
Война 1877 года с Турцией кончилась. 19 янв. 1878 года было заключено перемирие, а затем и мир. Макаров, начавший эту кампанию 28-летним лейтенантом, в качестве командира парохода «Вел. Князь Константин», быстро выдвинулся и прославил не только себя, но и имя своего корабля. В один год, имея всего два штаб-офицерских чина (капитан-лейтенанта и капитана 2 ранга) награждается орденами св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, св. Георгия 4 ст., Золотым оружием с надписью «За храбрость» и, наконец, званием флигель-адьютанта.
По заключению мира вплоть до мая 1879 происходит эвакуация наших войск из Турции. Пароход «Вел. Князь Константин» под командой Макарова принимает деятельное участие в перевозке войск. В этой обстановке происходит знакомство генерал-адъютанта м. Д. Скобелева с молодым капитаном 2 р. Макаровым. Ген. Скобелев со свойственным ему умением различать людей сразу оценил Макарова. И вот, когда в начале 1880 г. Император Александр II по личному своему выбору назначает генерала Скобелева, бывшего в то время командиром 4-го армейского корпуса, начальником Ахал-Текинской операции, то в помощники к себе по морской части приглашает кап. 2 ранга Макарова.
7-го апреля 1880 года Макаров выехал из Петербурга и 2-го мая прибыл в Амур-Аде. Вслед за ним вышел отряд моряков, так как предполагалось сформировать отряд вооружённых катеров, которые должны были доставлять военные грузы по реке Атрек к нашим передовым линиям.
Кроме того, Макарову было поручено организовать сообщение между портами Каспийского моря для снабжения тыла и экспедиционного отряда всем необходимым.
В своём приказе от 22 мая Скобелев говорит: начальнику морской части вменяется в обязанность наблюдать за всеми морскими средствами, как назначаемыми в моё распоряжение от Морского Министерства, так и наёмными. Все распоряжения о работах и посылке судов даются через флигель-адъютанта Макарова.
Из-за мелководности реки Атрек первоначальный план был оставлен, и орудия катеров и предназначавшиеся для них люди образовали морскую батарею, которая и ушла 21-го мая со Скобелевым в поход, под командой лейтенанта Шемана.
В ноябре того же года Макарову был поручен надзор за грузами, шедшими из Астрахани, а в декабре он был, кроме того, назначен воинским начальником в Красноводске. Позже, когда уехал ген. Анненков, Макаров исполнял ещё обязанности и по управлению Закаспийским военным отделом. И здесь, при минимальных и негодных средствах, которые были в его распоряжении, Макаров показал, что можно сделать при твёрдом желании работать.
Сообщения и доставка необходимого были быстро налажены и функционировали безукоризненно.
Пароходы не только ходили сами, но и буксировали баржи в такие погоды, когда раньше они не решались даже выходить самостоятельно.
Скобелев очень любил и ценил как самого Макарова, так и всех моряков, бывших у него в распоряжении. О чём лучше всего свидетельствуют его приказы. Так, по окончании военных действий (со взятием Геок-Тепе и Асхабада)_Скобелев в своём приказе от 24 апреля 1881 года говорит:
«Расформирование морской батареи и возвращение гг. офицеров к своим частям, по случаю окончания военных действий, даёт мне случай вновь высказать по долгу службы гг. офицерам и молодцам матросам то искреннее уважение, которое внушили они боевым товарищам с первых дней трудной Ахал-Текинской экспедиции.
В обстановке, для них совершенно чуждой, моряки ещё раз показали, как в незабвенные дни Севастополя и турецкой войны, что им по плечу всё славное, доблестное, молодецкое. Участвуя во всех крупных делах экспедиции, морская батарея показала себя на высоте доблестных преданий нашего флота и кровью закрепила за собой свою заслуженную славу как участников в военных действиях, так и находившихся в тылу. Лично для меня останется неизгладимым впечатлением высокое счастье, по праву, назвать себя временным начальником столь славных представителей нашего флота».
Вот в этих кратких, но ярких словах приказов ген. Скобелев показывает своё исключительное отношение как к Макарову, так и ко всем морякам, состоявшим у него в отряде. Больше того, он, генерал-адъютант, командующий целой армией, обменивается в знак своего особого расположения, с кап. 2 ранга Макаровым георгиевскими крестами.
С этим крестом ген. Скобелева на груди через 24 года Макаров, уже в чине вице-адмирала и командующего Тихоокеанским флотом, погиб на «Петропавловске» под Порт-Артуром.
Кор. гардемарин Г. Усаров.
Г. Алжир, 17 марта 1929 г.

Дорогие единомышленники! В этом году легендарный белогвардейский журнал-долгожитель «ЧАСОВОЙ» отмечает 95-летие. К этой дате мы запускаем проект перевода избранных материалов издания в печатный формат с тем, чтобы в дальнейшем
- сделать их общедоступными для ознакомления в интернете
- издать часть из них отдельной книгой
Материалы, нуждающиеся в переводе в текстовый формат, отобраны. Это очерки и по актуальной проблеме украинского сепаратизма и планов расчленения России, и по истории Белой борьбы и Великой войны, и по русской национальной идеологии, и по другим не теряющим для нашей современности интереса вопросам.
Материалы на данный момент наличествуют лишь в отсканированном (не распознанном) виде. При автоматическом переводе в текстовый формат выходит «абракадабра», которую надо частично чистить, частично расшифровывать. Поэтому НАМ ОЧЕНЬ НУЖНЫ ДОБРОВОЛЬЦЫ , которые не пожалели бы для БЛАГОГО РУССКОГО ДЕЛА некоторого количества времени (по возможности) и взяли бы на себя труд перепечатки или чистки-расшифровки отобранных статей. Статьи для работы из общего списка можно выбирать самостоятельно.
Добровольцев просим писать в личные сообщения группы или на е-мэйл:
https://vk.com/rysstrategia
rys-arhipelag@yandex.ru
|