Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8883]
- Аналитика [8502]
- Разное [3871]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Октябрь » 8 » Андрей Башкиров. Творцы великой поэзии (поэты А.Фет и Н.Рубцов).Ч.16
    19:20
    Андрей Башкиров. Творцы великой поэзии (поэты А.Фет и Н.Рубцов).Ч.16

    В чем главный пример великих поэтов Руси и, следовательно, образец для благочестивого подражания? Они в том, что поэты не живут миром, лежащим во зле! Поэты не принимают зла этого мира, так сильно разлившегося по земле! Непринятие этого зла, а не какие-то заслуги, и делают поэтов подобными ангелам и святым. Поэты – настоящие герои всех времени и всех народов. Если бы люди не жили злом, не считали бы грех обычным делом, не оправдывали бы себя, то мир бы был совсем другим. Чем быть, «как все», или, хуже того, грешить напропалую, «Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад!» (А.Фет). Рубцов вроде бы шутливо просит метелицу замести его, но тут, если вдуматься, не до шуток – чем видеть безобразия, лучше скрыться и молиться, прося Бога охранить душу от всякого зла. Поэтому петь чудотворные песни посреди терний, посреди мира, лежащего в грехах, и при этом не терять надежды, не унывать – это немалый духовный подвиг.  Поэзия, за которую в России убивают, - это не хобби и не средство для зарабатывания денег, а всегда поступок – мужественный и твердый. Поэзией можно и нужно изменить себя к лучшему, а там, смотришь, и мир начнет потихоньку меняться. Нужны только внимание и настойчивость, потому что мир, видя твое влечение к Небесам, тут же начнет принимать меры, чтобы стащить тебя с лестницы назад к земле. Влечение к Божественному мир обзовет «безполезным мечтанием», а притяжение к земле – «практичным деланием». Есть еще одно обстоятельство, чтобы нам особо уважать поэтов духа – они своей жизнью и творчеством дают пример другим, чтобы не унывать, не отчаиваться, но бороться за чистоту жизни. Стихи великих поэтов – это вершины небывалой борьбы творческого духа человека. Не было бы этой борьбы – не было бы и стихотворных шедевров во Славу Божию. И тогда бы наша жизнь невероятно обеднилась и обратилась во многом в простое, безцельное существование и прозябание, в сухую прозу. Если нет ни вдохновения, ни звуков сладких, ни молитв, то зачем жить, что-то изображать из себя? Все будет мимо и безславно.

    Буря на море и думы,

    Хор возрастающих дум –

    Черная туча за тучей.

    Моря сердитого шум

    Читая этот стих Фета, сразу вспоминаешь рубцовский цикл стихов о море. Море – это образ нашей земной жизни, которое постоянно волнуется разного рода штормами – скорбями. Почему Рубцов и замечает: «Жизнь, океан, волнуемый скорбями…».

    Вьюги в скалах отзвучали.

    Воздух светом затопив,

    Солнце брызнуло лучами

    На ликующий залив!..

    Такое ощущение, что Рубцов это говорит о поэзии – искренней и фонтанирующей несчетными Божественными проявлениями. «В жизни и поэзии - не переношу спокойно любую фальшь, если ее почувствую» (Н.Рубцов). Протесты поэта его врагами были представлены, как «неуправляемость», «неуживчивость», «дурной характер» и т.п.. Недругам важно было выставить Рубцова своего рода «распоясавшимся мужиком не без таланта», не пришедшимся ко двору официальной поэзии и литературы. Им, конечно, было невдомек, что писать добрые молитвенные стихи – это все равно, что кровь проливать. Для них поэзия и литература были кормушками, не более того.

