Протоиерей Геннадий Беловолов в составе группы петербургских общественных деятелей посетил героический Мариуполь на Донбассе.

Об авторе. Протоиерей Геннадий Беловолов родился в 1958 году в селе Ипатово Ставропольского края. Окончил филологический факультет Кубанского государственного университета. В 1992 году рукоположен во иерея. Директор Мемориального музея-квартиры Иоанна Кронштадтского в г. Кронштадте, настоятель храма святых Апостолов Петра и Павла в с. Сомино Бокситогорского района Ленинградской области.
Образ Божией Матери «Августовская Победа»
Явление Богоматери в 1914 году в Августовском лесу русским воинам было решено изобразить на иконе. 31 марта 1916 года Святейший Синод принял решение «признать необходимым запечатлеть событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам». К сожалению, из-за революционной смуты решение не было полностью исполнено. Икону не успели внести в месяцеслов, и ее почитание оставалось под спудом.
Впервые увидел я эту икону при особых личных обстоятельствах. 11 сентября 1997 года в городе Сальске Ростовской области умер мой отец Владимир Афанасьевич. Я ездил на похороны и совершил отпевание в городском храме. Когда вошел в Храм Казанской Божией Матери в Сальске, меня сразу при входе встретила необычная икона - Матерь Божия в ночном небе на фоне Креста, а перед Ней молящиеся воины. Это оказался дореволюционный список иконы Августовской Богоматери. Отпевание отца я совершил 14 сентября, как потом узнал, в праздник этой иконы. И с той поры проникся почитанием этого образа, собирал о нем информацию, периодически встречал старинные списки, как правило, в храмах в глубинке юга России.
Была только одна скорбь, что икона не была прославлена.
И вот Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 28 февраля 2008 г. благословил внести в официальный календарь празднование Августовской иконы Божией Матери. Празднование было установлено совершать 1/14 сентября, в церковное новолетие.
Вскоре после прославления иконы Россия одержала важную победу на Кавказе, когда в августе 2008 года смогла отразить агрессию Грузии против Южной Осетии и Абхазии. Тогда стало ясно, что прославление этой иконы знаменовало возвращение России на путь Побед.
Икона «Августовская Победа» - единственная икона Божией Матери, в имени которой присутствует слово Победа. Образ стал знамением всех наших великих исторических Побед, отражением всенародной веры в то, что Матерь Божия с нами, что Она нам и впредь дарует победы.
Все это вдохновило на проект «Августовская Победа за нами!»
Этот проект осуществляется уже 17 лет. За это время было написано пять больших списков иконы храмового размера в едином византийском стиле известным мастером иконописи Ростиславом Гирвелем.
В год столетия явления Августовской Божией Матери, в 2014 году, было положено начало петербургской традиции молебна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и малого парада с построением военных и оркестром. Молебен обычно совершают клирики Александро-Невской Лавры, в нем участвует директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Молебен на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Справа - директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. |
За эти годы списки иконы были написаны и доставлены: в столицу Сербии Белград - в память о том, что Россия вступила в Первую Мировую войну в защиту Сербии; в город Августов в Польше, близ которого совершилось явление Богоматери; в Санкт-Петербург в храм Апостола Иоанна Богослова (Леушинское подворье). А также был преподнесен список иконы Дмитрию Анатольевичу Медведеву в период его президентства, в знак того, что он родился в день этой иконы, 14 сентября.
В начале СВО Святейший Патриарх Кирилл в храме Христа Спасителя 13 марта 2022 года освятил особый список Августовской Богоматери и передал главе Росгвардии в благословение всему христолюбивому воинству Российскому. Этот список был установлен в Князь-Владимирском храме в подмосковной Балашихе - главном храме Росгвардии.
После освобождения Мариуполя решили, что в этом городе Матери Божией должна быть икона Августовская. Икона была написана в 2024 году. На ней изображены святой Царь-Мученик Николай II, который положил начало почитанию иконы Августовская Победа, и Святитель Макарий Московский, который благословил ее почитание в Церкви. Также на полях иконы изображены Императрица Екатерина Великая, основательница города Мариуполя, и Император Павел Первый, в честь которого был первоначально назван город - Павловск. 14 сентября 2025 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония, посвященная передаче Августовского образа в Мариуполь. Мероприятие состоялось при поддержке правительства города и музея Эрмитаж. 15 ноября икону доставили в многострадальный Мариуполь.
Об этом будет мой рассказ в серии очерков.
Первые впечатления
О Мариуполе писать непросто. Это какой-то необыкновенный город.
Начать с его имени. В России всего три города носят имя Марии: Мариинск - старейший город в Кузбассе, Мариинский Посад на Волге и Мариуполь на Азове.
Но если первые два города названы в честь Небесной покровительницы Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II и матери Императора Александра III - св. Марии Магдалины, то с Мариуполем сложнее. Императрица Екатерина Великая даровала греческой общине для жительства новый городок Павловск на Азове. Она же удовлетворила просьбу епископа Игнатия и переименовала город в Мариуполь в честь своей невестки Марии Федоровны, супруги Императора Павла I. Однако греки пришли на новое место с иконой Божией Матери, и считали, что это название посвящено Пречистой Богородице. Они всегда считали Покровительницей Мариуполя Божию Матерь. Эта икона впоследствии получила название Мариупольская Богородица.

