Ум ‒ это духовная способность осознания нами своего бытия. Обладая умом, человек не может не размышлять о смысле мiра, в котором появился, о смысле своей жизни в нем, о природе своего ума и о неизбежной смерти ‒ эти изначальные размышления (ещё до обретения человеком опыта религиозного знания) называются любомудрием и они в совокупности являются умственным познанием духовного мiра идей. (Для чего нам дарован ум?) Для этого нами усвоено греческое слово философия от древних греческих мыслителей, которые в истории нашей европейской цивилизации считаются первыми, которые обозначили водораздел между двумя принципиально разными видами мiровоззрения, так называемый основной вопрос философии: что первично в мiроздании ‒ материя или идея и как они соотносятся друг с другом?
Материалисты в своей весьма упрощённой картине мiра полагают, что мiр безконечен в пространстве и времени как нечто данное. То есть никто его не создавал, он сам по себе существует вечно, лишь видоизменяясь по собственным физическим причинам и законам: от простого к сложному, от хаоса к упорядоченности, от мертвой материи до живых существ, а они ‒ от случайно слипшейся первичной клетки, саморазвившейся до разумного человека, который есть животная вершина эволюции, и человек своим умом способен исследовать и познать эти законы развития мiра для его совершенствования и овладения им, ‒ такова основа атеистического мiровоззрения и исторического прогресса. Почему мiр сам по себе "развивается" от простого к сложному ‒ этого вопроса атеисты себе не задают: это для них априори так. Поскольку доказательств этому быть не может ‒ в сущности это своеобразная Вера в самодовлеющую "обожествляемую" Материю с неким отражением в виде создаваемой людьми общественной "идейной надстройки", зависимой лишь от уровня развития материального "базиса" (так это утверждает марксизм).
У идеалистов картина мiра сложнее, они считают, что мiр состоит не только из материи: в самой основе мiра находится Идея, видимая в его закономерностях. Две с половиной тысячи лет назад Платон размышлял о том, что идеи существуют как начало всего материально сущего. Первичную Идею называют Абсолютом, Высшим Разумом, причем так считают не только верующие в Бога философы, а просто исследователи материи, логически приходящие к выводу, что мертвое вещество не способно к саморазвитию от простого к сложному без специально заложенной в нем идейной программы, преодолевающей энтропию. Даже по теории вероятности жизнь на Земле не могла возникнуть за "миллиарды лет" из случайного соединения молекул углерода, человеческий ум не мог в обезьяне образоваться как "результат её труда", и совесть тоже не могла самообразоваться из животного состояния путем так называемого естественного эволюционного отбора, в котором ведь побеждают не совестливые, а жестокие особи. Мiр идей имеет неземную первопричину, идеальную.
Наиболее чуткие поэты и тем более философы и богословы, математики и другие учёные ощущали идейное содержание своего художественного, научного, богословского творчества не как своё сотворение, изобретение, произведение, а как открытие того, что уже существовало до них в духовном мiре идей. Таково, например, было интуитивное понимание поэзии Пушкиным, музыки Бетховеном, математики Шафаревичем, и разумеется, богословских истин святыми отцами Церкви, которым давались откровения Свыше. Даже ученые-естественники ведь не создают сами, а открывают изначально существовавшие идеальные закономерности в строении мiроздания, выражаемые в очевидных стройных формулах, как, например, закон всемiрного тяготения (формула Ньютона), упорядоченность атомарного строения вещества (таблица Менделеева), закон сохранения энергии, математические формулы. И эти открытия из мiра идей, полученные человеками как медиумами, остаются в человечестве и после смерти их первооткрывателей, не умирают вместе с ними - значит, они не смертны.
Также и в природе человека, помимо материального тела, очевидна духовность в виде таких нематериальных качеств, как свобода воли (способность определять свои жизненные цели), совесть (способность различать добро и зло и нравственно осознавать цель жизни), долг, служение, любовь, самопожертвование, да и сам нематериальный ум - это уже качества не тела, а свидетельства мiра идей в нём. Любомудр задумывается: быть может, они тоже безсмертны, так как взяты "напрокат" из иного мiра? И тут наступает предел умственному любомудрию: в дальнейших размышлениях любомудру уже не обойтись без религиозного учения о Творце, о духе и душе, ‒ т.е. без откровений, данных людям Самим Творцом мiра.
У всех народов очевидно интуитивное духовное ощущение существования в мiре Высшей духовной Силы. Лгут марксисты-материалисты (специалисты по научному атеизму), что религия была проявлением необразованности, мракобесия и стала использоваться эксплуататорами в классовом обществе как "опиум (для) народа". Научные данные археологии, этнографии, филологии, истории культуры свидетельствуют о том, что все древние цивилизации были религиозными, а атеизм возник гораздо позже как явление духовной деградации (О месте атеизма в истории). Из врожденного ощущения духовного мiра у человека возникает обращение к этой Высшей Силе и духовная связь с Нею, которую мы и называем религией. Только религиозное мiровоззрение объясняет упомянутые духовные качества в личной природе человека: не он их сам в себе создаёт, он их открывает в себе ‒ это проявления в нём образа и подобия Божия. (Ум, душа и совесть в этом взаимосвязаны.)
И если Вечный Бог существует, то, надо полагать, и человеков для Своего Царства Он ‒ по Своему образу и подобию! ‒ создал вечными: недолговечные смертные существа Ему были бы не нужны. Таким образом, совесть и ум в человеке как проявления образа и подобия Божия можно считать свидетельствами существования Бога Творца и того, что Его духовные дары человеку, его душа, не исчезают вместе со смертью материального тела, как учит Священное Писание.
Физическая земная смерть есть следствие уклонения человека от Закона Жизни, предписанного Богом. Не стану тут в очередной раз излагать эту сторону христианского богословия, связанную с обоюдоострыми свойствами дара свободы: она абсолютно необходима человеку (иначе бы он не бы созданием по образу и подобию Божию) и в то же время свобода опасна при злоупотреблении ею. В этом причина смерти и мiрового зла. (Тайна свободы и Трагедия свободы как дара обоюдоострого.)
Однако религии есть разные. Даже очень разные, протиоположные. Потому что в духовном мiре есть не только Бог со своими служителями-ангелами, но и Его противники, злоупотребившие свободой для гордого соперничества с Ним. Сами падшие ангелы (бесы во главе с сатаной) не могут сотворить себе свой мiр и стремятся присвоить творение Божие, господствовать над людьми, обманом и искажением Истины похищая их у Бога в свою "религию". Похищая их ум и совесть, их души. Из-за этого в мiре идет непрерывная борьба "тайны беззакония" с Истиной и появляется зло, то есть противление Богу и богоборчество. Наиболее яркий его пример ‒ в тайне "еврейского вопроса" как несовместимости со всеми другими народами нераскаянного еврейства, готовящего царство своего "иного" мессии-машиаха (антихриста) для долгожданного сатанинского господства над мiром. (Подробнее: Православная эмиграция о "еврейском вопросе".)
Всё это логично разъяснено в христианском богословии. Данные корявые размышления "любомудра" об идейном мiре я начал для себя, как бы снизу вверх, чтобы методом внутреннего аналитического любомудрия (которое я заметил у С.Л. Франка в "Духовных основах общества") подумать также о Божием даре безсмертия человеку, которое человечеством было утрачено в земной жизни, но, согласно религиозному её пониманию, возможно в посмертном её продолжении. (Вопросы о тайнах нашей посмертной судьбы. Радоница) Ум и совесть нам дарованы для познания себя, мiра и нашего Творца как доказательство Его существования.
МВН, сентябрь 2025 г.
|