Повод для этого возник конкретный, но придется еще раз начать издалека, со смысла Истории. Прошу набраться терпения.
Бог создал мiроздание с пространством, временем, идейными законами бытия и Великим Космосом как украшением и отражением Своего безконечного Величия, наверное, потому и Космос тоже безконечный и непостижимый, и именно для этого напоминания о Боге он нужен (любомудры способны это ощущать). И создал Бог в нём Землю ‒ она не крохотная песчинка в космической безбрежности, а смысловой центр мiроздания, потому что всё это (звёздное небо с множеством галактик и тайн) создано именно для неё, вернее для того, что сотворено живого на Земле и вокруг неё, свободных ангелов-вестников и для "венца творения" ‒ человека.
Люди начали быть и, будучи живыми, ‒ формировать свою жизнь: творить из неё протяженную Историю, влияя на доступную им часть мiроздания и друг на друга, как бы разыгрывая театр для Одного Зрителя ‒ Бога, Который всё видит, всему даёт оценку и в конце Истории будет всех актёров судить за игру как по заданному сценарию, так и за импровизацию. Она получается из того, что Бог сделал актёров Себе подобными ‒ свободными, и не нарушает их свободу, лишь может помогать свободному осуществлению их намерений и просьб, обращаемых к Нему в виде искренних молитв, которые Он расценивает как свободные желания и в этом случае выполняет их без нарушения человеческой Свободы.
Но поскольку Свобода по определению предполагает многовариантный выбор поведения, кто-то из сотворённых существ выбирает устремление к Богу и постижению Его Закона Жизни, а кто-то желает жить по своему хотению независимо от Творца и быть себе хозяином вместо Него. Так в мiре возникло Зло, ‒ созданное не Богом (Он-то сотворил мiр совершенным для совершенного человека), а теми свободными существами, которые воспротивились Божественной иерархии вплоть до противления Богу.
Так началась земная История человечества и самой Земли как драматическая борьба. Войско противников Бога возглавил родоначальник Зла ‒ бывший ангел Люцифер, злоупотребивший своей свободой. Не обладая даром творения, он вознамерился отнять у Бога сотворённый Им мiр с его насельниками и много добился. Причём удалось ему это соблазнительной ложью, которая началась с обещания первым людям: "будете как боги", то есть с возбуждения в них самодовлеющей гордыни. Следующим соблазном на основе гордыни стало построение Вавилонской башни до небес, чтобы сравняться с Богом, известно, чем это кончилось. (Поэтому он в дальнейшем и получил имена: Сатана, что значит противник Бога, и Диавол, что значит лжец и клеветник.) Эта его война называется также "Тайной Беззакония" (2 Фес. 2), потому что он её ведет обманно, не открывая своих действительных беззаконных целей и преступных методов, а сохраняя их в тайне (как и любой преступник).
Войско верных Богу возглавил Мессия-Богочеловек, воплотившийся в специально созданном для этого и наделённого особыми талантами Народе Божием. Мессия о Своей благой цели спасения человечества от Зла и о методах говорил не в тайне, а открыто. Но Сатане удалось и этот народ соблазнить гордыней мiрового господства, ожиданием "иного мессии", который покорит этому "богоизбранному" народу весь мiр, истребив прочих людей, "подобных животным". Так этот народ поменял свою духовную ориентацию с плюса на минус и стал главным весьма талантливым в земных делах легионом Сатаны в драматической битве истории.
Мессия-Богочеловек, отвергнутый и казнённый бывшим Своим Народом, но Воскресший, передал Миссию и задание богоизбранности новому Народу Божию, составившему Церковь, спасающую от мiрового зла, и оградил её удерживающей зло Империей. В течение многих веков Империя и Церковь в симфонии выполняли свою великую Миссию удержания Зла в непрерывной Мiровой войне, преемственно перемещаясь с запада на восток: из Рима ‒ в Константинополь и затем в Москву. Но Сатане удалось и среди части московитов посеять небрежение к своей Миссии, а в среде атеистов еще и гордыню Победы над земным злом "без Бога, своею собственной рукой": с программой создания рукотворного "рая на земле" без религии, без частной собственности, без Отечества, то есть без национальных и государственных границ ‒ как один сплошной всемiрный Трудовой Муравейник по образу на этот раз успешной Вавилонской башни, свергающей Бога с Небес.
Из-за накопившихся в ней грехов Вселенская Империя Третьего Рима, удерживающая зло, была разрушена в 1917 году упомянутым объединённым всемiрным легионом Сатаны, и на её руинах была сооружена обещанная Сатаной Вавилонская башня: Союз Сатанинских Самопровозглашённых Республик (сокращённо СССР) для программного уничтожения религии, частной собственности, Отечества, национальных и государственных границ ‒ так был успешно создан один сплошной Трудовой Муравейник. Непригодные для этого десятки миллионов завоеванных жителей были уничтожены в Русском холокосте, который стал Репетицией Апокалипсиса.