Протоиерей Геннадий Беловолов на въезде в Мариуполь, у памятника Святителю Игнатию. |
Можно сказать, Мариуполь - единственный город в России, носящий имя Пресвятой Богородицы. Одно это делает город особым. Всех гостей города с южной стороны встречает уникальный въездной знак - скульптура святителя Игнатия с Мариупольской иконой в руках.
Поэтому к городу сразу возникает особое чувство близости. Здесь почему-то сразу же чувствуешь себя как дома. Я как будто оказался в родном городе. В Доме Богоматери невозможно чувствовать себя иначе. Всё время трехдневного пребывания в Мариуполе у меня внутри почему-то звучали слова известной песни:
Это всё моё родное,
Это где-то в глубине.
Это самое святое,
Что осталось во мне.
Это нас хранит и лечит,
Как Господня Благодать.
Это то, что не купить
И не отнять.
Мариуполь потрясает своей трагедией. Ведь город за время боевых действий почти стерли с лица земли. Больше половины зданий в городе было разрушено. Мариуполь пережил настоящую голгофу. На улицах города одновременно видишь множество разрушенных домов, и в то же время рядом стоящие восстановленные здания. Целые кварталы частного сектора еще даже не принимались восстанавливать, и в то же время целые микрорайоны уже восстали из пепла, или же построены заново на новом месте. Вот это сочетание руин и блистающих новых построек производит какое-то нереальное впечатление. Здесь в Мариуполе переживаешь одновременно два противоположных чувства - боль и радость, скорбь и надежду. Ты видишь два города вместе: в одном глазу - город, разрушенный войной, в другом - город, восстающий из пепла. Какая-то сюрреалистическая картина. Сознание начинает плавиться.

Многие здания в Мариуполе были разрушены во время боев. |
Об освобождении Мариуполя сейчас снимают немало фильмов. И для съемок боевых действий никаких декораций не нужно. Натурные съемки делают прямо на улицах города. Всё выглядит, как будто было вчера.
В беседах со священником я спрашивал, что он чувствовал в те дни и месяцы во время боев и после освобождения. Местный священник сказал мне: «Руки опускались. Город был в руинах. А сохранившиеся здания стояли черные от копоти огня. Казалось, родной город потерян навсегда. Казалось, его уже не восстановить... Это чувство не оставляло целый год. Только когда появились первые восстановленные здания, зажглись огни домов и магазинов, появилась надежда, что город воскреснет...»
Я машинально согласился: «Как птица Феникс...» Мой собеседник-священник неожиданно подхватил этот образ: «Да, именно как птица Феникс, которая сгорая возрождается вновь из пепла и праха. В раннем христианстве изображение Феникса встречается на погребальных плитах, символизируя Христа, выражая победу над смертью». Спрашиваю: «Совершалась ли в храмах служба во время боев?» - «В самих храмах служить было невозможно. Всё простреливалось. Бывали прилеты, некоторые храмы разрушены. Но несмотря на это в кафедральном соборе Святителя Николая служба совершалась в подвале храма. Служили под грохот артиллерийских обстрелов. Стены сотрясались. А службу не прекращали. И приходило много людей...»

