
Когда мы говорит о том, что Дух созидает формы, то вспоминаются сразу слова Святителя Луки Крымского: «Дух чистый и кроткий творит себе полное красоты и нежности жилище. Вспомните Мадонн Рафаэля, Джоконду Леонардо да Винчи… Подобно гению Леонардо да Винчи, действует в эмбриональном развитии духовная энергия, присущая хромосомам половых клеток, и создает живые образы красоты и безобразия, нежности, чистоты, любви и грубости, отталкивающей животности и злобы. Эти врожденные внешние формы становятся все более ярко выраженными в постэмбриональной жизни по мере развития духа в том или ином направлении… Ансамбли и элементы красоты и безобразия в природе, воспринятые духом человеческим, трансформируются в нем в произведения искусства и науки, эти великие двигатели духовного развития человечества. От простейших форм красоты, от ласкающей наш взор округлости и плавности линий, соразмерности и симметрии форм, прелести и силы светотени, гармонических сочетаний красок и звуков, природа восходит до грандиозных ансамблей красоты, полных духовной силы и величия. Духом грандиозной силы и мощи проникнуты окутанные мрачными тучами массивы гор и скал, гонимые ураганом громады волн океана, штурмующие прибрежные скалы. Дух вечности и беспредельности изливается в души наши от мириад звезд ночного неба. Такую радость и покой навевают нежные краски зари и озаренные лунным светом поля и озера. Высшую ценность нравственной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых людей, в отталкивающем виде злодеев и бесчестных… не без творческого воздействия духа созидаются и формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты форм, созидаемой духом. Мне принесли букет цветов. О, сколько тонкой, чарующей красоты в этих дивных маленьких творениях Божиих! И вместе с тем, как они прелестны своей малостью, полной кротости, простотой. Тончайшее кружево нежных белых соцветий, голубенькие и розовые, фиолетовые и синие крошки глядят на нас чистыми глазками своих лепестков и венчиков, изливают на нас свой чудный аромат. Ну разве не очевидно, что это немая проповедь душевной чистоты? Надо иметь очень грубое сердце, чтобы не слышать этого голоса Божия, так ясно звучащего в красоте материальных форм природы. Естественно, что женщины особенно любят цветы, и это делает честь их сердцам» («Мозг и дух. Дух в природе»).
Хвала и честь поэтам - созидателям прекрасных, гармоничных стихов, которые являются выражением Божьего духа в них. Существование гениальных стихов не более ли всего отражает ту истину, что есть Бог! Внесение во все духа не лукавого, но Божьего и есть главная задача поэта. Поэт не просто отражает в возвышенной форме без искажений реальность, но одухотворяет видимое, которое в стихотворении становится целостным явлением, так и что сам стих подобен прекрасно построенному кораблю, которому предстоит счастливое плавание под парусами. Корабль, в паруса которого не дует ветер Божественного Провидения, обречен на потопление водами житейского моря.
Итак, поэты – не богословы, не агитаторы, не рассказчики, но вестники в наш далеко не устроенный с нравственной точки зрения мир совсем иного мира с Небес. Поэт не стремится нас исправить. Это дело одного Бога. Поэту лишь горько осознавать, что очень много людей до сих не понимают Красоты, не живут по законам Гармонии. Поэты отрывают наше сознание от земного, чтобы мы более удобно достигали нетленного Отечества нашего. Они толкают двери нашего сердца, чтобы оно открылось Богу. Поэты временное с помощью Божией переводят в вечный, духовный план. Казалось бы, такую привычную деревенскую работу, как покос травы, Фет и Рубцов используют, чтобы довести до нас гораздо более важное, чем трава и работа
Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым…
Уже подрезан, каждый ряд
Цветов лежит пахучей цепью…
Сверкание кос напоминает чем-то воинскую рать… Блеск косы напоминает о смерти… То, что раньше радовалось солнцу, цвело и пахло, безпомощно теперь лежит на пожне… Так и все живущие в свое время в разном возрасте примут смерть, только одни умрут праведно, а другие безчестно. Соответственно и загробная участь у праведников и нераскаянных грешников будет противоположными: что сеет человек, то и жнет. Человек есть создание не случайное, но Божие, поэтому весь он не может уничтожиться и погибнуть. Бог дает каждому возможность спастись от зла и сотворить любовь. Бог благословляет временную земную жизнь, чтобы нам наследовать Блаженную Вечность, а не горькую участь. Мы рождаемся, чтобы с Богом жить вечно! «Доныне спасаются безчисленные множества людей благодаря Его милосердию и милости: одни – богоугодной и чистой жизнью, другие – покаянием и слезами, третьи – теплой, несомневающейся верой, четвертые же после смерти получили милость благодаря молитвам, совершению Божественных Таинств и милостыни, подаваемой нищим» (Преподобный Иосиф Волоцкий).
