
Отношение к великим поэтам – глашатаям Божественной Правды у нас в России, можно сказать, изуверское. Изощренным преследованиям подвергся поэт К.Батюшков, убиты поэты Пушкин, Грибоедов и Лермонтов, замалчивались поэты Тютчев и Фет, сведен в могилу поэт Блок, казнен поэт Есенин, расстреляны поэты Клюев, Гумилев, Орешин, Клычков, Ганин и многие другие. И вот позор второй половины ХХ века – расправа над поэтом Николаем Рубцовым в ночь на Богоявление 1971 года. Слов нет, горько осознавать, что с самыми лучшими сынами Отечества поступили самым злодейским образом. Но выше мы уже говорили о духовной причине этих преступлений против носителей Божественного слова – тьма и злоба не выносят Небесной Истины и воюют с Ней, желая смести с лица земли всякое проявление добра и любви. И , если бы не Бог, то давно уже на земле ничего не осталось от добрых, честных, чистых, верующих людей. Поэтому, помня о злодеяниях, мы должны не одобрять их и не проявлять постыдное малодушие и равнодушие, но побеждать зло верой, любовью и смирением. Это тоже один из главных заветов наших поэтов! Что толку, если мы будем восхищаться высокой поэзией, а сами не радеть о спасении души, о покаянии и обретении любви? Не посрамим ли мы этим всю Русскую Поэзию и поэтов-чудотворцев, отдавших свои жизни за то, чтобы побеждало не зло в нашей жизни, а любовь.
«Как ни странным может показаться, но это истинно, что мы приходим в сей мир не для того, чтобы наслаждаться им, а чтобы спастись от него. Подобно, как люди идут на войну не для того, чтобы наслаждаться войной, а чтобы спастись от войны! Люди идут на войну ради чего-то большего, чем война; мы приходим в эту жизнь ради чего-то большего, чем эта жизнь. Мы приходим в эту жизнь ради Жизни Вечной. Истинные христиане никогда не воспринимали эту жизнь иначе, как воинскую службу. Каждый, кто несет воинскую повинность, должен отслужить свой срок и вернуться домой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно думают о конце этой жизни и о возвращении в свой Дом» (Святитель Николай Сербский).
По выражению поэта Николая Рубцова его домом было место, где он работал. Для него было неважно, куда его Господь поставит, для него было главным - исполнять волю Божью, где бы он ни был. Так что, служить прекрасному и доброму Вечному можно на всяком месте. Просто на такое служение не все решаются, ибо оно сопряжено с «неудобствами», точнее - с несением своего креста. Кто же отказывается от креста и борьбы с грехом, тот вне спасения, дела того разрушатся, хоть бы они были велики в глазах людей.
Почему Рубцов и Фет вышли победителями в борьбе против злобы духов поднебесных, несмотря на трагические обстоятельства их жизни? Произошло это потому, что они не отступали от Христа, если и грешили в чем-то, то каялись и в стихах прославляли не земное временное, а Вечное. Ведь когда человек постоянно думает о добром и спасительном – это и есть лучшая молитва! Доброе стихотворение есть та же молитва, отделяющая наше сознание от зла и присоединяющая к Любви Божией, Которой нет конца. Вот в чем состоит особая важность доброго стихотворства. Читая совершенный стихотворный шедевр, мы воочию убеждаемся, что он не мог явиться по воле и замыслу одного только человека с весьма ограниченными возможностями, что такое совершенство могло иметь место только по воле Творца Бога нашего, что это глас с Неба.
