Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8883]
- Аналитика [8502]
- Разное [3871]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2025 » Октябрь » 17 » Андрей Башкиров. Творцы великой поэзии (поэты А.Фет и Н.Рубцов).Ч.17
    19:07
    Андрей Башкиров. Творцы великой поэзии (поэты А.Фет и Н.Рубцов).Ч.17

     

    Тем для поэзии – море! Бери любую, но только пиши так, чтобы запомнится, чтобы была польза, помощь другим. Иные на вопросы; «Зачем живем?» или «В чем смысл жизни?» отвечают так: «Чтобы просто быть». Но бытие дано и бездушной природе, да и, как видим, люди бывают совсем разные – одни добрые, другие злые. Поэтому Бог, приведший все в бытие из небытия по любви, говорит о совсем другом: «Если кто не родиться Свыше, тот не войдет в Царство Небесное». Сказано это о Святом Крещении – если человек не войдет в Церковь, он безконечно далеко будет от Бога и в этой, и в той главной жизни будущего века.

    Радуюсь громкому лаю,

    Листьям, корове, грачу,

    И ничего не желаю,

    И ничего не хочу!

    Радость поэта о всяком Божием! Если подсчитать, что именно воспели поэты Фет и Рубцов, то получился бы длиннейший список, в котором многому нашлось места. Рубцов ничего не желает и ничего не хочет, что он доволен всем Божьим достоянием. Бог итак дает все потребное для доброй жизни. Бог умер за нас и воскрес! Чего еще желать? Живи, да благодари и радуйся, что жив в Боге. Даже строки Рубцова об уходе из этой земной жизни, звучат правдиво и вполне пророчески

    «Скоро,- я думал,- разбудят меня на рассвете,

    Как далеко уплыву я из скучного дому!..»

    Не представляются любящим поэта такими уж трагическими и многопечальными. Действительно, ночью на праздник Крещения Господня поэт погибает мучительной смерть, но не для того, чтобы уничтожиться, а жить в другом Божьем мире, где нет уже подлости, жестокости, слез, страданий и прочих непотребств, возникающих не по вине Бога, но греха самих людей.

                  Знать, долго скитаться наскуча

    Над ширью земель и морей,

    На родину тянется туча,

    Чтоб только поплакать над ней

    По Фету туча идет на окрестности, чтобы поплакать над родиной… Становится грустно, но что поделать – слишком много еще горя и бедствий на земле, от которой ничего не стоит ждать. Люди в большинстве не отступятся от греха даже в результате войн, природных катаклизмом, эпидемий…

    Слабеет дождь... вот-вот... еще немного.

    И все пойдет обычным чередом.

    Поэтому и придет конец тленного земного греховодного мира. И грянет Страшный Суд Божий

                  Внезапно небо прорвалось

    С холодным пламенем и громом!

    И ветер начал вкривь и вкось

    Качать сады за нашим домом.

     

    Завеса мутная дождя

    Заволокла лесные дали.

    Кромсая мрак и бороздя,

    На землю молнии слетали!

     

    И туча шла, гора горой!

    Кричал пастух, металось стадо,

    И только церковь под грозой

    Молчала набожно и свято.

     

    Молчал, задумавшись, и я,

    Привычным взглядом созерцая

    Зловещий праздник бытия,

    Смятенный вид родного края.

     

    И все раскалывалась высь,

    Плач раздавался колыбельный,

    И стрелы молний все неслись

    В простор тревожный, безпредельный.

    Что это, как не описание через явление летней грозы Небесного Суда! Люди будут есть, пить, жениться и т.д., но вдруг наступит такое, о чем предупреждает Христос Бог заранее, чтобы люди не увлекались грехами, но стремились к добродетели и так спасались. «Внезапно Судия придет и каждого дела обнажатся», - читаем мы в утренних молитвах. «Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 38–39). «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания (бедствий), грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лук. 21, 25–26).Прошедший день не вернешь, завтрашний еще не дан, поэтому надо подвизаться в день нынешний, пока есть время и возможность. Кто знает, когда Господь позовет нашу душу на частный суд… Будем ли мы готовы ответить за свою жизнь Тому, кто ее и дал. «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний (Иак. 5, 7); и еще: Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 22–23). «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41–46). Верь или не верь, но что сказал и определил Господь Бог, то и будет. Если Господь Сына Своего Единородного не пожалел и отдал на поругание злочестивым, то понятно, что их участь будет ужасной, вернее сказать, они сами для себя заслужили горьчайшее, ибо не покаялись, не исправились и не изменились к лучшему, на что и дается время земного краткого бытия. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», в которое не войдет ничего из нечестивого, мрачного, злого. Чтобы покаяться, нужны минуты, а жизнь дается Богом для радости.

