
Несомненный подвиг поэтов, тем более, гениев слова состоит именно в том, что они святым, добрым противостоят злобе, мешают ей развернуться на полную мощность, чтобы разрушать и губить. Ведь тот, кто полюбил поэзию от Бога, тот не может не молиться и не радоваться! Поэтому мы должны воздавать достойную похвалу лучшим поэтам, считать их маяками духа, ибо они, будучи притесняемы миром лжи, не отреклись от Святости, не перестали творить, не испугались скорбей и угроз. Они были истинно блаженны по слову Господа: «Блаженны, когда гонят вас за имя Мое, радуйтесь и веселитесь яко мзда ваша многая на небесах».
Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист…
И тут же мгновенный ответ Рубцова
Выше мы уже говорили о народных корнях поэтов Фета и Рубцова. Род обедневших дворян Шеншиных выдвинул из своей боголюбивой семьи великого поэта, и тот же боголюбивый крестьянский род Рубцовых явил на удивление всем еще одного великого сына России. В этом нет ничего случайного. Кого Бог любит, того и предоставляет миру, как своего глашатая. Вспомним, что прадед великого русского поэта А.Блока – Григорий родился в бедной мелкопоместной дворянской семье Силы Дементьевича Карелина, придворного капельмейстера оперного оркестра Екатерины II. Так вот откуда, в том числе, у великих поэтов влечение к поэзии и к музыке! Есть еще один удивительный факт в роде уже Пушкиных: «В роде бояр Пушкиных с незапамятных времен хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключенной в ней частицей Ризы Господней. Она - обязательное достояние старшего сына. Ему вменяется в обязанность 10 июля в день праздника Положения Ризы Господней служить перед этой Святыней молебен. А когда наступит время, вручить ее старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета... А.С.Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое» (из воспоминаний Александры Петровны Араповой - старшей дочери Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с генералом Ланским). Чего только не наплели борзописцы по заказу или по собственной глупости о Пушкине и других поэтах. Но им и отвечать придется за каждое слово. Мне, например, и, уверен, другим, вполне достаточно заверение великого Лермонтова о праведности Пушкина. Кстати, каждому Императорскому Младенцу из рода Романовых при рождении полагалась в ладанку маленькая частица Ризы Господней. Судьба Ризы Господне непосредственно связана со Вторым Всемирным Уделом Матери Божией на земле – Грузией (Иверией).
Любой святой подвижник Церкви, который так любим в простом, не замешанном в большом зле, народе, есть поющий, вопиющий и глаголющий к Богу поэт! Святая душа самая возвышенная, вдохновенная, потому и поэтическая. Вот Вселенский Учитель Церкви, а их всего трое за всю историю, Святитель Григорий Богослов, как истинный поэт восклицает:
О, превышающий все, как воспеть иначе возможно?
Как воспоет Тебя слово, Ты словом неизреченен?
Как Tебя ум увидит, умом никаким непостижен?
Все, что желает, и все, что страдает, стремится
Со моленьем к Tебе и все же единство
Умных существ молчаливую песнь Тебе воспевает
В своем сочинении «О стихах своих» Григорий сообщает о целях, побудивших его обратиться к данной литературной форме: 1) самовоспитание - чтобы писать и, заботясь о мере, писать немного; 2) создать для всех увлекающихся словесным искусством альтернативу сочинениям античных авторов, «неосторожное чтение которых приносило иногда дурные плоды»; 3) борьба с еретиками, прежде всего - аполлинарианами, которые составляли новые псалтири и стихи: «И мы станем псалмопевствовать, писать много и слагать стихи» Наиболее известна поэма Григория «О своей жизни, состоящая из 1949 ямбических стихов.
А это уже Преподобный Ефрем Сирин:
Небо обновил Он, ведь
чтили безумцы светила,
Землю обновил, она
осквернена во Адаме.
И плюновеньем Его
Новая тварь создается,
И Вседержитель возвел
Души вместе с телами
Тот же Святой Преподобный Ефрем Сирин пишет
Избранны и святы те,
кто приглашены на пир.
Призвали страдания их
на трапезу небес.
Дом ужаса обошли
они кораблями тел.