На мариупольском трамвае написано: «Мариуполь и Санкт-Петербург - города-побратимы». |
Бродя по улицам Мариуполя, я невольно вспоминал и наш блокадный город на Неве, который пережил свою 900-дневную голгофу. Я смотрел на Мариуполь с мыслью, что так же выглядел и наш любимый город в блокаду. Но даже Петербург все-таки лучше сохранился после блокады, чем Мариуполь.
Неслучайно наши города стали городами-побратимами. У них не только много внешних общих черт: оба приморские города-порты, оба города - культурные центры своих регионов, оба города носят имена святых: город святого Петра и город Девы Марии, но у наших городов еще и общая историческая судьба: оба пережили страшные трагедии и оба восстали из пепла.
У Санкт-Петербурга более девяноста городов побратимов по всему миру, но я глубоко убежден, что побратимство с Мариуполем имеет для нас особый смысл. Думаю, что со временем подвиг Мариуполя будет оценен званием города-героя.
Трагедия и подвиг драмтеатра Мариуполя
Символом Мариупольской голгофы стала трагедия Русского драмтеатра в центре города, которая потрясла всю Россию.
16 марта 2022 года украинские нацисты согнали в театр множество мирных людей - якобы для укрытия, заложили внутри взрывчатку невероятной силы и потом безжалостно взорвали театр. Взрыв русского театра носил очевидно показательный символический смысл. Украинская пропаганда пыталась из него сделать еще одну Бучу, обвинив Россию в авиаударе. Но ничего не получилось. Взрыв очевидно был совершен изнутри.
Количество невинных жертв исчисляется сотнями...
После освобождения города сразу же было принято решение восстановить в первоначальном виде практически полностью разрушенное здание драмтеатра. За этот труд взялась петербургская строительная кампания «Модуль-Центр». Она же помогла совершить и нашу поездку с Августовской иконой Божией Матери.
Первым зданием, которое мы посетили в Мариуполе, как раз и стал этот трагический драмтеатр. Приятно было увидеть здесь нашего леушинского помощника Алексея Корнякова, который непосредственно курирует это огромное строительство.
Сейчас уже ничто не напоминает о произошедшей трагедии.

С Алексеем Корняковым у Русского драматического театра. |
Масштабный и безпрецедентный проект восстановления драмтеатра находится в завершающей стадии. Работы идут круглосуточно семь дней в неделю. 20 декабря этот объект должен быть сдан, а 25 декабря в нем должно состояться первое мероприятие.
В театре идет настоящая народная стройка.
Мы познакомились с главой участка Богданом, который провел нас по всему театру, по всем этажам. Мы поднялись даже над концертной сценой.
Мы увидели театр переполненным. Здесь одновременно трудится более трехсот человек. Практически на каждом квадратном метре кто-нибудь что-нибудь делал. Иногда приходилось буквально переступать через них. Какая-то боевая атмосфера общего труда в этом месте трагедии необыкновенно трогала сердце. Было ощущение, что восстановление театра - это тоже часть специальной военной операции. Его восстановление вполне можно назвать подвигом.
Без преувеличения можно сказать, что Санкт-Петербург подарил драмтеатру Мариуполя новую жизнь. Его восстановление носит символический смысл как восстановление русской культуры на земле Новороссии. Символично, что театр называется - Русский драматический театр.
Конечно, в этом трагическом месте невозможно забыть о трагедии трехлетней давности. Глядя на эти стены, невольно вспоминаешь невинно погибших здесь людей. Эту трагедию невозможно будет никогда забыть. Я послужил краткую литию. Мы вместе пропели вечную память. Это единственное, что смогло остановить на несколько минут общий трудовой процесс. Мастера, труженики, рабочие с удивлением посмотрели на нас. Некоторые перекрестились. Никто ни о чем не спрашивал, но все всё поняли...
Выходил я из театра с особым чувством света и боли. Оставался один этический вопрос. Ведь в этом театре будут проводить и развлекательные программы. Как это будет сочетаться с памятью о трагедии? Если бы меня спросили, если бы от меня это зависело, я предложил бы воздвигнуть на этом месте особый храм-на-крови, тем более, как выяснилось, на этом месте и стоял один из первых храмов Мариуполя - во имя святой Марии Магдалины. Его фундаменты были обнаружены при раскопках вокруг театра. Часть из них сейчас накрыта стеклянным колпаком и их можно увидеть.
Понятно, что уже ничего не изменить. Но тем не менее сейчас вполне возможно было бы над сохранившимся фрагментом остатков храма воздвигнуть хотя бы памятную храм-часовню в память о всех невинно погибших православных людях, и в ней на стенах начертать имена жертв. В рамках общего бюджета восстановления это была бы небольшая сумма. Но это была бы достойная память о погибших!
Покровский собор Мариуполя
Свято-Покровский собор - это зримое чудо Матери Божией в Мариуполе. Начну с того, что это самое большое здание в самом центре города. Его высота составляет 84,3 метра. Попасть в него артиллерийским снарядом можно с закрытыми глазами. Шальной снаряд при той интенсивности боев должен даже по теории вероятности запросто залететь. Но кроме мелких повреждений, осколков и пуль в храм ничего не попало. Всё пролетало мимо.

