В связи с этим скандалом общественность обратила внимание на то, какие пособия использовались в постсоветское время для изучения якутской истории. Учебник "История Якутии" 2000 года издания, вышедший под грифом Министерства образования России, утверждает, что присоединение региона к Российскому государству сопровождалось "крайними жестокостями", одной из причин присоединения было стремление русских властей к "расширению сферы грабежа", а против якутов проводились "карательные экспедиции".
Автором русофобского издания является нынешний (!) вице-президент Академии наук Якутии, член Национального географического общества США, действительный член Нью-Йоркской Академии наук (1996-2000 гг.) Анатолий Гоголев.
"Ситуация, на первый взгляд, вопиющая, но в целом типичная. Учебник издан в 2000 году и писался в 1990-е. Он отражает специфику времени, когда шёл "парад суверенитетов", набирали ход сепаратистские тенденции, с которыми как раз после прихода к власти Владимира Путина начали бороться. В Якутии, Татарстане, Башкирии доминировал антироссийский нарратив, неприкрытый сепаратизм, стремление к отделению - именно от этого Россию Путин и спас. Централизация власти, формирование властной вертикали, создание федеральных округов, отказ от т.н. "гражданства" республик. На примере этого учебника видно, из какого болота мы выбрались" — говорит кандидат политических наук, заместитель директора по научной и экспертной деятельности Института Царьграда Александр Бовдунов.
Настало время проверить все региональные учебники, в том числе на национальных языках, чтобы понять, остались ли в них русофобские нарративы из 1990-х.
"Что касается конкретных людей, опять же, ничего удивительного в том, что такие персоналии продолжают занимать видное положение в обществе. Если посмотрим, что говорили или писали руководители республик в те же годы, найдём много интересного. Надеюсь, вице-президент якутской Академии наук изменил свои взгляды на исторический процесс. В целом вся эта ещё советская система взращивания национальной интеллигенции, создания институтов имела обратную сторону - взращивание национализма. Он неизбежно имел сепаратистскую окраску", — отмечает эксперт.
Достаточно взглянуть на антисоветские движения второй половины 1980-х — начала 1990-х гг., чтобы убедиться: эти "национальные кадры" стали в авангарде дезинтеграционных движений на пространстве Советского Союза и России.
"Следует приводить все образовательные программы к общероссийскому стандарту, постулировать континуитет исторического процесса, убрать остатки сепаратистских тенденций в русскоязычной литературе и литературе на языках других народов России. Это касается в том числе очернения царского прошлого в советских учебниках - многие пассажи "перекочевали" в постсоветские издания. Общественность болезненно реагирует на проявления сепаратизма - а значит, проверки назрели", — резюмирует Бовдунов.
https://tsargrad.institute/