    Великие поэты велики не только величанием Бога, но и подлинным покаянием. Они не мнили из себя нечто, не сравнивали свои стихи с другими и т.д., хотя знали, что они в первом ряду Русской Поэзии. В этом тоже можно и нужно нам подражать великим поэтам. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», причем землю новую обетованную. В Николае Рубцове многие отмечали внутренний аристократизм, собранность и цельность. Достаточно посмотреть на фотографии поэта, чтобы убедиться в этом. Рубцов мог быть разным, как и Фет. Фет на виду – военный, помещик, мировой судья, но внутри него таился и жил гениальный поэт. Как могло такое сочетаться в одной личности – это, конечно, загадка и разгадку знает, пожалуй, один Бог. Но еще загадочнее и неповторимее личность Рубцова – он мог носить валенки в оттепель, представляться майором и вообще чудить, или, как говорят в народе, блажить. И стихами, и неординарным поведением поэты попирают то, что ценно для тленного мира – напускное благообразие, салонный этикет и прочие условности, не имеющие цены в очах Божьих. Отсюда и критика графоманов и недоброжелателей в адрес поэтов: и то им не так, и то им не этак. Зависть – вещь змеиная. Когда таланта нет, только и остается, что завидовать и козни строить. Не сатанинская злоба настолько уж могущественна и виновна в гибели того же Пушкина, а также Лермонтова, Есенина, Клюева, Рубцова и др. поэтов, как отсутствие поддержки творцов со стороны окружающих их людей. У нас до сих пор ни один великий поэт не прославлен в лике святых? Более того, с погибших поэтов не снята порочащая их клевета. Так, до сих пор Пушкин объявлен «дуэлянтом» и «задирой», Батюшков «сумасшедшим» (хотя нет ни одного медицинского документа, подтверждающего это), Лермонтов «выскочкой» и тем же «дуэлянтом», Есенин – «самоубийцей», в которое сегодня не верит никто, Клюев – «сказочником», хотя он без всякой вины расстрелян, Гумилев – «монархистом», как и Фет, Рубцов – «мужиком, погибшим из-за ссоры с любимой». Вот что у нас на самом деле творится! А мы чего-то хотим еще. Пока эти мифы не будут официально развеяны, ничего у нас в поэзии и литературе доброго не будет. Без покаяния не может быть движения вперед. Кто не покается в Церкви, тот погибнет.

    Пример покаяния мы видим и в наших поэтах. Вот Николай Рубцов пишет

                  И как же так, что я все реже

    Волнуюсь, плачу и люблю?

    Как будто сам я тоже сплю

    И в этом сне тревожно брежу...

    Это не что иное, как глубокое покаяние поэта. Раб Божий Николай кается не в том, в чем обычно каются люди на исповеди, а в том, что он мало волнуется, мало плачет и мало любит!! Есть ли у нас такое покаяние? Так могут каяться только очень чистые, святые души. Вот поэт Фет восклицает

    Как той порой отрадно мне

    Свергать земли томящий прах,

    Тонуть в небесной глубине

    И погасать в ее огнях!

    Это восклицание души о весне. «Посвященным только зримо Цветет весна и красота», - вещает Фет. Весна в природе живо напоминает нам о Воскресении Христовом, Пасхе. Смерть – это как бы образ потопления в вечном, но Церковь вещает, что это потопление во Свете Немеркнущем нашей души. Но готова ли душа к встрече с Невечерним Светом, вот в чем вопрос. И на этот вопрос нужно ответить всей жизнью еще на земле. Конечно, свет нашей души наверняка мал, и он утонет в Предвечном Свете, однако и такой малый свет важен и значителен для Бога и людей, ибо, как сказано – «об одном кающемся грешнике радуются все Небеса».

    А я, по-прежнему смиренный,

    Забытый, кинутый в тени,

    Стою коленопреклоненный

    И, красотою умиленный,

    Зажег вечерние огни

    Итак, кто не свергнет с себя тленного человека и греховного ига, тот не войдет в Царство Небесное. Как говорят в народе: «Рад бы в рай, да грехи не пускают».