Покровский собор в Мариуполе. |
В марте-апреле 2022 года в нижнем храме собора от бомбежек и артобстрелов укрывались более двухсот человек. Так уж получилось, что те, кто находился в театре, погибли, а те, кто пошел спасаться в Покровский собор, остались целыми и невредимыми под Покровом Богоматери.
При этом удивительно, что этот храм еще окончательно не построен. Хотя через год будет уже двадцать лет истории его строительства. Первый камень собора Покрова Божией Матери в Мариуполе был заложен еще в далеком 2007 году. Инициатором масштабного строительства стал президент «Азовмаша» Александр Владимирович Савчук (ныне уже покойный).
За это время удалось полностью завершить внешнее строительство храма. Когда мы приехали, с храма снимали леса после реставрации. Внутри храм не отделан. Несмотря на это, едва переступив порог строящегося храма, чувствуешь его великолепие и величие. Говорят, что это самый большой храм в честь Покрова Божией Матери в России.
Собор пока огражден строительным забором и недоступен для осмотра. Но для группы из Петербурга сделали исключение. По благословению настоятеля протоиерея Гавриила Агабекова мы смогли осмотреть храм, помолиться в нем и подняться на высоту главного купола, с которой открывается удивительный вид на Мариуполь.
Здесь среди девяти золотых куполов, среди ежечасного звона десяти колоколов - дух захватывает. Мариуполь раскрывается как на ладони. С высоты собора трудно различить разрушения домов, зияющие дыры в стенах, и город видится в чистоте и целости. Наверное, это самая лучшая точка для обозрения многострадального города. Отсюда он кажется небесным градом Пресвятой Богородицы.
Здесь невозможно не полюбить этот дорогой теперь для каждого русского человека город Пресвятой Марии.
Музей, который сам является историческим экспонатом
Всю трагедию Мариупольского краеведческого музея я осознал, когда услышал рассказ его научного сотрудника Татьяны Борисовны Головко о Жалованной грамоте Екатерины II на основание города Мариуполя. Судя по всему, эта грамота была утрачена в 2022 году в пожаре в Мариупольском музее. Этот пожар устроили украинские нацисты при отступлении из Мариуполя. Но музейный работник сказала в сердцах: «Мы все еще надеемся, что этот безценный документ украли мародеры и он все-таки сохранился... и со временем отыщется, и вернется в музей». Трудно представить себе ситуацию, когда музейные сотрудники желают, чтобы их музей лучше ограбили, нежели признать полное уничтожение исторического документа, положившего начало Мариуполю...
Мы побывали в Мариупольском музее и увидели трагически пустые залы. В самом большом выставочном зале было представлено всего два экспоната - части плавильных вагонеток.

Директор краеведческого музея Раиса Божко. |
Этот музей нужно обязательно посетить, чтобы понять, как беззащитна культура перед агрессией ненависти!.. Как она нуждается в защите!.. Достаточно одного снаряда, одного поджога, чтобы уничтожить более 60 тысяч безценных исторических документов и артефактов.
Украинские националисты целенаправленно подожгли музей, чтобы уничтожить наследие русской истории, чтобы стереть русскую память. Об этом нам рассказала директор музея Раиса Петровна Божко. Можно только представить, что она пережила и что она переживает, видя утраченные исторические ценности. Ее глаза не раз наполнялись слезами во время рассказа...
Казалось, что музей исчез навсегда...
Часть ценных предметов работникам удалось сберечь, некоторые экспонаты уцелели лишь чудом. Некоторые предметы удалось выкопать из пепла, например, скифскую пряжку, гуннский амулет, золотоордынское зеркальце.
На странице музея в ВК есть особый онлайн-проект «Ушедшее, но не забытое», в котором представляются утраченные экспонаты музея. Подлинники шедевров - картины Куинджи и Айвазовского - удалось замотать в ткань и спустить в подвал, где они сохранились от огня и пролежали несколько дней без всякой охраны.
Сейчас многие художники и коллекционеры жертвуют в музей свои работы и исторические предметы. Стены воссозданы, музей открыт как для посетителей, так и для пожертвований...
…А с Жалованной грамотой Императрицы Екатерины научные сотрудники по-прежнему надеются на чудо. Если бы она действительно сгорела, от нее бы осталась расплавившаяся серебряная кустодия - коробочка для хранения подвешенной к грамоте сургучной печати. Но ни документ, ни кустодию так и не нашли, что наводит на некоторую надежду. Мариупольский музей стал музеем надежды, которая, говорят, умирает последней, а на самом деле всегда остается живой...
Протоиерей Геннадий Беловолов.
Окончание следует.
|