
Мне ничего не остаётся, кроме как бороться за Байкал.
Валентин Распутин
Антигосударственная дума приняла антигосударственный закон - разрешающий сплошные рубки на Байкале. Несколько лет длились трения на эту тему, и, вот, в третьем чтении преступление одобрено. Против выступил лишь 71 депутат, а 323 подмахнули дружный одобрямс.
Прежде «славное море» защищали наши именитые писатели. Не исключая, между прочим, и Шолохова, который ещё в 1959 году едва ли не первым встал на защиту озера. И позже в выступлении на XXIII съезде КПСС в 1966 году Михаил Александрович говорил: «Надо принять все необходимые меры, чтобы спасти Байкал». О судьбе Байкала писали такие разные авторы, как Л. Леонов, А. Солженицын, Л. Бородин, Б. Можаев... Целый цикл статей в защиту озера-моря написан был его стойким защитником Валентином Распутиным.
Нет Распутина. Нет Бородина. Нет Солженицына. Даже Шолохова нет. Выходит некому уже и слова сказать?
Против законопроекта выступили три из пяти научных советов РАН, Лимнологический институт Сибирского отделения РАН, шаманы и в целом буддистская община, Русская старообрядческая церковь... Не знаю, как кого, и да не полетят в меня каменья, но в этом месте у меня возникает вопрос. Старообрядческая церковь против... А официальная? За, что ли? Почему сохранность уникального во всем мире озера, огромного резервуара пресной воды, всего уникального экологического пространства важна только староверам и буддистам?
В думе прозвучали лишь несколько голосов в защиту Байкала. Депутат Анатолий Грешневиков («Справедливая Россия») заявил: «Я еще со школьной скамьи знаю, что леса — это мощный регулятор гидрологического состояния водных ресурсов, это собиратель грунтовых вод, они хранят воду и в лесах, и в почвах. Поэтому рубки — это путь к обмелению рек и озер». (323 его коллеги, видимо, в школе не учились...) Грешевников напомнил о пункте в законопроекте, требующем заключения государственной экологической экспертизы. Парламентарий заявил, что национальный проект оздоровления Волги был «провален», в том числе не сданы были шесть очистных сооружений, которые прошли государственную экологическую экспертизу, а также государственную строительную экспертизу: «Там что, непрофессионалы? Или мошенники? Почему по Волге мы им не доверяем, а по Байкалу доверяем?» Грешневиков напомнил, что уже существующие противопожарные разрывы были незаконно застроены гостиницами, их до сих пор не снесли, и выразил опасения, что после принятия закона все эти объекты будут узаконены. «Почему вы все притихли? А вы слышите, как плачет Байкал? Вот он не хочет, чтобы к нему пришли лесорубы с топорами», — заключил депутат.
Робкие сомнения выразил и представитель правящей партии. Депутат Николай Будуев предложил поправку, которой устанавливается обязательство разработать стратегию устойчивого развития Байкальской природной территории и создать «дорожную карту» ее реализации. Но... глава комитета по экологии Дмитрий Кобылкин сразу «отшил» коллегу, заявив, что предложение выходит за рамки концепции законопроекта и у правительства сейчас достаточно полномочий для разработки такой концепции самостоятельно.
Я понимаю, что кто-то получит преизрядный барыш с уничтожения жемчужины русской и мировой природы. Я подозреваю, что кто-то из высокопоставленных уже его получил. Но 323 голосованца? Большинство из которых по крови русские? Почему им до такой степени не жалко ни природы русской, ни людей русских, ни вообще России?
Валентин Григорьевич Распутин! Леонид Иванович Бородин! Александр Исаевич Солженицын! Где вы? Неужели и вправду так оскудела земля русская, что некому грудью стать за священный Байкал?
И где искать защиты национальному достоянию нашему? У заграничных экологов? Так война, в иноагенты запишут. А, вот, 323 голосованца - они-то кто?
«Слышите, как плачет Байкал?» - спросил Грешневиков. Я слышу. И плачу вместе с ним. И уверена, каждый русский слышит и плачет. Вот, только... много ли осталось - настоящих русских? Судя по пока весьма скудному списку протестующих против законопроекта о погублении Байкала и минимальном общественном резонансе - россиянство понад усе. И не надо лукаво переводить стрелки на войну. Ни преступление над Байкалом, ни реанимация плана переброски рек, ни кратное сокращение охраняемых территорий при исторических объектах к победе и подвигу наших героев отношения не имеют, кровью их не покроются, и победой не исправятся.
Наследие Империи |