
Мы меньше всего постараемся останавливаться на биографии поэтов А.А.Фета и Н.М.Рубцова. В конце концов, они хорошо известны. Но дело в том, что те или факты жизненного пути Фета и Рубцова по-разному понимаются и трактуются. Не обходится без домыслов и вымыслов, а то и просто откровенной лжи и даже осуждения поэтов-гениев. Понятно, что это результат информационной войны и, вполне возможно, заказа по дискредитации Русской Поэзии и русских поэтов в общей направленности борьбы с Россией, в которой все должно быть плохо и не так, как в «цивилизованных, продвинутых странах».
Честный, узкий, светлый путь всегда сопряжен с большими опасностями и вызовами, но другого пути у поэта от народа быть не может. Со всех сторон на душу верующих людей наступает мир греха и мамоны, теснит он боголюбцев в стремлении сделать их такими же, «как все». Сравнение одного великого поэта с другим гением поэзии уместно не как сравнение их веса и величин, но как продолжение одним поэтом другого общего дела тайно и явно действующей поэзии. Все поэты от Бога – исполнители Его воли и никак иначе. В какой степени поэт предстоит Богу, так он живет, так он и творит, так и умирает для этого мира. Опять же, в какой степени поэт поднялся до отражения вечных евангельских истин в жизни и в творчестве, настолько сам он и его поэзия богочеловечны. Бог есть Сам Поэзия во времени и вне его. Отношением к Богу и сотворенной Им жизни определяется и качество поэтического творчество, его духовная составляющая. Мало писать искусно и красиво о внешнем, видимом или о каких-то проблемах, лично пережитом. Надо, чтобы в стихе чувствовалась глубина, масштаб, такой сплав земного и Небесного, чтобы он поражал читателя правдой и искренностью, выводил его из обыденности в свет, давал надежду. Утешать других, помогать им добрым словом – это дело великой милости. Это требует отречения от самости, жертвы, ожидания взаимности и полного доверия к Богу.
Весьма многие до сих пор полагают, что поэзия – удел только избранных, особых мечтателей, лириков, романтиков, которых, дескать, «Бог поцеловал» и они после этого стали писать легко и возвышенно. Существует и такая точка зрения, что, мол, «мир может обойтись и без поэтов с их поэзией», потому «уж слишком много практических неотложных дел, а стихи ничего материального не производят». В общем, кто во что горазд, как это обычно, увы, и бывает у людей несведущих и недалеких. Но все, мягко говоря, незрелые суждения, легко опровергаются фактами – достаточно посмотреть рукописи поэтов, варианты их стихотворений, чтобы понять, с каким трудом достается не то что стихотворение - каждая строка и отдельное верное слово, или вдруг с изумлением узнать, что Святое Евангелие и Псалтырь составлены из стихов, которые используются для богослужебных целей и поются в Церкви. Сам Господь творил все видимое и невидимое посредством Слова! Если бы не сказал Бог-Творец: «Да будет» и ничего бы не было, никакого бытия материи, духа, ни одного человека. Вот насколько мы неблагодарны к Создателю всего видимого и невидимого.
Для чего было сказано выше, как не для того, чтобы уяснить миссию поэта и поэзии в мире. Эта миссия – не «нести искусство в массы» и не «прокладывать путь другим», а свидетельствовать о Царстве Небесном, благовествовать о Святости, чтобы человек не зациклился на одном земном и житейском, но сосредоточился на исполнении Правды Божией. А для этого людям необходимо не просто красивое и сладенькое, но крестное слово! Только путем собственного крестоношения человек сможет преодолеть страдания и скорби, свою личную голгофу, чтобы воскреснуть со Христом. Разгадка творчества великих поэтов России лежит в чисто духовной, церковной области. Не будучи в Церкви, невозможно понять ни одного христианского поэта России, ибо вне Церкви один ад. Единственная задача поэта – помочь людям нести свой крест до конца. От доброго и святого, то есть крестного слова, рождаются и такие же мысли, которые потом реализуются в добрые поступки. Поэтому-то, читая наших славных поэтов, мы проникаемся энергией любви и способны тогда противостоять злобе и лукавству.
Злоба настигла поэта Николая Рубцова ночью, в великий Господний праздник Крещения (Богоявления) Господня, словно бы демонстрируя всем свою «силу и мощь», мол, «нипочем, что хочу, то и делаю». Но гибель поэта именно на Крещение Господне свидетельствует об обратном – мужестве Рубцова, не уступившему злобе ни в чем – ни в жизни, ни в стихах, но оставшемся до конца верным крестоношению. Поэт Николай Рубцов не накопил материальных богатств и был равнодушен к ним, он совершенно обнищал для мира. После смерти поэта нашли листки с неопубликованными стихами и несколько рублей… Зато Рубцов был богат на святые слова, богат был живущим в нем Богом, а где Бог – там и рай. Вот отчего стихи Николая Рубцова так божественны и неповторимы! Поэт непрестанно благодарил Родину и народ за возможность жить и творить во Славу Божию: «Я счастлив, родина! Спасибо, Родина, что счастье есть!»
Поэтов Рубцова и Фета сближает и то, что у них рано скончались многодетные матери. Причем, у Александры Михайловны двое девочек старшая и самая младшая умерли, а про свою мать А.Фет писал так в воспоминаниях: «Бедная мать, утрачивая вместе с здоровьем и энергию, все полнела, и хотя никогда не была чрезмерно толста, но по мере прибавления семейства все реже и реже покидала кровать, обратившуюся наконец в мучительный одр болезни» (А.А.Фет «Ранние годы моей жизни»). У Фета также умерла его маленькая сестра Анюта с голубыми глазами.
У нас нередко поэзия обращена в вид человеческого искусства, а поэты в орудие развлечения или отвлечения людей от забот и проблем. Поэзия у нас – один из видов состязательности: кто напишет не глубже и духовнее, а оригинальнее и сногсшибательнее. Но самое плохое, что может произойти с пишущими стихи - это когда они начинают писать на заказ ради выгоды, славы, признания и пр.. Тут уже все искусство и творчество заканчиваются. Почему погиб Николай Рубцов? Вовсе не потому, что «исписался», как о нем лгут иные, но из-за отсутствия должной спасительной поддержки. Рубцова оставили один на один со злобой. Разве убийца не знала, что у поэта есть жена и ребенок? Знала, хотя и сама имела ребенка, но все равно шла на контакт с Рубцовым и довела дело до гибели. Разве не видели друзья поэты, что происходило с Рубцовым? Видели и осознавали, но предпочитали не вмешиваться, потому что нахождение рядом с опальным Рубцовым не сулило им никаких преимуществ и выгод. Зато простой народ Вологды сразу полюбил своего поэта, но не так было в бездушной литературной среде того времени. И поэта с душой ребенка не стало… Рубцов дышал кислородом любви, а этот кислород безжалостно сжигали, поэт задыхался и погиб. Гибель же демонстративно и напоказ злоба устроила именно на великий церковный праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Под покровом темноты произошла чудовищная, если не сказать, ритуальная расправа с поэтом: «У вас Богоявление, а у нас мертвый Рубцов». Не перенесение страданий есть страдание, а причинять страдание другим и означает злостраждать.
|