Крылами скорбей своих
летели, нашли покой
в пристанище радости их,
и в месте для праведников,
и в веке великом, чьи
блаженства не отпадут
Глубочайшим духовным смыслом наполнены стихи святых гимнотворцев. Господь по своей любви и милости зовет всех «Примите и ядите Тело Мое…» и «Пейте из нее все, сие есть Кровь Моя…» Почему Хлеб и Кровь? Да потому так, что тело наше создано Богом из персти земной и по своему составу плоть наша более соответствует составу хлеба. «Хлеб сам себя несет», - говорят в народе. О хлебе писал и Николай Рубцов. В свою очередь плоть наша вся пронизана кровеносными сосудами, по которым сердце толкает кровь. Божественная Кровь под видом вина веселит душу неизреченно и быстро разносится по всему телу человека. Это самое настоящее духовное веселие и установлено оно «во оставление грехов в Жизнь Вечную»! Кровь Христова пожигает тернии наших грехов и очищает нас, помогая стоять в Истине. Церковь и есть Живое Тело Христово, Которое питается не миром, а Хлебом Единым и Кровью, чтобы нам не умереть и пребывать вечно с Богом. Кровь Христа – это Священная Кровь, пролитая за нас на Кресте, чтобы никто из смертных не хвалился, что он может спастись сам по себе. Если человеческая кровь в этом мире чаще всего проливается невинно, то Создатель Своей Кровью спасает нас для жизни будущего века, для безсмертия. Поэтому обвинители христиан в том, что де они «пьют кровь», как минимум лгут и лукавят, если не сказать прямо – богохульствуют, за что и получат по заслугам. Если бы люди меньше пили кровь друг у друга, как говорят в народе, то есть спорили, злословили и т.д., то и мира на земле стало бы неизмеримо больше. Выше Святого Причастия в Церкви не было, нет и ничего не будет на земле! Христос Бог величает Святое Причащение «пиром». Приходят на эту Трапезу Любви не богатые и успешные мира сего, а божественные страдальцы в уповании на одного Бога. Человеческие тела Святитель Григорий Богослов сравнивает с кораблями, совершающими плавание на земле ужасов, бедствий и страданий, которую можно именовать не иначе, как Дом скорбей и ужасных дел и слов лжи. Слетаются страдальцы земле на исповедь и Причастие, чтобы найти святое пристанище, которое есть Бог. Благая часть не отнимется от них ни в этом, ни в будущем веке.
Особая, сущностная важность слова проистекает из того, что Тайнозритель Иоанн Богослов величает Бога Словом. Именно словом Создатель все творит из ничего, сказал - и стало великое и чудесное! Без слова священника на Божественной Литургии хлеб и вино не преосуществятся в Истинное Тело и Истинную Кровь Христа. А у нас в миру, мы что хотим, то и воротим – такое можно услышать, что уши вянут, либо одно пустое. Поэтому сами себя приговариваем к скорбям. Мы должны большей частью, как в храме, учиться благоговейно молчать.
Писать и петь то, чему учит и поет наша Святая Церковь – вот задача всякого художника. «Хвалить свято, петь безхитростно» (Святитель Климент Александрийский). Надо быть первым у Бога, а людей жалеть. Как писал Н.Рубцов: «А ты люби и жалей…» «Не тот первый, кого видят на возвышении как можно больше людских очей, а тот, доброту которого чувствуют как можно больше людских сердец» (Святитель Николай Сербский). Именно незлобие и доброту мы, прежде всего, ощущаем в фетовских и в рубцовских шедеврах. Если бы поэты на самом деле были такими, какими их до сих представляют их противники, то они ничего бы такого не написали светлого и святого. Внутреннее состояние неминуемо проявляется в словах и делах.
Грехи большей частью на виду, и поэтому люди впадают в быстрое осуждение, а вот покаяние большей часть совершается сокровенно и если приносится без промедления, то весьма действенно и избавляет человека от многих бед. В чистой искренней исповеди, когда грех побеждается не своими силами, а Божьей помощью, Бог прощает кающегося и делает его блаженным. Затем в Таинстве Святого Причастия все грехи попаляются Невещественным Огнем (ибо Бог есть Огонь поядающий) через погружение в Благодать. Душа человека постепенно просветляется и становится подобием ярчайшей духовной звезды. Иначе грешники уподобляются сухому безполезному дереву, которое выбрасывают вовне в огонь.