Как истинно православный христианин поэт Рубцов не верит во всемогущество смерти
Цветы ложатся тихо под косою,
Чтоб новой жизнью на земле зажить.
И думаю я - смейтесь иль не смейтесь! -
Косьбой проворной на лугу согрет,
Что той, которой мы боимся, - смерти,
Как у цветов, у нас ведь тоже нет!
Без Бога все смерть, с Богом – всюду жизнь, даже в тюрьме. Смерть есть еще при жизни, когда мы не с Богом. Без Вечного Бога какое может быть счастье и радость? Все пройдет, пролетит, а Бог неизменен, что вчера, что сегодня, что завтра. Коммунисты по сути дела верили, если верили, в дела на земле и в… смерть. После смерти «ничего нет». Весь смысл жизни сводится к тому, чтобы «оставить добрый след на земле» и все. Поработал на «светлое будущее» для других, более везучих по рождению, и дальше разлагайся безконечно в земле. Сатанинская, ничего не скажешь теория. Отсюда и призыв – брать от жизни все, быть хозяином, строить «счастье на века», пока… не сдох. Безсмысленнее этой человеконенавистнической теории нельзя ничего более придумать, но именно ее официально исповедовали в СССР. Поэтому особого доверия к коммунистической власти у народа не было, да власть и не нуждалась в народе, закрываясь от него словами. Коммунистическая идеология – не только красивые лозунги и слова, но, увы, и кровавая практика. Ради торжества чьих-то идей, несогласные с ними должны были либо «исправиться», либо исчезнуть навсегда. Так погибли многие поэты в ХХ веке, и среди них гениальные Блок, Есенин, Клюев и Рубцов. Они разделили участь миллионов репрессированных в России. И всякое учение от человеков – то же махровое язычество и неоязычество есть агрессия против всякого «отступника» от них. Без Бога все позволено. Христианство же человек принимает вполне свободно – в его воле верить или нет, быть в Церкви или вне Ее. Неверующие для него не враги, а друзья, которые в любой момент могут стать членами Церкви и спастись. Он молится за них и желает одного добра.
Вокруг любви моей
Непобедимой
К моим лугам,
Где травы я косил,
Вся жизнь моя
Вращается незримо,
Как ты, Земля,
Вокруг своей оси...
Великий А.С.Пушкин, убитый на подстроенной дуэли, тоже не верил в смерть: «Нет, весь я не умру: Душа в заветной лире мой прах переживет И тленья убежит…». Душа – дыхание Божие не может безследно уничтожиться! Только души-то разные бывают – злобные, равнодушные, добрые, святые. Добродушие и добротолюбие силой берутся, не приходят сами по себе. Если не посрамить свое самолюбие, не видать ни капли добра. Власть духовной любви к Богу и ближнему такова, что ей не страшны не злоба, ни смерть.
«Как все это кончилось быстро! Как странно ушло навсегда!» - это Рубцов о скоротечности земной жизни, данной Богом не для услад и греховодничества, а для подготовки к Вечной Жизни. Смерть напоминает о том, что земное неизбежно закончится
И дыхание близкой зимы
Все слышней с ледяного болота...
и наступит совсем другое, но все ли готовы к этому другому? Снова и снова Рубцов протестует против засилья безбожия и злобы. Поэт категорически против того, чтобы в нещадные трескучие морозы гибли так любимые им березы (человеческие души), он за березовый шум: «Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез…». А.Фет написал о «легком шуме березы». Тема погибели Земли Русской от антихристианства, да и его самого, ясно звучат в этих трагических строках
Трещат крещенские морозы.
Идет народ... Все глубже снег...