Кроме того, эта первая в мiре сатанинская антиимперия понимала, что она противоречит Божественным законам бытия, которые поэтому представляют собой главную опасность для неё. И в СССР началось уничтожение не только Церкви, но и памяти об исторической России с её оклеветанием и фальсификацией истории.
Сатана, он же Клеветник-Диавол, названный ещё и "отцом лжи" (Ин. 8:44), развернулся во всю мощь в этой своей ипостаси. На радостях, что удерживающая зло Империя разрушена, он вознамерился переделать под себя и под свою империю СССР также и всю мiровую историю. То есть произвести онтологическую операцию по изменению основы бытия и ткани времени, заменив реальную историю своей виртуальной. И эта операция Сатане в значительной мере удалась на 1/6 части земной суши, оградившей своих рабов от остального мiра Железным занавесом.
Нужно сказать, что в извращении истории Третьего Рима и его сокрушении помогла и западная историография, где "Тайна Беззакония" ранее пустила глубокие корни в цепи таких эпохальных революций, как "Возрождение" (языческого мiровоззрения), Реформация (христианства иудаизмом с рождением материалистического капитализма), "Просвещение" (светом Люцифера), масонство (уния иудаизма с протестантизмом), организовавшее антимонархические революции (т.н. "буржуазные"), давшие равноправие сатанинскому легиону и его "Тайне Беззакония". Эта часть переродившегося христианского мiра приложила огромные усилия для сокрушения Третьего Рима объединёнными силами "Тайны Беззакония".
Всё это напоминание смысла земной Истории необходимо для понимания значения Белого движения в этой Истории. Это было сопротивление "Тайне Беззакония" на её различных этапах. В Смутное время XVI века на Руси оно называлось "Черная Сотня", спасшая страну от внешних оккупантов. Во Французской антихристианской революции конца XVIII века оно отождествлялось с крестьянским монархическим сопротивлением Вандеи, которое имело белый цвет в своей символике. Советская энциклопедия верно разъясняет: «Происхождение термина "белогвардейщина" связано с символикой белого цвета как цвета сторонников "законного" правопорядка, в противоположность красному – цвету восставшего народа, революции. Во время Великой Французской революции под знаменами с изображениями белых лилий (эмблема монархии) выступало контрреволюционное дворянство». Белым воинам это определение понравилось, поскольку к тому же белый цвет традиционно символизирует в русском языке чистоту, целомудрие, благородство, свободу от порабощения (отсюда происходит "Белая Русь"), царственность ("белый Царь").
На первом этапе наше Белое движение ХХ века было не безгрешным: в своих политических ошибках, в своем доверии к западным "союзникам" царской России, требовавшим верности "демократии", но предавшим белых, в разношерстных составах белых правительств... Но в сущности это был наиболее патриотический и монархический остаток Русской Императорской армии, продолжавшей уже без Императора оборонительную Великую войну, начатую "Тайной Беззакония" против Третьего Рима в 1914 году.
В ноябре 1918 года эта первая Мiровая война закончилась только в Европе (что было названо там "перемирием"), но на территории Третьего Рима те же её участники ‒ Германия (большевики были её ставленниками-пораженцами с самого начала войны), Великобритания, Франция, США (все они решили закулисно поддержать большевиков, а мифической "интервенции 14 государств" против советской власти не было!) ‒ они продолжали войну против Русской (Белой) армии, постепенно мудревшей и на Дальнем Востоке открыто восстановившей должную монархическую идеологию. "Тайна Беззакония" завершила эту Великую войну к осени 1922 года завоеванием России. Вот в каком историософском масштабе следует рассматривать значение Белого движения в этой войне, которой противники Русской армии присвоили ложное маскировочное название "Гражданской войны".
Из этого ясно, почему именно русское Белое движение ХХ века (уже в таком лукавом названии этой войны) оказалось в СССР наиболее оболганным служителями "отца лжи". И остаётся таковым до сих пор даже в школьных учебниках и в официальной историографии Олигархата РФ (достаточно напомнить о пентаграммах Троцкого над священным Кремлём и в российской армии, о празднике захвата власти богоборцами 7 ноября, об их памятниках и именах в топонимике, сохраняемых по всей стране).

Знаменитая армия будённовцев
Кого в т.н. "гражданской войне" следует называть карателями
Поводом для написания этих необходимых разъяснений стало высказывание одного литератора на совсем не просоветской литературной видеоконференции вчера, 21 декабря 2025 года, где прозвучали слова о "красных будённовцах и белых карателях". Контекста не запомнил и может быть чего-то недопонял, но эти слова меня покоробили независимо от контекста, так как это расхожая лексика совпатриотов независимо от данного случая. Кого в той т.н. "гражданской войне" следует называть карателями?