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!.. (Н.Рубцов)
И как в росинке чуть заметной
Весь лик ты солнца узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь (А.Фет)
Фетовские строчки весьма показательны для понимания природы Бога, так как нередко не под Богом понимается природа, а сама природа воспринимается, как нечто застывшее, материальное, неодухотворенное, давлеющее и даже вечное, мол, и человек не есть создание Божие, а лишь явление «природы, как некой безличностной силы». На этом ложном понимании строилась вся советская наука – все должно быть объяснено и обосновано законами, а что не поддается пока пониманию и объяснению, то на это лишь нужно время. Никакой мистики и тайн. На этом основании и поэты причисляются не к священнодействущим лицам, а к певцам этой вездесущей, но безликой природы, заключающей в себе не только жизнь, но и смерть, небытие. Доходит у язычников и неоязычников до того, что они признают и любовь, и зло равными друг другу, уравновешивающими бытие. Такое понимание противоречит христианству.
Поэтому христианство надо изучать по Евангелию и творениям Святых Отцов Церкви, молиться, исповедоваться и причащаться, как Бог даст. В этом и только в этом состоит духовная жизнь любого человека на земле. Поэзия – это тоже ведь плод изучения христианства и следования заповедям Божиим. Было бы опасным мыслить, что поэзия обладает некой самостоятельной силой прощать грехи и спасать. Спасать и воскресать – это дело только одного Бога Христа. Но высокая, чистая от греховности поэзия способна отвлечь человека от суеты и напомнить о Боге, приблизить человека к Творцу. Иные спросят: «Неужели нельзя жить просто сам по себе, без веры в Бога?» Таких сейчас немало, кто требует доказательств существования Бога, кто живет для себя. Но где действуют человеческие доказательства, там нет веры, и, наоборот, где вера, там и любовь нелицемерная, уверенность в Боге. Люди во время земной жизни Иисуса Христа видели Его, говорили с Ним и… продолжали грешить, не верить, погибать. Не от видения и слышания земного вера, но от любви к Богу и следования Его заповедям, отвращающих нас от зла.
Впрочем, «по явленной во вселенной премудрости можно гадательно видеть Сотворившего все премудро» (Святитель Григорий Нисский). Но плотские люди считают, что нет Бога, а есть вот они и чуждая во многом для них, непонятная природа, в которой они умирают безвозвратно и без надежды. Что ж, это их дело и выбор так превратно думать и поступать. Плотские люди от вида опасностей и зла теряются, не понимая смысл и сущность происходящего. Оставаясь вне корабля Церкви, она на своей утлой лодочке пытаются переплыть бурное житейское море, но без Бога это невозможно. К тому же они и знать не хотят, что будет после их физической смерти. Иначе, как безумием, это не назовешь. Конечно, и верующим людям Господь открыл далеко не все, но то, что полезно, спасительно и нужно в земных обстоятельствах. Сегодня мы еще гадаем и предполагаем относительно будущего, но со смертью многое откроется и будет показано. Тогда где обрящутся неверы, а где любящие Бога?
Рубцова и Фета более всего волнует состояние души
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста! (Н.Рубцов)
Более того, поэт клянется перед Родиной, что его душа действительна чужда грязи и злобы! Ведь иначе откуда у поэта явились чистые, светлые, молитвенные стихи? Святое рождает подобное.
И даже в час отдохновенья,
Подъемля потное чело,
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло (А.Фет)
По своей гордости и нераскаянности в грехах человек полагает, что «все знает и умеет», что, дескать, «его не проведешь» и т.д.. На самом же деле гордецы и самолюбцы кроме себя и своего ничего не хотят знать. Они духовно ослеплены лукавым духом, который оставляет их души в неведении добра и зла. Верующий же человек высшим благом на земле считает знание своих грехов, в которых он кается перед священником и народом. Покаяние коренным образом изменяет как человека, так и все общество. Бог дает кающимся знание добра и зла, чтобы через исполнение Его заповедей достигнуть духовного совершенства и уклониться от гибели души.