Господь Иисус Христос именует Себя в Апокалипсисе: «Я есмь звезда светлая и утренняя» (Откр. 22, 16). Не про эту ли Преславную Звезду и писал с волнением Николай Рубцов
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали…
Удивительнейшая Звезда, а, главное, - Неугасимая! Многие звезды спадут с неба во Второе Пришествие Христа, то есть незаслуженно прославленные миром люди, но Христос, что вчера, что сегодня, что завтра во веки вечные.
Еще более удивительно, что именно эта незакатная Звезда над миром, у Николая Рубцова «остановившись, смотрит в полынью», то есть в глубины наших душ, и все в них зрит, как греховное, так и святое, - что над чем перевешивает, к чему преклоняется душа – на доброе Божие или темное сатанинское.
Есть удивительнейшая история мученичества иверийского мученика Або на праздник Богоявления. Нечисть любит выбирать христианские праздники для совершения гнусных злодеяний. Так вот, «над тем местом, где сожгли тело мученика Христова, появилась звезда, сияющая как лампада. Она стояла в воздухе до трех часов ночи и дольше. В первую ночь звезда эта издавала свет, походящий на блистание молнии, и освещала собою Тбилиси» Имея ввиду связь Рождества и Богоявления (первоначально Рождество и Крещение праздновались одновременно 6 января, в день страдания святого Або), можно смело утверждать, что поэт-мученик Николай Рубцов, когда писал о звезде полей, то он имел ввиду звезду Рождества Христова. Христос – Богосветлое Светило, а, значит, Рождественская Звезда.
Сегодня, даже после того, как время расставляет по своим местам и становится ясно, что на самом деле произошло в Богоявленскую ночь 1971 года в Вологде, все равно противников не считать невинно убиенного поэта Николая Рубцова именно на Богоявление мучеником почему-то не убавляется. Не помогают духовные толкования стихов, ни показ фотографий со зверствами, проделанных над Рубцовым, ни то, что поэт был очень верующим христианином, ни другое. Откуда это упорство? Ведь по сути рубцовская поэзия и само его мученичество на великий праздник Крещения Господа есть лучшее свидетельство об его небесности и святости. Святой – этот не то, кто с ангельскими крыльями и безупречен во всем, а тот, кто душу и жизнь положил ради Отечества и людей. А Николай Рубцов именно так все и свершил в жизни, как и в творчестве. Конечно, враги поэта и Христа много постарались для развенчивания поэта и срыва мученического тернового венца с его непокорной злу главы, но покориться же бездумно их клевете и лжи. Мученичество – второе крещение и оно зачастую осмысляется, как крещение кровью. Параллель между Богоявленским празднеством и мученичеством заложена в самом житии: «В сей день Господь вошел в иорданские струи для крещения и сокрушил главы змиев в глубине вод Своим Божеством. Подобает и мне в день сей совлечься тела моего, служащего одеждой душе моей, и войти в глубину вод в этом городе и креститься кровию моею» - вот слова мученика за Христа Або, о котором пойдет речь дальше. Мученичество осмысляется также как второе рождение. Для самого апостола Павла мученичество – подвиг: «Подвигом добрым я подвизался, течение (т. е. бег) я окончил, веру соблюл. А теперь готовится мне венец правды». (2 Тим. 4, 7–8). Видите, даже одно то, что человек не кривил никогда совестью, верил и жил в предстоянии Богу есть подвиг в этом мире - и еще какой! Поэтому так немного истинно верующих и так мало гениальных поэтов Духа. От мира поэты взяли минимальное, сосредоточив себя в работе духа, чтобы достигать Небесного. Какой смысл ковыряться в земном и дорожить тленным, если они пройдут? Смысла нет. Иные говорят, что, мол, покажись им Бог с чудесами, они бы быстренько уверовали, а «верить в невидимое они-с не желают-с». Так Бог явился грешникам на Иордане, три года совершал чудеса и знамения и что? Христа Бога распяли… Так и сейчас – явись снова Христос или воскресни мертвые, - не поверят и станут жить по-своему. Бога может узреть только любящее сердце. Блаженны не видящие и верующие. А что за вера, если она основывается только на одном видимом? Все узрят Победителя Христа во Втором Славном Пришествии и, опять же, одни возрадуются, а другие станут скрипеть зубами от ярости. Есть Бог или нет Его, можно определить опытно на примерах – вот нераскаянный грешник впал в тяжкий грех и, скорее всего, он погибнет, потому что восстать из гибельных сетей лукавого не очень-то просто – нужна вера, решимость, а где их взять, если душа не молится и не ищет Бога, не просит избавления? Разве что по чьим-то молитвам или иному чуду он спасется, но это бывает весьма редко. Так просто распознается действие Божественное, в том же Святом Таинстве Евхаристии, либо действие дьявольское – когда грешник попадает в ловушку греха и не может уже из нее освободиться. Заядлый грешник сам себя губит, когда не прибегает к помощи Церкви. Он в цепких дьявольских лапах.