Красная армия большевиков была не народной, а поначалу платной (согласно БСЭ – с участием около 300 тысяч интернациональных войск, выполнявших именно карательные функции против тысяч народных восстаний по всей стране, преимущественно крестьянских: иностранным наёмным карателям не было жалко чужого им русского населения). Затем Троцкий приступил к принудительной карательной мобилизации в регулярную "Рабоче-Крестьянскую Красную армию": заложничеством семей военнослужащих в городах, в селах – децимациями (расстрелами каждого десятого из уклоняющихся от призыва), голодом (мобилизованным в армию давали еду, конфисованную у крестьян, которых эта армия и терроризировала).
Такими карательными методами была сформирована РККА. Так удалось «заставить строить коммунизм тех, кто является его противником», – объяснил Ленин эффективный метод Троцкого (Троцкий Л. "Сталин". Бенсон, Вермонт. 1985. Т. II. С. 81). К каждому военспецу был приставлен комиссар, без одобрения которого приказы командира не выполнялись. Комиссар имел право арестовать командира. За сдачу белым Казани были расстреляны и командир, и комиссар 5-й армии...
Главнокомандующий И.И. Вацетис (он же командир Латышской дивизии) писал Ленину: «Дисциплина в Красной армии основана на жестких наказаниях, в особенности на расстрелах... Безпощадными наказаниями и расстрелами мы навели террор на всех, на красноармейцев, на командиров, на комиссаров... смертная казнь... на фронтах практикуется настолько часто и по всевозможным поводам и случаям, что наша дисциплина в Красной армии может быть названа, в полном смысле этого слова, кровавой дисциплиной» ("Память". Париж, 1979. Вып. 2).
И сама РККА даже в своих наиболее хвалёных частях получилась именно карательная. Например, знаменитые будённовцы отличились массовыми грабежами, насилиями, погромами ‒ см.: https://vk.com/wall179024826_53507.
Моим сибирским предкам довелось это испытать на себе в уездном городке Кузнецк (ныне Новокузнецк). Триумфальное шествие советской власти в нём началось в декабре 1919 года с захвата города красными партизанами, уничтожившими треть населения (в том числе моего прадеда-священника). Позже эти палачи в СССР чествовались как герои, на месте кладбища захороненных жителей устроили парк с аттракционами, агитплощадкой и кафе. Сравним это с белыми "карателями" в той же губернии: моего деда, колчаковского белого офицера, командира "карательного отряда", подавлявшего красное восстание в Кольчугине (ныне Ленинск-Кузнецкий) чекисты расстреляли в 1920 году на основании чьего-то свидетельства, что он приказал расстрелять одного (!!!) красноармейца (ясно, что не просто так, а за какое-то преступление). Когда уже в XXI веке городской Краеведческий музей попытался получить материалы этого дела (для устроенной большой экспозиции нашей семьи), в предоставлении документов было отказано и в Управлении ФСБ и в суде ‒ на том основании, что "каратель реабилитации не подлежит".
На личных биографических фактах нельзя строить объективную историю страны, ‒ возразил мне на это другой участник видеоконференции. Однако опубликованных свидетельств о зверствах красных карателей множество, они были узаконены властью созданием ВЧК с неограниченными безсудными полномочиями, Декретом о красном терроре и многими другими документами, в том числе антицерковными. Ни одна Белая армия подобных документов о терроре не выдавала и наказывала за самоуправство. Причём часто в советских публикациях (фигурирующих и в наше время) сфотографированные зверства красных выдавались за "жертвы белого террора"...
Не буду загромождать эту статью другими примерами, но советую этому литератору и всем другим обвинителям "белых карателей" прочесть предлагаемые ниже материалы с моего сайта Издательства "Русская идея":
Елена Чавчавадзе. «Зверства колчаковщины»: о советских фальсификациях
Вячеслав Тогулев. Зверства красных в городе Кузнецк
Дмитрий Соколов. Несущие ужас. (Рецензия на книгу: Тепляков А.Г. Красные партизаны на востоке России. 1918-1922: девиации, анархия и террор)
Дмитрий Соколов. «Белый» террор в Крыму: конструкция мифа
Л. Сазанакова. Свидетельства о подвигах детского писателя Аркадия Гайдара, командира батальона особого назначения
Трагедия Трёхречья ‒ русской автономии в Китае
М.В. Назаров. Понятие "гражданской войны" нуждается в уточнении
М.В. Назаров. Как террором удалось «заставить строить коммунизм тех, кто является его противником»
М.В. Назаров. Понять сущность Белого движения можно только в историософском масштабе
М.В. Назаров. Для чего была создана Красная армия и нужна ли нам премственность от нее
Антон Посадский. Крупнейшие крестьянские восстания в годы оккупации России большевиками
Памяти Ижевско-Воткинского восстания. Латышские стрелки против русских рабочих
М.В. Назаров. Еще о "всенародной поддержке" советской власти
В.И. Ленин. О поражении своего правительства в империалистской войне. С комментарием М.В.Назарова
Виталий Даренский. Ленин — создатель системы концлагерей в России
Олег Смирнов. Китайские штыки российской революции.
Н.А. Нефедов. Красные латышские стрелки
М.В. Назаров. К 100-летию мифической "кровавой интервенции" США против Советской республики
М.В. Назаров
22.12.2025 г.