Но давайте, положа руку на сердце, спросим: так уж охотно люди стремятся исполнить заповеди Божии? Может, в самом начале и так, но потом по мере умножения скорбей, люди охладевают к подвижничеству и оставляют духовное доброделание. А потом иные спрашивают: «Почему же так мало верующих христиан?» Дело-то в том, что желающих попасть в рай хоть отбавляй, а вот потрудиться ради вхождения в него совсем немного. Как только человек берется за исполнение заповедей от Бога, он начинает понимать, что не может их исполнить должным образом. К тому же, ему начинают докучать бесы. Но если проявить волю и решимость, если взмолиться Богу о помощи, то Бог, конечно, поможет. Тут главное – смирение и терпение. «Добродетель – не груша, сразу не съешь» (Преподобный Серафим Саровский).
Как именно Божие входит в человека? Это тайна, но Бог не утаивает от человека присутствия в нем. На церковном языке это называется – благодать Святого Духа. Почему стихи Фета и Рубцова совершенны и любимы многими? Да потому так, что они благодатны! Если бы в стихах не было благодатной силы Духа, их бы никто не читал, и они были бы никому не нужны. Благодать Святого Духа – это не что иное, как Божественная энергия, которая содержит весе бытие, но особо аккумулируется в очищенных святых сердцах.
«Дивно сие и досточудно, непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце, и обитает в нем; Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо – мало для пяди Его, а сердце – обитель Его. Вся тварь не вмещает Его в пределах своих; но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает Бог в человеке для жилища Своего; и делается человек храмом Божиим, в котором обитает и пребывает Бог. Душа – храм Его, а сердце – святой жертвенник, на котором приносятся жертвы хвалы и славословия; иереем же бывает ум, который стоит и священнодействует там» (Преподобный Ефрем Сирин).
Важно ли было для Рубцова и Фета мнения людей? Возможно, что советы и мнения друзей, особенно близких по духу, да. Но, опять же, одно дело – слушать, а совсем другое – творить стихотворение. Тут только поэт и Творец. Отвечать перед людьми проще, чем перед Богом. В каком-то смысле творение стиха подобно творческому акту Бога, когда вдруг на чистом листе бумаге, казалось бы, «из ничего» являются буквы и строки, причем значимые и совершенные. Конечно, в отличие от Бога, поэт творит из данности, но составление разных слов в нечто единое и цельное тоже является тайной. Многие бы отдали многое за открытие механизма поэзии, хотя наверняка никакого такого «механизма» не существует и в помине. Ведь это дух творит те или иные формы, и все зависит от души пишущего. Злохудожественная душа не в состоянии произвести и сотворить ничего доброго и значительного.
Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звездный день Твой светлый Серафим
Громадный шар зажег над мирозданьем
И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти Твои законы,
Все пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.
Нет, Ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, безсильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный Серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я - добыча суеты,
Игралище ее непостоянства,-
Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
Ни времени не знает, ни пространства
А ведь это чисто духовно-религиозное, православное откровение поэта Афанасия Фета есть не что иное, как своего рода символ веры в Бога! Не все сразу – нет, во всяком случае, пока возможности узнать о Боге сверх того, что Он уже открыл о Себе, что Он Сам откроет за пределами земного бытия. Бог есть Вечная Любовь. А свойство Любви не показывать своего могущества и значимости, но объединять, помогать, укреплять, спасать, воскресать из мертвых. Внимательное рассматривание мироздания тоже может привести в любви к Богу, потому что все творение есть не что иное, как раскрытое перед взором человека Евангелие. И тайно, и явно многое в мире говорит о Боге. Но вместе с грехом первых людей в мир вошло злобное, бесовское, губительное для человека. Бог берется помогать человеку в спасении путем исполнения Его заповедей. Поэтому Фет в стихотворении удивлен и восхищен не всемогуществом и возможностями Бога, но тем, что, его смертного и немощного, Господь наградил безсмертным Огнем Божества, что он, созданный по образу и подобию Божию, хоть и впал в грех, но вполне может вернуть себе с помощью Божией прежнее достоинство и честь. Фетовское стихотворение – это благодарение Богу за все.
Русская Стратегия |