Но бывает и так, что той или иной поэт перегорают в горниле грешного мира. Напряжение чрезвычайное, а тут еще непонимание и гонения. И дело может дойти до того, что человек горячо взмолиться Богу: «Избави мя, Господи, от нечестивых мыслей, бесов и людей» и Бог слышит такую молитву и исполняет ее на пользу душе христианина. Так Господь соизволил, а не люди, избавить Своего певца – Николая Рубцова от уз мира, от тяготеющего безбожного ига именно в праздник Святого Своего Богоявления, показав этим, что люди недостойны такого дара и небесного человека. В злобной зависти и черном безсилии бесовская злоба могла только убить тело певца, но ничего этим не добилась
И как жертва благая,
И кадило приятное,
И как миро драгоценное,
Кровью принеслся
Богоявление – это предварение Второго Пришествия Христа, как уже окончательной победы над бесовской тиранствующей злобой и разъяренными тиранами в человеческом облике. Такими тиранами, несомненно, были и Дантес, и Мартынов и другие убийцы.
Христиане празднуют праздник Святой Троицы, как рождение Церкви. Огненные языки, вслед за Святителем Григорием Богословом и Иоанном Златоустом, истолковываются как символы и указание на Слово Божие и слово проповеди. Поэт, удостоившийся наполнения Святым Духом, не может уже молчать и возвещает одно полезное и необходимое во славу Святой Троицы. То, например, что поэт Рубцов был убит на Богоявление, как раз и показывает причастность его духа к возвещению в падшем мире Святой Троицы. Напомним, что только Христианство исповедует Святую Троицу. Поэтому стихи великих русских поэтов – это есть не что иное, как торжество поэзии о Святой Живоначальной Троице, в Которую Россия верила, верит и будет верить до конца. В совокупности поэзия великих русских поэтов есть не что иное, как гимн Святой Троице по подобию Святой Иконы Преподобного Андрея Рублева! Более всего к отображению тайн Святой Троицы в нашей поэзии подошли поэты Пушкин и Рубцов. Они, действительно писали вдохновенно, точно, гармонично, безхитростно, право, легко, светло! За это и Пушкин, и Рубцов были убиты. Они являются мучениками за правду и любовь, которые с особой силой сказались в их стихотворных шедеврах и в самой их жизни. В муках и в огне они принесли свою плоть и слово в жертву, благоприятную Богу, как кадило благоуханное. Победа мучеников становится возможной благодаря их сораспятию Христу и силой Его Креста: «Силою Креста Твоего, Господи, победили святые Твои врага, Наследие Иерусалима и превознесли имя Твое: «Благословен еси, Господи, Боже, Отцов наших». Нам могут возразить: «А где же исцеления от мучеников Александра (Пушкина) и Николая (Рубцова)?» На что, мы не замедлив, отвечаем: «Читайте постоянно или как можно чаще молитвенные стихи и Пушкина, и Рубцова – не пожалеете, наоборот, это поможет вам исцелиться от своих нравственных недугов»
Итак, Або Тбилисский (Тбилели) – мученик, пострадавший на Богоявление (6 января) 786 года. По происхождению – араб, мусульманин, жил в Багдаде и был мастером по изготовлению благовонных масел. В 775 году из Багдада в Тбилиси возвращался грузинский правитель Нерсе, оклеветанный в измене и проведший в Багдаде три года в темнице, но затем освобожденный. В его свиту попал Або. В Грузии он изучил грузинский язык, познакомился с христианским учением, которое овладело его душой. Он стал посещать Богослужения, вести аскетический образ жизни и искал возможность принять крещение в уединенном месте из-за страха расправы со стороны арабов-мусульман. Такая