитав поэтов – от самых ранних до современных, мы можем составить самое верное представление о нашей идентичности и предназначении в истории. Разве цель русского верующего человека – не Христос, не Царство Небесное! А раз так, то отсюда происходит и поэзия русского народа, самого верующего в мире. Этой поэзией веры проникнута вся его духовная жизнь, как бы не складывались внешние обстоятельства. Таким образом, без веры в Бога невозможно достигнуть ни жертвенной любви, ни поэзии.
Единые во Христе поэты воистину творят чудесное и незабываемое! Конечно, у каждого поэта свой путь ко Христу – узкий, непростой, сопряженный со скорбями, но без переживаний и страданий не было бы ни у Фета, ни у Рубцова особого сострадания к людям, особого милостивого языка, в котором слышны и ласка, и участие, и нежность, и непринятие малейшего зла.
Русская Стратегия
|