Академик РАН Роберт Нигматулин, выступая на заседании, пояснил: «Из-за парникового эффекта сток сибирских рек устойчиво увеличивается (на 6 куб. км в год), что усиливает таяние Арктики и вечной мерзлоты. Этот возросший сток формирует природный излишек, который предлагается использовать». Основная цель — решение проблемы дефицита воды в Узбекистане и Казахстане.
В связи с вышесказанным у меня возникло несколько вопросов. Вопрос первый: «Почему академика РАН интересуют проблемы экономики конкурентов?»
Вопрос второй: «На основании каких исследований он пришёл к выводу, что парниковый эффект связан с климатическими катаклизмами?»
Вопрос третий: «Почему он решил, что в Сибири появился избыток воды, если сибирские реки в последние годы мелеют?»...
Желание «Полипластика» заработать на поставке труб не противоречит законам экономики, но почему зарабатывать он должен за счёт российских граждан. К тому же чтобы заработать на трубах не нужно забирать воду из Оби.
Для Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана главный источник природной воды Амударья. Среднегодовой сток у границы Туркменистана: около 65–70 км³. Численность населения трёх стран 54,1 миллиона человек. Возьмём среднее между 65 и 70 получим 67,5 кубических километра природной воды, или 67 500 000 000 кубических метров. В день на человека получается 3.5 кубометра.
Доступные водные ресурсы на душу населения в "Израиле": Естественные пресноводные источники реки, озёра, подземные водоносные горизонты дают около 500–600 млн м³ в год. Население "Израиля" – около 9,5 млн человек. В день на человека приходится 158 литров из природных источников. Это в 22 раза меньше, чем в страдающих Узбекистане и Казахстане, как говорил герой фильма «С лёгким паром», нужно меньше пить, а точнее рационально использовать воду.
Через Каракумский канал ежегодно проходит около 13-14 кубических километров воды из Амударьи, что является жизненно важным ресурсом для сельского хозяйства и населения юго-восточной и юго-западной частей Туркменистана. Длина Каракумского канала (Каракум-реки) составляет около 1100 км.
По разным оценкам и исследованиям, суммарные потери воды (испарение + фильтрация) на всем протяжении Каракумского канала составляют от 30% до 40% от общего объема воды, который пускают по нему. Это значит, что потери могут достигать 5.6 кубических километров, или количество воды, которое собираются перебросить с Оби.
Теперь немного арифметики. Предполагаемая длина водопровода 2100 километров. Длина канала практически в два раза короче. Это значит, что, реконструировав канал, можно решить проблему в два раза дешевле, но уже не за счёт России, а за счёт Казахстана и Узбекистана. Почему учёные РАН не рассматривали это направление решения проблемы? Ответ прост, ни Узбекистан, ни Казахстан платить не собираются, но даже если до строительства не дойдёт, то «учёные» получат финансирование на «научные» исследования.
Если предположить, что по политическим мотивам Россия построит водопровод за свой счёт, то смогут ли бывшие платить за воду даже по льготной цене – 10 рублей за кубометр, или 55 миллиардов рублей в год? 100 миллиардов на строительство будут выброшены на ветер.
Александр Николаевич Уфаев, инженер-геодезист, публицист
istina.com.ru/2025/11/17... |