возможность ему представилась, когда в 781 году его покровитель Нерсе бежал в Хазарию, страшась репрессий со стороны багдадского халифа. Вместе с ним покинул Тбилиси и Або и принял крещение в Хазарии. Через некоторое время Або Тбилисский оказался в Абхазии, на родине Нерсе. Поразившись благочестию жителей абхазского царства, Або наложил на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. По возвращении в Тбилиси в 782 году святой Або, победив страх, открыто проповедовал веру Христову своим соплеменникам. Целых три года его никто не трогал, пока в 785 году новый эмир не приказал заключить его в темницу. По просьбе эриставана, племянника Нерсе, он был отпущен, но по настоянию неких доносчиков, исполненных злобы, схвачен вновь. Приведя святого на суд, состоявшийся 27 декабря, на память мученика Стефана, эмир попытался ласковыми словами, обещанием богатств и почестей отвести святого от веры Христовой. Однако святой отверг это искушение со словами из Деяний: «Золото и серебро да будут тебе в погибель. Почестей от людей я не ищу, ибо я имею дар Христов – неувядаемый венец спасения и вечную славу на небесах». После этого на Або были наложены оковы и он брошен в темницу. В темнице он на свои средства кормил голодных заключенных и пребывал в молитве и посте. Доносчики приходили к нему и пытались отвратить от веры, но он их не слушал. Ночь на Богоявление он провел в непрестанной молитве, читая псалмы, покуда в руках у него горели свечи. Когда его привели на повторный суд, он вторично исповедал себя христианином, несмотря на повторные уговоры судьи, и был присужден к обезглавливанию. Он сам снял одежды и приклонил главу под меч с молитвой: «Благодарю и прославляю Тебя, Господи, Пресвятая Троице, что удостоил меня мученичества». После трех ударов тупой стороной меча (с целью вызвать его испуг и отречение) ему отсекли голову. По усиленным просьбам доносчиков тело святого Або было сожжено за городом, возле моста через реку Куру, а оставшиеся кости были брошены в реку. Вскоре после его мученической смерти Иоанэ Сабанисд, свидетель мученичества, написал его житие – «Мученичество Або», получив на это благословение Католикоса Карталинии Самуила. (Сабинин М. Иверский патерик. М., 2005. С. 232).
В праздник прекрасный
Крещения Спасителя
Во второе рождение
великого мученика Або
Возрадовались реки
И возликовали потоки.
Ибо благоволил Господь на водах.
Тогда исцелил Он немощи человеческие
И радостью исполнил верных,
И ныне испрашивает душам нашим
Великую милость
За что убили на самом деле Пушкина и Рубцова, да и других русских поэтов, как не за их верность Христу, за их особую правдивость в стихах и за непреклонность в поступках. Рубцов и жизнью, и стихам встал на пути лживого безбожебесия и антихристианства. Много что говорили и Пушкину, и Рубцову, тому же Фету, но они не отреклись от веры и продолжали петь Святой Троице. Поэты не приняли законы мира и этим вызвали на себя адские силы и их огонь нестерпимый. Поэты не стали жалеть себя, кому-то плакаться. Они вышли на смертный бой с нечистью и победили! Когда поэт Рубцов был истерзан и по словам убийцы «смятен с лица земли», то в великий Господень праздник явления Святой Троицы на Иордане поэт был вознесен Ангелами Божиими ко Господу, Который для него всегда был дороже всего на свете и сказал Господь ему: «Радуйся, Николае, ибо ничто не смутило твою душу – ни земная ночь, не враги и убийцы, ни безбожники. Сего ради войди в радость Отца нашего Небесного, в Жизнь Вечную».
|