Все величавее березы...
Все ближе к месту человек.
Он в ласках мира, в бурях века
Достойно дожил до седин.
И вот... Хоронят человека...
- Снимите шапку, гражданин!
Снимем и мы шапки перед погибшим на Крещение поэтом. Зло не дало дожить ему до седин
И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду...
Поэт прощается с женой, дочкой. Помните его «Прощальную песню» - «Я уеду из этой деревни…». Рубцов чувствует по всему, что дни его сочтены
Родимая! Что еще будет
Со мною? Родная заря
Уж завтра меня не разбудит,
Играя в окне и горя…
Ни люди, не березы не хотят умирать… Но их вынуждают уходить и принимать смерть раньше срока. Но веру нельзя умертвить, как тело. «Вера - это готовность умереть ради Христа в убеждении, что такая смерть дарует жизнь...» (Святитель Иоанн Златоуст). Вот откуда у Рубцова готовность умереть за плеск паромный, за стога, за самое родное и святое!
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья...
Несомненно, что не одним чудом Божьим был вызван в мир Николай Рубцов, но его явление в России было подготовлено, как в самом роду Рубцовых, о чем уже есть исследования, так и всем ходом трагических событий, когда именно верующие, работящие русские крестьяне приняли на себя удар всего маховика репрессий со стороны безбожного государства, искусственно созданного на обломках захваченной интернационалом Царской Руси. Поэт-христианин – это не то же, что поэт из неверующего мира или поэт другого исповедания. Прежде всего, это поэт-молитвенник, заботящийся не об одном своем, не о своей, тем более, славе, об участи других людей. Добрым словом во Славу Божью поэт Христа помогает сильно бедствующим в этой жизни, наполненной скорее не радостями, а скорбями. Какие могут быть шутки, когда впереди ежедневно маячит смерть – переход в духовное состояние и «в ответ на Страшном Судилище Божьем», как поет Святая Православная Церковь. Поэзия Христа есть ответственнейшая миссия на земле, зачастую связанная с гонениями, непониманием, а то гибелью. Лукавая злоба не терпит добра и святости. Но поэты идут за Христом и наследуют Царство уже не от мира сего.
Рубцов прямо признается, что ему «не жаль всю» душу «потопить в таинственном и милом», то есть в Боге. К чему топить душу в житейском мусоре неведения Бога? Это приведет к духовной гибели души. Кто не любит Бога и не исполняет заповеданного Богом, для того Высшая Поэзия, того же Рубцова или Фета, не откроется. Поэт Христа Николай Рубцов прямо указывает на источник личной веры – это Небеса Божьи
Когда душе моей
Сойдет успокоенье
С высоких, после гроз,
Немеркнущих небес…
Когда душе моей
Земная веет святость,
И полная река
Несет небесный свет…
Среди грешников нет покоя, и не будет. Наоборот, по мере умножения жизни без Бога угаснет в мире любовь и наступит Страшный для нераскаянных сердец Суд. Смысла существования временного мира больше не будет. Мир стоит, пока люди в нем молятся, любят, переживают и даже жизнь отдают за других. Не станет праведников на земле, и все быстро и с шумом закончится, завершится. А люди недоумевают, откуда же столько в мире зла? Значит, «Бог виноват в безобразиях». На самих себя они не обращают внимания. Вот где настоящее зло. Исправляя себя, становясь с помощью Святых Таинств Церкви смиреннее и добрее, человек меняет своим примером мир и вокруг себя, как говорил Преподобный отче Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». А у нас привыкли уповать на других, на внешнее, что должно принести благо. Года, да что там, века идут, а желанное доброе и счастливое не наступает, наоборот, растут проблемы, трагедии, происшествия. Болезнями, войнами, катаклизмами Бог будит грешников в стремлении отвести их от ада, но они с упорством обреченных идут широкой гибельной дорогой. И об этом тоже написал Николай Рубцов
Ночью я видел:
Ломались березы!
Видел, метались цветы!
Гром, рассылающий
Гибель и слезы,
Всех настигал с высоты!
Как это странно
И все-таки мудро:
Гром роковой перенесть,
Чтоб удивительно
Светлое утро
Встретить, как светлую весть!