    Вдруг колокол - и все уяснено;

    И, просияв душой, я понимаю,

    Что счастье в этих звуках. - Вот оно!

    Счастье – молиться и каяться. И это довольно редкое сегодня на земле счастье дарует нам Господь и Церковь. Из молитвы рождается поэзия и никак иначе. Без молитвы нет жизни, не то что поэзии.

    Молятся звезды, мерцают и рдеют,

    Молится месяц, плывя по лазури,

    Легкие тучки, свиваясь, не смеют

    С темной земли к ним притягивать бури.

     

    Видны им наши томленья и горе,

    Видны страстей неподсильные битвы,

    Слезы в алмазном трепещут их взоре -

    Все же безмолвно горят их молитвы

    Поэзия, по Фету, - «песни, в которых бьется и кипит кровь», а кровь нужно знать за кого и за что проливать. Можно без всякого преувеличения сказать, что стихи рождаются не по одному вдохновению, но в результате громадной работы сердца, которое и диктует строки, которые поэт пишет не чернилами, а самой настоящей кровью. Не принимающий Святых Таинств Церкви поэт никогда не достигнет небесного уровня, но только, пожалуй, больше измучает себя и других. В любом случае уровень его поэзии, не смотря на отдельные достижения, так и останется приземленным. Вот как описывает музу поэт А.А.Фет

    Все та же ты, заветная святыня,

    На облаке, незримая земле,

    В венце из звезд, нетленная богиня,

    С задумчивой улыбкой на челе

    Сойдет ли такая муза в душу мелкую, запятнанную нераскаянными грехами и вообще служащую не Богу, а миру? Да, нет же, конечно. Настоящая поэзия – это не ремесло, не часть искусства и культуры, а то, что и движет историю народа. Ведь поэты от Бога – это совесть народа, «соль земли», а ведь только совесть и Правда Божия могут двигать людей к реальному спасению. Без Божьего благословления нет и не может быть никакой поэзии и самой жизни. И тут мы подходим к главному в сущностном понимании поэзии, как сотворчества с Богом и ради Бога: «…Поэт «милостью Божьей» имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, ее смысл Евхаристический…» (Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). К поэзии более всего относятся слова Спасителя, что «сила Божия в немощи совершается» и особенно «невозможное человекам возможно Богу!» И в самом деле, кто бы мог ожидать от помещика и мирового судьи или от крестьянского сына, детдомовца, что они станут уникальными гениями Русской Поэзии. Одному Богу ведомо, как явить Своего поэта в этот падший во зло мир, чтобы этот мир его сразу не растерзал. «Вот Я посылаю вас, как ягнят среди волков…» Поэтому удивляться ранней гибели Божественных поэтов не приходится. Христиане – это, конечно, те, кто идут в храм, ставят свечи, исповедуются, заказывают молебны, причащаются, но если в этом исповедании веры нет сердца и поэзии – любви, то все напрасно. Христианство – это сердце, отданное Богу.

    «Поэзия, - по слову Белгородского Владыки Иоанна, - является плодом благодатного Божественного дара, который дается человеку по неизъяснимому Промыслу Божиему. Ведь никакое рационалистическое изучение природы высокого стихосложения не может объяснить, как рождаются стихи. И неслучайно явление стихов в этот мир называется вдохновением, то есть ниспосланием автору особого духа, который побуждает его творить…»

    О, не вверяйся ты шумному

    Блеску толпы неразумному, -

    Ты его миру безумному

    Брось - и о нем не тужи.

    Льни ты хотя б к преходящему.

    Трепетной негой манящему, -

    Лишь одному настоящему,

    Им лишь одним дорожи

    Дорожи не миром, а одним Божественным в мире, что еще не искажено грехом и тлением – доброго в мире всегда много, лишь бы внимать ему, а злобному. Время лукаво. Не продай душу за звон денег или иное что материальное, возвысься над суетой – будь настоящим высокодуховным человеком, чтобы достойно жить и предстать перед Богом в белых одеждах оправдания, а не в смрадном виде. Не бойся слез, не унывай от падений, всем сердцем слушай жизнь во всех ее проявлениях

    Пусть обливается жгучею кровью

    Сердце, а очи слезой! –

    Доброю няней прильнув к изголовью,

    Старая песня, звучи надо мной!

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 93 | Добавил: Elena17 | Теги: андрей башкиров, Русская литература
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2079

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru