Подразделения вооруженных сил Украины специально выстраиваются в такие порядки, чтобы у противоположной стороны не оставалось сомнений в их наступательных намерениях. Кажется, еще чуть-чуть — и у защитников Донбасса не останется иного выбора, как послать «Минск-2» вместе с «Минском-1» куда подальше, и открыть огонь по врагу в соответствии со всеми правилами войны.
Но армии ДНР и ЛНР на провокации не поддаются. По этой причине, а также из-за того, что открытые атаки с выходом из окопов во весь рост грозят многочисленными потерями, командование ВСУ по сей день придерживается тактики огневых налетов и попыток «отжимания» территорий, к которым прикрепилось название «серых зон».
В то же время вероятность крупного наступления со стороны украинских войск полностью сбрасывать со счетов не следует. Если судить по концентрации и маневрированию различных подразделений ВСУ, то их активность может ожидаться на трех направлениях: Горловском, Донецком и Мариупольском. Сейчас к этим участкам фронта по приказу украинского командования, кроме боеприпасов и прочего военного снаряжения, усиленно подвозят и горюче-смазочные материалы.
Огневые бои 26 и 27 марта не прекращались по всей линии фронта от Горловки до Докучаевска. Украинские военные таким способом проводили пристрелку позиций противостоящей стороны и разведку расположения огневых точек армии ДНР. Наряду с этим под Ясиноватой не прекращались и попытки прорыва линии обороны города.
В Горловке весь день 26 марта было жарко. Украинские войска снова обстреляли поселок Зайцево. Сильные перестрелки вспыхивали и в направлении поселка Майорск. Огневые бои на всех подступах к Горловке не утихали и с наступлением темноты. Зайцево продолжало грохотать и в 21 час 30 минут, а с 22 часов заметно оживился северо-запад не знающего покоя города.
Под Донецком 26 марта основные события разворачивались на пространстве между поселком Пески и руинами аэропорта, где и накануне, 25 марта, огонь велся из всех видов оружия, за исключением разве что тяжелой артиллерии. Но это не помешало штабу «АТО» утром 27 марта пожаловаться всему остальному миру, будто бы «бандиты» впервые за долгое время применили артиллерийские орудия калибра 122 миллиметра.
По сообщению украинского штаба, только за сутки 26 марта «бандитские группировки» открывали массированный огонь в районах населенных пунктов Луганское, Новгородское, Майорск, Зайцево, Ленинское, Пески, Опытное, Широкино, Ново-Троицкое, Марьинка.
С учетом того, что для правильного ориентирования в обстановке все сводки украинской стороны надо воспринимать с точностью наоборот, не трудно воспроизвести географию мест, где украинские военные на протяжении всей минувшей субботы пробовали нащупать слабину в линии фронта армии ДНР, но получили должный отпор.
Украинская «карательная экспедиция», брошенная против Донбасса, не унималась и в воскресенье, 27 марта. Уже рано утром снова начался бой за Ясиноватскую развилку. Верное своей тактике долбить в одну точку и не слишком напрягать мозги военными хитростями, командование ВСУ опять продемонстрировало упрямый интерес к точке схождения трех главных городов Донецкой агломерации: столице ДНР, Макеевки и Ясиноватой.
Такими же не слишком замысловатыми, но симптоматичными, были действия украинской стороны на Западном направлении — под Марьинкой, и на Южном фланге фронта — у поселка Гранитное. И на западе, и на юге не только разведка армии ДНР, но и местные жители обнаружили подтягивание к линии противостояния реактивных систем залпового огня «Ураган».
Также над участком фронта рядом с поселком Гранитное, 14 часов 27 марта с украинской стороны появился беспилотный летательный аппарат. Подразделения армии ДНР открыли по беспилотнику огонь, но он, пролетев вдоль линии противостояния около километра, все же скрылся из вида.
Командование ВСУ увеличивает огневую мощь и своей Мариупольской группировки. К вечеру 27 марта в Мариуполь подошла колонна из пяти тягачей, притащивших на буксире столько же гаубиц Д-30 калибра 122 миллиметра. Снятые с армейских складов гаубицы в исправное состояние были приведены в небольшом городке Пологи, находящемся в восточной части Запорожской области. В Пологах на базе предприятия по ремонту сельскохозяйственной техники украинское военное командование организовало технический центр по расконсервированию и ремонту боевой техники и вооружений, остававшихся долгое время в резерве.
К удивлению жителей села Александровка Марьинского района (юго-западные подступы к Донецку), ночь с 26 на 27 марта в округе их населенного пункта прошла сравнительно тихо. Сельчане шутят, что они все-таки дождались «компенсации» за всю прошедшую неделю, когда украинские военные не упустили ни одной ночи, чтобы не пострелять по селу и по соседнему Петровскому району столицы ДНР из всего, что у них есть под рукой. Каждую ночь на неделе, кроме пальбы из тяжелых 120-миллиметровых минометов, жители Александровки явно слышали и залпы из орудий крупных калибров. «А послушаешь утром киевское радио, — сообщил один из старожилов села, — так плеваться хочется: украинские войска вроде бы сидят тихо, как мыши или ягнята, а «террористы» только и знают, что им спать не дают».
Потери украинских военных в боях за промышленную зону города Авдеевки за последние два дня составили пять человек «200-х» и два — «300-х».
Весь воскресный вечер 27 марта со стороны Авдеевки не прекращался и обстрел участка автотрассы «Ясиноватая — Горловка».
Новые, прежде не фигурировавшие в ближних тылах, подразделения украинской армии замечены и на Луганском фронте. Около речки Деркул, отделяющей оккупированную украинскими войсками часть бывшей Луганской области от Ростовской области Российской Федерации, появились два танковых взвода ВСУ.
Всего танков в этих подразделениях — восемь. Боевые машины рассредоточены в лесистой местности и в целях маскировки забросаны срубленными веками деревьев и лесным валежником. В техническом отношении эти два взвода танков представляют собой довольно разношерстное собрание. Самые новые из восьми бронированных машин — два танка модели Т-72. Пять танков относятся к самой многочисленной марке машин в танковых войсках Украины — Т-64. И, наконец, среди этой техники затесался и один танк Т-55, выпущенный, что видно уже по его маркировке, еще в 50-х годах прошлого века.
Местность около пограничной реки Деркул до последнего времени не сильно засвечивалась в боевых сводках. Но туда танковые подразделения украинское командование могло прислать для того, чтобы отвлечь внимание сил армии ЛНР и, если удастся, затруднить взаимодействие Луганской Народной Милиции с армией Донецкой Народной Республики.
А вообще, видно, что киевская власть, лишь бы продолжать войну против Донбасса да еще считать себя в состоянии войны с Россией, готова заниматься всем, что для этого сгодится, в том числе, и собирать на армейских складах военный металлом.
Игорь СЫЧЕВ