    В нашем литературоведение почему-то закрепилось мнение, что, мол, ранние стихи Рубцова и, в частности, стихи о море являются «более слабыми в поэтическом отношении, чем зрелые стихи поэта». Но вряд ли это так. О море писал и Афанасий Фет

    Утесы. Зной и сон в пустыне,

    Песок да звонкий хрящ кругом,

    И вдалеке земной твердыне

    Морские волны бьет челом

    У Рубцова есть просто ошеломляющее

    Свет луны ночами тонок,

    Берег светел по ночам,

    Море тихо, как котенок,

    Все скребется о причал…

    Рубцов был моряком на гражданских судах и служил в Северном военном флоте три года. Фет тоже служил в русской армии офицером. Военная закалка сказалась на их возмужании и становлении – меньше иллюзий, больше терпения в преодолении неизбежных тягот, лишений и скорбей. Неприятности и скорби научают человека смиряться и молиться, больше чувствовать милость Божию и не надеяться на людей. Спасителем сказано: «Проклят всякий, надеющийся на человеков». Это значит, что неверующие в Бога уже находятся под Божьим проклятием, так как их надежды только на себя и других, но все они рухнут со смертью. Вся драма заключается в том, что неверующего ничем не уверишь, настолько он укрепился не в любви, а в эгоизме. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иерем.17-5). Это предупреждение Господне на века до скончания мира. «Надеяться на человека, как на последнее свое, человеку не только неразумно, но и грешно. Неразумно потому, что всякий человек, сам по себе, без Божией помощи – ничто. А грешно – так как призывая человека опорою своей жизни, мы тем самым впадаем в идолопоклонство, в человекобожие… Защита наша необоримая и оплот вечный – Господь Бог, как и поет Псалмопевец: «возрадуются все уповающие на Тебя (Господа) вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им, и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое» (Пс. 5:12) /Священномученик Архиепископ Онуфрий Гагалюк /Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание). На то и дана жизнь человеку, чтобы он своею волей избрал либо боголюбие, либо человекоугодие, чтобы в угождении Богу спастись, а в угождении людям погибнуть.

    Почему человек непостижим? Сколько не разгадывай себя или кого-то другого, всегда остается тайна. Особенно эта тайна проявляется в гениях народа, которых не так уж много. Происходит это от того, что человек есть создание Божие, есть образ Бога. А Бог всегда непостижим для смертного человека и открывается ему лишь по мере чистоты сердца. Так и великий поэт с великой поэзией – можно безконечно разгадывать его самого и его шедевры, и каждый раз это будет новый поворот и что удивительное, радостное. Кстати, это доказывает одновременно и безсмертие творческой волевой натуры, решившейся служить Богу. Душа бездонна и способна вместить в себя всю красоту былых времен, хотя человек приземленный, мирской увидит, пожалуй, одни почки, легкие, ребра и т.д.. Обыватель видит ствол белого цвета с черными отметинами, ветки, листья, а поэт «печальную березу у окна». Конечно, зрит поэт и негатив в жизни – весь этот хлам, сор и пр.

                  Сколько сору прибило к березам

    Разыгравшейся полой водой!

    Трактора, волокуши с навозом,

    Жеребята с проезжим обозом,

    Гуси, лошади, шар золотой,

    Яркий шар восходящего солнца,

    Куры, свиньи, коровы, грачи,

    Горький пьяница с новым червонцем

    У прилавка

    и куст под оконцем -

    Все купается, тонет, смеется,

    Пробираясь в воде и в грязи!

    Но Рубцов не обращает такого уж пристального внимания на происходящее. Мало ли что бывает по весне. Воскресение ведь тоже происходит из наших грехов и пороков, то есть нравственной грязи. Тут и лукавый примешивается. Очень непросто бывает человеку. Не осуждать надо человека, а помочь ему. Можно помочь и взглядом, и словом, и каким-то участием. Смотришь, и произойдет трагедия. Главное – не унывать, не считать несовершенства и греховное за правду. Могучих быков гонят, а человек должен сам пройти волю и решимость противостоять злу.

    Вдоль по берегу бешеной Бии

    Гонят стадо быков верховые -

    И, нагнувши могучие выи,

    Грозный рев поднимают быки.

    Говорю вам: - Услышат глухие! -

    А какие в окрестностях Бии -

    Поглядеть - небеса голубые!

    Совершенно в библейском, евангельском духе поэт благовествует о самом насущном – о любви, хранении чувств. Ведь блаженны-то именно слышащие Слово Божие и хранящие Его! «Имеющий уши, да слышит», то есть имеющий не одни природные органы слуха, но духовное слышание, внимающий Божьей Любви, все слышит и понимает право, а не искаженно.

    Говорю вам: - Прозреют слепые,

    И дороги их будут легки.

