
Восстановление всех аварийных и руинированных храмов из реестра культурного наследия религиозного назначения невозможно и будет чрезмерно даже для федерального бюджета. Данный факт вынужден был признать глава Финансово-хозяйственного управления (ФХУ) Московского Патриархата митрополит Владимирский и Суздальский Никандр (Пилишин) на совещании Совета Федерации по вопросу сохранения федеральных объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в неудовлетворительном состоянии, состоявшемся 29 октября 2025 года.
«У нас на сегодняшний день 7 тысяч объектов находятся в аварийном и руинированном состоянии. Ни один бюджет, даже федеральный, не может справиться с тем, чтобы начать хотя бы думать в этом направлении, что делать с этими 7 тысячами объектов. Но сегодня на повестке у нас 180 объектов, и, я думаю, можно было бы ими заниматься, объединяя усилия», — сказал он на совещании по вопросу сохранения федеральных объектов культурного наследия религиозного назначения, находящихся в неудовлетворительном состоянии в Совете Федерации.
Митрополит Никандр отметил, что внесённые ранее в реестр объекты сейчас могут быть в худшем состоянии, не допускающем их восстановления. «Всё, что касается реестра, это ещё одна большая сложность, потому что на сегодняшний день мы абсолютно не понимаем, и у нас нет представления, в каком состоянии находятся объекты, которые включены в реестр. У нас есть объекты, которые уже превратились в руины», — добавил он.
По его словам, руинированные храмы могут представлять интерес «как археологический памятник», но не могут быть восприняты в качестве объекта культурного наследия. «Это уже не является объектом культурного наследия, но должна быть экспертиза, которая должна это подтвердить», — подчеркнул архиерей.
Глава ФХУ предложил создать регламент по выведению объектов из реестра культурного наследия религиозного назначения. «У нас на сегодняшний день есть регламент по выявлению и включению объектов в реестр, но нет регламента по выведению объектов из реестра. Если нам наши коллеги помогут такой регламент разработать, и мы направим его в регионы, я думаю, что можно было бы очень осторожно, но попробовать это сделать», — заключил митрополит Никандр.
Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, возглавивший совещание, сообщил, на данный момент по всей России всего государство занимается разработкой лишь 383 таких храмовых объектов. Из них 144 законсервированы, 30 — переданы в ведомство регионов, 14 — Русской Православной Церкви, для 11 выделены средства на ремонт. Кроме того, остаётся 180 объектов, по которым требуется принять решение.
Я чрезвычайно признателен митрополиту Никандру за то, что он не побоялся озвучить эти данные и не попытался хоть как-то приукрасить действительность. Эта новость с «осколками» [РПЦЗ] никак не связана. Я размещаю её не для них, а для тех представителей Московского Патриархата с оскорблёнными религиозными чувствами, которые меня всё же читают. Сколько лет, сколько усилий, сколько денег было пущено на восстановление храмов — и каков результат! Ради этих храмов собственный народ был почти отдан в руки заезжих сектантов. И всё равно перед нами непаханое поле. Всю жизнь буду помнить, как я самолично в 2005 году вытащил деревянный стол с лавкой из алтаря разрушавшегося Вознесенского храма в селе Дубёнки Судогодского района Владимирской области. Причём пришлось приложить силу — прикрутили его на совесть. Для тех, кто не понял: жители села Дубёнки многие годы распивали в этом алтаре спиртные напитки; сам храм был закрыт в 1930-х годах, какое то время там был гараж для транспорта. И только в начале текущего 2025 года в храме наконец было положен деревянный пол, хотя все 20 лет он был действующим. Это только один пример. А сколько подобных случаев по всей России!
Вы можете сами посмотреть на сайте Благотворительного фонда Московского митрополии РПЦ по восстановлению порушенных святынь, что восстановление церковных руин под ключ редко обходится менее чем в 60 миллионов рублей. Если 60 миллионов мы помножим на 7000, то получим цифру примерно в 420 миллиардов рублей, что по нынешнему курсу Центробанка составляет 5 186 748 000 долларов (пишу это для тех моих читателей, которые не в России). Я всё это пишу именно здесь, потому что этот блог хоть немного читают — в том числе и граждане с оскорблёнными религиозными чувствами. Подумайте, что это всё значит. А это значит, что в алтарь любого заброшенного храма может зайти пьяница, наркоман, сатанист или просто псих — и безнаказанно сделать там любое непотребство. Вот о чём надо думать; вот по поводу чего надо оскорбляться всеми чувствами. Мы всё бросили на восстановление и строительство храмов, забыв об остальном, — и всё равно остались в пролёте. Вот вам и итоги хвалёного «церковного возрождения»! И так во всём. Куда ни кинь — всюду клин!
P.S. Ах да, забыл сказать: пусть исторические храмы рушатся — зато ни один из них не попал в руки раскольников. Ну или попал, но был у них изъят...
Алексей Родионов
Комментарий М.В. Назарова:
Денег нет у Олигархата... Зато выделено 5,74 миллиарда рублей на строительство и оснащение школ только в одном Таджикистане - для увеличения завоза мигрантов... И сколько таких получателей подобных милостей из госбюджета от "России — щедрой души"... А сколько миллиардов тратится на ресоветизацию в системе образования, патриотического воспитания молодёжи, т.н. "культуры" (с поточной кинофальсификацией ВОВ), пропаганды. (Про ежегодные перекладывания бордюров, чудовищные распилы в Минобороны и т.п. уж не говорю...)
А ведь разрушены все эти храмы были государством СССР, от которого Путин объявил преемственность в "поправленной" конституции (ст. 67.1).....
Русская Идея |