Есть проницательная книга Р.Н. Редлиха "Сталинщина как духовный феномен". В ней раскрывается сущность идеологического мiра фикций и мифов в коммунистическом режиме, которые предназначались не столько для того, чтобы население в них верило, сколько они были дисциплинирующим ритуальным этикетом как норма поведения, вернее двоемыслия. Эта норма запрещала все прочие идеологии и обезпечивала тотальную власть компартии над народом, превращаемым в запуганную террором стадную массу.
«Исходя из марксистской теории, марксисты-сталинцы создают искусственный мир иллюзий, призванный подменить подлинную духовную жизнь... Вся жизнь в СССР пронизана ими, система их составляет целую псевдорелигию... Миф и фикция в руках Сталина, прежде всего, одно из средств властвования, способ парализовать волю народа к сопротивлению власти. Это несомненная победа сталинизма, но это и зародыш смертельной для него болезни, когда, по мере обнажения разрыва между миром пропагандных иллюзий и действительностью, мифы теряют последний остаток вероподобного отношения к ним».
В результате этот инструмент тотального властвования, «по мере обнажения разрыва между миром пропагандных иллюзий и действительностью», во второй половине ХХ века стал причиной ослабления и саморазрушения режима вследствие утраты народом веры в лживые идеологические мифы и доверия к лживым вождям. Не пресловутые империалисты своей пропагандной Холодной войной сокрушили внешне могучий СССР, его разрушила внутренняя потребность народа в правде и свободе, которой внешний враг лишь хитро воспользовался.
В отличие от тоталитарного СССР с единственной государственной идеологией в нынешнем Олигархате существует конституционный запрет на государственную идеологию и религию, который есть не что иное, как новая фикция, поскольку она и есть государственная идеология принципиального неразличения Добра и Зла. Назначение этой идеологии состоит в маскировке Зла, поскольку при таком их уравнивании в правах, несомненно, верх одерживает Зло в самых разных проявлениях, потому что оно, в отличие от Добра, многолико, лукаво и неостановимо формальными уголовными законами, применение которых тоже часто не различает Добро и Зло. Добро вообще труднее культивируется в греховном земном мiре, во зле лежащем, поэтому оно нуждается как в духовной защите (религиозной связи с Богом), так и в здоровой идеологической государственной обороне для продолжения существования народа.
Таким образом, нынешний компрадорский Олигархат РФ, тоже основанный на революционном торжестве Зла лишь в иной его форме "мирной" Великой криминальной революции, тоже нуждается в государственной идеологии мифов и фикций, призванных оправдать эту новую революцию, обелить преступления нового режима против народа и держать его в ритуальном повиновении-двоемыслии.
Главные из этих мифов:
1) Создание Олигархата в 1990-е годы с разрушением территории исторической России и ограблением народа якобы было неизбежным безальтернативным исторически необходимым прогрессом.
2) Пересмотр итогов Великой криминальной революции с национализацией недр и других "куриц, несущих золотые яйца", якобы не повысит уровень жизни населения, но приведёт к разрушению экономики, к государственной катастрофе, бедствиям и страданиям народа.
3) Поэтому народ якобы доверяет правителям во главе с мудрым безальтернативным Вождем народа и искренне голосует за него и за его партию власти ("ЕдимРоссию") на всех честных выборах. Так что компрадорский Олигархат якобы представляет собой "суверенный демократический" строй, подобный всем прогрессивным государствам: есть всенародно и свободно избираемые президент, парламент, независимая судебная власть, свобода слова (СМИ).
Кремлевский политтехнолог Сурков как-то в стихийном порыве откровения ляпнул, что все эти "демократические" структуры ‒ декоративное "выходное платье" короля, который и есть единственная власть в государстве, которую любит народ. То есть Сурков опроверг миф о "правовом демократическом государстве", который давно обнажился вследствие расхождения с действительностью, но ляпнул он это ради утверждения другого ритуального мифа: о безальтернативности Вождя народа.
Следует, однако, признать, что и мифу о мудром безальтернативном Вожде грозит та же "смертельная болезнь", что была в СССР: вследствие расхождения мифа с действительностью. Сильнейший удар по нему нанесла СВО, в ходе которой Вождь несколько раз признавал, что был недостаточно мудр и выбирал ошибочную альтернативу, потому что враги его постоянно обманывали, из-за чего вместо гарантированной победы в 2014 году война затянулась на 12 лет уже со всей натовской Европой, что привело к засекреченному (но предпогагаемому немалому) числу жертв, приносимых за освобождение руин.
Ещё одним ударом по этому мифу становится отношение Вождя к русскому государствообразующему народу не как русскому, а лишь как денационализируемому русскоговорящему, манкуртскому, растворяемому замещающей мигрантизацией. Ритуальная фикция "дружбонародного многонационалия" не может продолжаться вечно из-за завозимых миллионов неадаптирумых дикарей, щедро наделяемых российским гражданством, а имитация властью ограничительных антимигрантских мер становится всё очевиднее даже лояльным патриотам типа "Царьграда".
Враньё власти практически во всех сферах жизни ритуально поддерживается правящим слоем, кормящимся чиновничеством, средствами массовой информации, но всё меньше ‒ народом, борющимся за выживание в состоянии двоемыслия. Коррупция и роскошь властных верхов становится всё более саморазоблачительной, как и неуклонно разбухающие рейтинги "русских миллиардеров". А карательные меры против вездесущих коррупционеров и постоянно возникающих "правдецов" во всех этих сферах ‒ от Росстата и правоохранительных органов до Минобороны ‒ лишь подтверждают государственную смертельную болезнь.
И жреческая власть, благословляющая таких правителей и их Великую криминальную стабилизацию, теряет народное доверие к своей мифической сакральности, что отражают даже официальные соцопросы.
Скрепа ресоветизации (коммунистической ресатанизации), опять-таки с жреческим участием, ‒ эта мифология на основе сакрализации "ВОВ" еще отчасти работает в старших поколениях с советским воспитанием ("лишь бы не было войны"), но её богопротивность не может гарантировать действительно скрепного успеха, зато гарантированно лишает страну Божией помощи. Бога обмануть невозможно.
Так что "Духовный феномен Олигархата" состоит в лукавой маскировке его сущностной богопротивности ‒ фиктивным "сакральным" благочестием с двуглавым орлом, золотыми церковными куполами и подсвечниками, и, пожалуй, в этом отношении нынешний феномен более кощунствен, чем было советское открытое богоборчество без фарисейской маски, с идеологией атеистического "рая на земле". Тем более что нынешние правители Олигархата уже установили обещанный коммунистический рай для себя: "всё по потребностям" ‒ ценою окончательного расчленения и денационализации опасного им русского народа...
М.В. Назаров
11.12.2025
См. также:
"Юбилейные" размышления о государственности РФ (сентябрь 2023)
|