Недавно меня попросили вкратце сформулировать ответ на этот вопрос. Как могла - сформулировала, не в виде статьи, а в виде тезисов, "наброса". Приглашаем читателей Русской Стратегии также ответить на этот вопрос.
Елена Семенова
Русский – тот, кто любит Россию, - это определение И.Глазунова. Русский – значит, православный, - формула Достоевского. Обе их нельзя признать аксиомами. Любить Россию может и не русский человек по менталитету, и даже верно служить ей. А православным не был, например, видный русский историк-монархист Забелин и ряд иных русских деятелей. Русский – это тот, кто не только любит Россию, но чувствует себя неотрывной частью ее, кто живет ее скорбями и радостями, кто свою любовь утверждает практически, служением ей, пусть даже в малом, что готов жертвовать для нее собой, кто, наконец, знает и чтит ее традиции, и не рассудком, но душой инстинктивно откликается на все – русское, песни, пейзажи, молитвы… И недаром писал Гоголь, что тот, у кого не сжимается сердце при виде наших деревень, тот не русский в душе. И напрасно взывать, что новоявленные пришельцы должны «уважать наши традиции», если мы не знаем и не уважаем их сами. Никто не станет уважать нас пока мы сами не будем уважать себя – как русских, не станем русскими. Стать русскими во-первых и прежде всего! – это тоже Достоевский.
Что значит стать русскими? Обрести, восстановить, русское мировоззрение, "исцелить русское сердце" (митр. Виталий Устинов)
Русское мировоззрение безусловно религиозно и не разрывно с православной верой, с церковной традицией. У русского народа год был расписан, согласно православным установлением, богослужебный круг, посты, праздники, этим определялось, когда работать, когда свадьбы играть и т.д. Русские - народ крестьянский, привязанный к земле, существующий в гармонии с природой. В ХХ веке нас оторвали и от земли, и от неба. Русские - созидатели, собиратели, защитники, хозяева и предприниматели. Говорящие о рабском менталитете - лгут или добросовестно заблуждаются. Крепостное право, безусловно, негативно сказалось на русском менталитете. Но надо знать, что большая часть народ была вне крепостной зависимости, была свободна. Об этом очень подробно пишет покойный демограф В.А. Башлачев. Он же отмечает предприимчивость и хозяйственность русского человека. Попробуйте-ка наладить жизнь в климатических условиях русского севера! Весной летом русский человек пахал в поле, зимой занимался кустарными промыслами. Посмотрите фотографии домов крестьян русского севера (и не только), свободных крестьян - сразу чувствуется рука рачительного хозяина, притом чуткого к красоте (резьба и т.п. украшения). Русский человек - не агасфер, русский - человек дома и семьи. Семья была основой русского общества, в ней у всех была своя роль, свои обязанности. Подробнее о русских семьях опять же адресую к трудам Башлачева. Русскому человеку важно было иметь свою землю, свою дом, который он благоустраивал и украшал. То же отношение - и к своей родине, своим единокровным и единоверным. Мы не сами по себе, мы одна большая семья. Те же самые церковные приходы - что это было? Покаяльно-богослужебная семья, как определял о. Сергий Мечев. Мы все браться и сестры во Христе. А Россия - наш дом. И свой дом русский человек защищает от всякого, кто пытается покуситься на него, даже если в этом доме не все благополучно. Потому что пока есть дом, есть что восстанавливать, на что надеяться и к чему стремиться, куда возвращаться. Если дома не станет, то в положение кочующих агасферов русские в отличие от тех же евреев выжить не могут.
Русские - деловой народ, которому свойственная была высокая самоорганизация. Иначе русские купцы Строгановы и Демидовы не заложили бы основы русской промышленности, а Третьяковы и Бахрушины не созидали бы сокровищниц русского искусства. Иначе никогда бы не освоили наши Ермаки, Хабаровы, Дежневы и другие необъятных пространств наших, до самых берегов Америки. Притом русские в отличие от пресловутых конквистадоров не обращали в свою веру огнем и мечом, не обращали новые владения в колонии. Инородцы обретали те же права, земли их рачительно благоустраивали, а к православной вере обращали лишь словом, проповедью, примером духа любви. Русские не вели захватнические войны. Русские по природе своей - защитники. Не только своего очага и своих братьев и сестер. Нам всегда было присуще обостренное чувство справедливости, и чужие скорби и беды мы принимали всем сердцем, стремясь помочь и утолить.
Русские - народ семьи, как уже было сказано. Во главе семьи стоит отец. В государстве - Царь. Царь и воспринимался как отец, батюшка. Таким образом для русских единственно естественная форма управления - православное самодержавие. Царь - главный домостроитель и защитник, отец, хозяин в лучшем значении этого слова. Лучше русские умы (наиболее подробно - Тихомиров) выводили идеальную формулу русского государственного устройства - развитое самоуправление внизу, сильная власть (Царь) - наверху.
Вот, вкратце кто такие русские, и что нам необходимо воссоздавать, если мы ещё хотим и надеемся сохраниться, как сильная, независимая нация, живущая в своем доме по своему уставу. |