Вспыхнул, сияя,
Солнечный веер,
Дышат нектаром цветы,
Влагой рассеянной
Озеро веет,
Полное чистой воды!
Вновь и вновь возникает образ ломающихся от стихии берез. Страшно, когда любимые березы трещат, ломаются. «Береза старая, как Русь» - замечает в одном из стихотворений поэт. Поэта Есенина и Рубцова очень хочется сравнить с белой чистой березой, которые безпощадно сломали в расцвете сил, мстя за гениальные зеленые кроны – святые жизнелюбивые слова.
О, вид смиренный и родной!
Березы, избы по буграм
И, отраженный глубиной,
Как сон столетий, Божий храм
Божий храм с избами и березами – вот лучший, если не сказать, святой вид России! Это не какая-то красивая картинка и парадный вид, но глубинное осознание того, что без верующей России мир погибнет гораздо быстрее, чем он думает. Кто надеется сломать Россию, как березу, разорить и развеять русское по ветру, тот зверь и подонок, тот пилит спасительный сук, на котором сидит сам. «Две тысячи лет стоит Православие, бодрствует, пребывает в любви, истине, справедливости, святости. Оно не престает, не сгибается, не преклоняется ни перед чем, не боится ничего, его невозможно победить или покорить, ему невозможно противостоять» (Старец Моисей Святогорец)
Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.
За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем...
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!
Счастлив поэт не самим собой и не своим умением слагать стихи, а Родиной, тем, что Бог дал Россию Духа, и этот русский дух пойдет через века. За все материальное, за все богатства мира, поэт не отдает духовное – любовь и веру, которые в этом мире принижены до предела. И в ответ на это Солнце Правды Христос миротворно входит в горницу нашей души («В горнице моей светло…») и светит в ней неизреченно. Лазурная изба – это изба верующих в Христа, в горнице ее в красном углу святые иконы, это ковчег спасения, то же что малая церковь.
Поэты – это легендарные рыцари духа, которые прошли через многое в многострадальной жизни, поэтому и сподобились понимать другое сердце и помогать ему. Когда Рубцов пишет
Когда стою во мгле,
Душе покоя нет:
И омуты страшней,
И резче дух болотный…
то это надо понимать и как призыв к выходу их мглы на Свет Божий. «Я люблю свою судьбу и бегу от помрачений», - признается мудрец Рубцов. Находиться во мгле небезопасно и чревато гибельными последствиями. Если человек не в Церкви, то он явно находится вот в такой же мгле, и тогда жди чего угодно. Есть мгла, есть и тьма безпросветная греховная, но есть и ночь в природе – звездная или беззвездная. Поэты берут ночь в свои сокровенные друзья. Под крылом ночи можно скрыть сокровенное и тайное, о чем не должен знать никто, кроме Бога, разумеется.
В душе смиренной уясни
Дыханье ночи непорочной…
Н.Рубцов: «В горьких невзгодах прошедшего дня Было порой невмочь. Только одна и утешит меня - Ночь, черная ночь! Грустному другу в чужой стороне Словом спешил я помочь. Пусть хоть немного поможет и мне Ночь, черная ночь!»
В отличие от Рубцова поэт Фет не так остро ставит вопросы, и это понятно, он творил в условиях Царской России. Но к чести Фета, он не прибегает к прямому богословию, стремясь к тому, чтобы поэзия просто, органично и естественно становилась церковной и небесной по самому духу ее. Это очень непростая задача для всех творцов в разных областях и не только их, но и всех людей. Ведь в идеале государство и общество должно стремиться вовсе не к богословствованию, а именно, чтобы на деле стать Церковью, Живым Телом Христовым, чтобы Святости в жизни было, как можно больше, а греха и пороков, как можно меньше.
Однако для духовного подвижничества – несения своего креста нужны воля и решимость, послушание не миру и людям с их меняющимися правилами, а Церкви, нужна особая дисциплина. Вот почему весьма много таких, кто заявляет, что он «знает Бога» и т.д., но в реальности находится вне Церкви и Ее Святых Тайн. Непринятие церковного воспитания приводит к отходу от Святости и замыканию души чисто на одном мире, мол, «буду хорошим, больших грехов не сделаю и про Бога не забуду», но поскольку все это одни благие намерения, то они заканчиваются адом.
|