    Тут Рубцов и пророк, и апостол! Так чудесно писать, слышать, говорить могут только от Святого Духа. Благ Господь и вовек милость Его! А все трудности и скорби пройдут и недоумения разрешатся. Надо только потерпеть ради Бога. Положившийся в волю Божию всегда пребывает в спокойствии и с внутренней радостью. Верующее сердце исполняется Божественной Благодатью, поэтому слышит то, к чему другие глухи. Вот почему Рубцов и заявляет: «И пенья нет, Но слышу я незримых певчих пение хоровое». Мать у поэта пела на церковном клиросе. Значит, когда Николай был еще в утробе, он вполне мог слышать церковное пение! Певчим на клиросе становился только посвященный на это член Церкви. Мать Рубцова – Александра Михайловна скрывала от других, что была певчей в храме - годы были лихие. Но все же от Бога не укроешься, и вот уже сын церковной певчей становится певцом всей России, ее лучшим защитником в стихах, гордостью всей страны. Это и чудо, и, одновременно, вполне закономерно!

    Говорю я и девушке милой:

    - Не гляди на меня так уныло!

    Мрак, метелица - все это было

    И прошло, - улыбнись же скорей! –

    Как внимателен, ласков Рубцов с милой. К каждой душе это обращение: «Да на земле не одни радости, но бывают скорби. Тем внимательнее мы должны быть в жизни. Много всякого сора прибивает к чистоте, но не надо впадать в уныние». «Угрюмая жизнь не есть Божия жизнь» (Святитель Феофан Затворник). Скорбное пройдет, а Божьего будет столько много, что пером не описать, ни в сказке сказать. «Если здесь, при всей внешней прискорбности, жизнь эта доставляет такое успокоение и такую блаженную сладость, то там все это будет в неизреченно высшей степени. Ничто не может поколебать меня в этой надежде. Бог, давший мне вкусить эту сладость здесь, ужели лишит меня таковой там?» (Святитель Феофан Затворник). Особенно дивен Бог на земле в Своих лучших поэтах! В самом деле сколько на земле зла и непотребств, но, несмотря на грех и смерть, торжествуют не они, а Божественное добро в любящих Бога всем сердцем. Делающий другим добро, делает его, в первую очередь, себе. Раздавая богатства души, человек тем больше принимает новых благословлений. Если ты рожден по воле Божьей в мир, то все – забудь о телесном покое и почивании на лаврах. Бог любит каждого и действует всегда к благу, вот и ты люби действенно. Иначе равнодушие к вере, нелюбовь затянет в мирской водоворот и утянет на дно. Если мы, как можно чаще, думаем о Боге, то мы молимся и от Бога получаем помощь и милость. Это и есть дорога, которая нас приведет к Богу. Иначе ад. Известный священник, настоятель обители Анатолий Першин в прошлом был рок-музыкант и отрицал существование Бога, веря науке, но вот его смертельно ранили (11 ножевых ударов), и он вспоминает: «…Дальше стало происходить ужасное – я попал в ад. Для чего-то Господь решил показать мне его. Это было пустое пространство. Огромное пространство и страшное давящее чувство одиночества, перемешанное с болью и необъяснимым ужасом, полным отчаяния. Казалось тогда, что здесь я нахожусь целую вечность. Только спустя время я узнал, что одно из значений слова ад – «один». То есть, ад – это место, где нет Господа…»

    Улыбнись! - повторяю я милой.-

    Чтобы нас половодьем не смыло,

    Чтоб не зря с неизбывною силой

    Солнце било фонтаном лучей!

    И тут же вспоминается другое стихотворение скромного Николая Рубцова – его «Букет». Цветы представляют Божий рад на земле, как и лучшие поэты от Бога. Афанасий Фет пишет

    Цветы глядят с тоской влюбленной,

    Безгрешны чисты, как весна…

    В сопровождении цветов и гениальных поэтов легче идти по жизни, легче жить и дышать. Духовные качества Фета и Рубцова не выпячивались наружу, они вполне проявились в гениальных стихах, которые не имеют цены, настолько они дороги для нашего вочеловечивания.

    Пока одни завидовали помещику и коннозаводчику Фету, другие возможностям Николая Рубцова, Ангелы Земли Русской творили прекрасное, чудесное, незабываемое. Не вина поэтов, что обыватель не принимает поэзию и ее авторов. Ангела видит тот, кто сам ангел.

    Я буду долго гнать велосипед.

    В глухих лугах его остановлю.

    Нарву цветов. И подарю букет

    Той девушке, которую люблю

    К сожалению, в лихом эстрадном варианте во многом пропала внутренняя грусть стихотворения, его чистота, без которой невозможна любовь. В песне на первом месте громкое «я», тогда как в стихе явно слышно «тебе». Поэту не лень ехать далеко на велосипеде в глухие луга, чтобы там нарвать прекрасные цветы, хотя он знает, что, скорее всего, его дар будет отвергнут. Но он не тушуется, ему важно оказать внимание, а там уж, что будет. Он лишь хочет одного

    Чтобы взяла букет

    Та девушка, которую люблю…

    Это призыв к любви, не смотря ни на кого и ни на что! Нас могут не любить, но мы не имеем права не любить. Мы рождены для любви и к жизни в любви и никак иначе. Это и будет житие по Богу и с Богом. «Если ты любишь, как я, безконечно…» - начинает поэт Фет. У великих поэтов не просто чувства, не просто увлечение, не просто любовь, но любовь безконечная! Это здорово!! Очень точное мастерство и особое чувствование поэтов Фета и Рубцова позволяют на совершенно маленьких жизненных примерах и действиях показать нечто более глубинное и совершенное, имеющее для многих значимость. Поэт – даритель гармоничного, вечного, прекрасного, потому что они уверены – «Есть непорочная краса» (А.Фет). Примут другие его стихи или отвергнут – это не его дело. Главное – любить, поступать с любовью, остальное приложится. Но и поэтам хочется внимания. Не смотря на великие стихи, у них такое ранимое сердце и тревожная душа. Поэтому Фет и просит

    Хоть на время, на миг полюбя,

    Подари эту розу поэту

    В самом высоком духовном смысле великие поэты - это не только возвестители небесного, но и блаженные христиане. Ведь добрыми стихами они творят совсем иной мир на земле – не от мира сего, мир Христов. Сам Господь Христос и есть Мир, Путь, Правда, Любовь. Христос же возвещает: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся» Значит, Державин, Батюшков, Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Тютчев, Фет, К.Р., Блок, Есенин, Клюев, Рубцов и другие поэты – сыны Бога и Отечества! Вот кто наши великие поэты на самом деле!! Поэтому все те, кто пишет неясно, неточно, мутно, тем более, со злостью, поэтами только называются, но им еще расти и расти до настоящей миротворческой поэзии духа.

    …Но, Боже, как люблю я,

    Как тройкою ямщик кибитку удалую

    Промчит – и скроется. И долго мнится мне

    Звук колокольчика трепещет в тишине…

    Как это все по-русски! И не из-за кибитки одной или звуков колокольчика, а потому что сама жизнь движется вперед – к Богу! Это и есть святая русская жизнь, и как тут не радоваться! Ведь все пройдет, кроме Святости. Рубцов идет дальше и глубже, хотя рос и творил в безбожные годы

    И откуда берется такое,

    Что на ветках мерцает роса,

    И над родиной, полной покоя,

    Так светлы по ночам небеса!

    Словно слышится пение хора,

    Словно скачут на тройках гонцы,

    И в глуши задремавшего бора

    Все звенят и звенят бубенцы…

    Тут не только мерцание росы, светлые небеса, звон бубенцов – тут Русь, почивающая в тайне Бога!

    Люблю я немятого луга

    К окну подползающий пар,

    И тесного, тихого круга

    Не раз долитой самовар…

    Русская православная жизнь – это жизнь в предстоянии Богу. «И в дальнем колокольном звоне Как будто слезы неба есть…»

    Рубцов, да и Фет, были против своей какой-то «особенности», тем более, «исключительности». Зреть высокое, небесное и одновременно озираться на свои успехи и достижения – это невозможно. Крестная или крещенская поэзия на Руси идет за Христом, отвергая гордость и самомнение. И в этом заключена ее непобедимость, ибо что от Крещения, то и Пасхально, то и воскресительно! Не в православной традиции жалеть мучеников за Христа и скорбеть о них – это показывает наше неверие. Мученики являют нам пример стояния за Истину до смерти. Нам должно быть более жалко не святых мучеников, которые более всего дороги Христу, как жизнь положившие по Его примеру за други, а палачей и вообще неверов, так как они идут в ад, даже не задумываясь об этой ужасной участи. Вот и в отношении великих поэтов, убитых за доброе слово, мы должны более чествовать их подвиг, сами их имена, чем сожалеть и горевать. Благодаря поэтам от Бога, мы имеем своего рода духовно-словесный паспорт Родины, которым можно и нужно гордиться. На вопрос, что такое Россия, мы можем смело отвечать поэтическими строчками, например, «Тихая моя родина…» или «Люблю я приют ваш печальный…». Мало кто задумывается всерьез о том, что явление гениальных стихов в нашем заблудшем и падшем мире – это противостояние злобе и смерти. Смерь и грех все хотят обратить в забвение и нуль. Поэзия же от Бога вырывает сознание из лап смерти и ведет ко Христу в Церковь. Поэтому великие поэты – это и великие мудрецы, своего рода наши старцы, которые заботятся о чистоте наших душ и сердец. Хранитесь, хранитесь от всякого зла – вот о чем стихи наших замечательных русских поэтов. Сохранимся от зла, поможем и себе, и другим, и России в целом.

    Стихотворные шедевры духовных поэтов России можно смело считать за безценные бриллианты. Это, как сказал о стихах Тютчева, А.Фет – «наш патент на благородство» «Здесь духа мощного господство, Здесь утонченной жизни цвет», - с радостью заключает он.

    Бриллианты в свете лунном,

    Бриллианты в небесах,

    Бриллианты на деревьях,

    Бриллианты на снегах…

    Но если земные бриллианты – это всего лишь камни, слова поэтов несут громадную энергию жизни. Помните слова Рубцова, что он ощущает верное Богу слово, как молнию ручную. Муза России  есть муза, соблюдающая правду. Поэзия пишется жизнью, а не красивыми придумками из головы. Есть отклик А.Фета на миссию поэта

    Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

    Хватает на лету и закрепляет вдруг

    И темный бред души и трав неясный запах;

    Так, для безбрежного покинув скудный дол,

    Летит за облака Юпитера орел,

    Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах

    Так что, по Фету поэты – это небесные орлы, несущие в верных лапах сноп молний. Эти молнии разрывают тьму обезумевшего от грехов мира и напоминают о мире света и добра. Стихов-шедевров, слава Богу, немало в сокровищнице нашей церковности, в нашей верующем народе – Теле Христовом. Народ их поет и ими славит Бога и Родину. Николай Рубцов был уверен, что он будет жить в своем народе всегда. Так и получилось! И мы благодарны, как Николаю Рубцову, так и Афанасию Фету за их песни.

    Вот еще одна перекличка поэтов Фета и Рубцова. Афанасий Фет:

    Ветви сочные дугою

    Перегнулись над водою,

    Как зеленый водопад;

    Как живые, как иглою,

    Будто споря меж собою,

    Листья воду бороздят

     

    Николай Рубцов:

     

    Зачем ты, ива, вырастаешь

    Над судоходною рекой

    И волны мутные ласкаешь,

    Как будто нужен им покой?

     

    Преград не зная и обходов,

    Бездумно жизнь твою губя,

    От проходящих пароходов

    Несутся волны на тебя!

     

    А есть укромный край природы,

    Где под церковною горой

    В тени мерцающие воды

    С твоей ласкаются сестрой...

    А ведь в этом стихотворении об иве, поэт вспоминает свою родную Николу. В Николе, где теперь стоит памятник Николаю Рубцову, есть церковная гора, и, разумеется, ивы там растут. Но само стихотворение совсем не об ивах, а о людях, бездумно стремящихся жить в суете, бездумно губящих без веры свою жизнь. Волны жизни без Бога накатывают на сознание, замутняют его, наполняют разного рода непотребством. Но есть совсем иная жизнь! Не случайно появляется образ горы – горнего мира, да еще церковного. В Церкви, в стяжании Святости человеческая душа может найти успокоение и исход. Напиши Рубцов прямое богословие, люди бы восприняли его, как нотацию или мораль, стихотворение бы утратило особую сокровенность и поэтичность, а, значит, духовное воздействие.

     

     

     

     

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 77 | Добавил: Elena17 | Теги: Русская литература, андрей башкиров
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2079

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru