Анализируя создавшееся положение в электроэнергетике, большинство экспертов высказывают негативное мнение об изначальных целях и задачах реформирования. Они считают, что форсированное внедрение рыночных механизмов для повышения прибыльности компаний и привлечение инвестиций любой ценой были принципиально неверным целеполаганием для реформ естественной монополии. С учетом российских условий (климат, расстояния) при преобладании среди базовых налогоплательщиков энергоемких отраслей основной целью реформ российской электроэнергетики должно быть полное удовлетворение спроса отечественных потребителей на электрическую и тепловую энергию при минимизации их издержек по оплате энергии. Цель, направленная на поддержку конкурентоспособности национальной экономики, предопределяет необходимость оперативного принятия комплекса противозатратных мер не только в электроэнергетике.
7.1. Введение нормирования прибыли для поставщиков энергии, топлива, материальных и финансовых ресурсов, а также исполнителей работ и услуг, необходимых для функционирования электроэнергетики. Данное предложение не является чем-то уникальным, предлагаемым для экспериментального внедрения в России. Это сложившаяся многолетняя практика всех развитых стран и 34 государств Организации экономического содействия развитию, в которых на внутреннем рынке продается по свободным ценам только инновационная продукция.
При этом соблюдение нормы рентабельности в ОЭСР и других странах обеспечивается законодательным решением о кратном увеличении налога на сверхприбыль, который по разным видам бизнеса составляет от 50 до 70%. Конечно, данные принципы требуют отмены налога на прибыль для инвестиционных затрат на реконструкцию, использующую высокоэффективные технологии и оборудование. Решение Госдумы РФ от 19 мая 2015 года «Об ограничении торговых расценок» вселяет надежду, что данная проблема будет решена.
7.2. Внедрение системы детального нормирования затрат во всех видах энергетического бизнеса. Мы несем большие потери и отстаем по этому виду деятельности лет на тридцать от развитых стран. Нормирование стало сегодня общепринятым действенным инструментом управления трудозатратами и производительностью труда, условием составления точных смет, инструментом борьбы с коррупцией и в конечном итоге получения конкурентных преимуществ национальной экономикой.
Для такого подхода сегодня есть объективные причины: кратно сократился цикл выхода на рынок новых технологий, материалов, средств механизации, оборудования, средств автоматизации, робототехники и диагностики, систем связи и программных продуктов по оптимизации эксплуатации и техническому обслуживанию и инвестиционной деятельности.
Эффективность нормирования в США привела к новому понятию эффективности – «освоение опыта», по которому, например, планируют перспективное снижение удельной стоимости ввода новых энергомощностей. За короткий период с 2008 по 2014 год нормирование работ помогло снизить удельную стоимость в солнечной и атомной энергетике на 25÷30% (!). В КНР нормированием работ занимается более 700 тыс. человек. Нормирование является престижной профессией, имеет разрядную квалификацию по видам, сложности и объемам работ. Без предварительного нормирования в Китае не проводится ни один тендер, не рассматривается стоимость ни одного проекта.
Использование данного опыта зарубежных стран для снижения затрат при строительстве в российской электроэнергетике очевидно.
Не менее важным противозатратным направлением является нормирование оплаты труда всех работников – от топ-менеджеров до рядовых сотрудников в сочетании с нормированием численности персонала по видам деятельности.
Общепринятым для энергетики является нормирование затрат в составе себестоимости как для ремонта оборудования, так и для эксплуатационных нужд. При этом стоимость работ расписывается по годам в зависимости от вида регламентного ремонта энергоагрегатов за жизненный цикл.
Это позволяет скрыть огромные резервы не только для снижения себестоимости, но и для повышения надежности оборудования.
7.3. Снятие всех ограничений на структурную и технологическую оптимизацию региональных энергокомплексов и холдинговых энергокомпаний, позволяющую за счет слияний и поглощений уменьшить трансакционные издержки и получить системный эффект масштаба.
Это классическая антикризисная мера прежде всего касается объединения электросетевого и энергосбытового бизнеса, восстановления вертикальной интеграции по напряжению в электрических сетях регионов, создание совместных инфраструктурных компаний электроэнергетики и муниципальных предприятий, а также совместных энерготопливных компаний. Для этих же целей Минэнерго РФ лоббирует создание единых электроснабжающих и теплоснабжающих организаций в субъектах РФ на базе крупнейших сетевых компаний с прекращением выдачи ТСО несогласованных технических условий на подключение потребителей.
7.4. Высокий профессионализм и талант руководителей. Они необходимы для внедрения предлагаемых мер и новых прорывных технологических решений. Сегодня трудность проведения эффективной кадровой политики в отрасли и, соответственно, успех перехода на противозатратный цикл развития связан с присущей ей коррумпированностью как частью российской экономики. Это касается всех видов энергетического бизнеса без исключения и проявляется в скандальных корпоративных разоблачениях вплоть до жесткой критики топ-менеджеров энергокомпаний со стороны президента страны В.В. Путина.
Разрушительным для кадровой политики оказался подготовительный период реформирования, когда были заменены все профессионалы в правлении ОАО РАО «ЕЭС России» и большинстве компаний на местах. Финансовые потери в результате прихода новой команды «управленцев» достойны Книги рекордов Гиннесса. Профессор В.В. Платонов, анализируя официальную отчетность за период 1998–2005 годов, выявил, что 39,5 млрд долларов (!) не дошли до производственных нужд, что позволило бы финансировать все инвестиционные программы без проведения реформ. Это прямой результат «эффективной» политики топ-менеджеров по «погашению» задолженности, «оплате услуг» по инвентаризации и переоценке собственности, завышенной стоимости «консультаций» компаний – разработчиков реформ, проведению «эффективных» закупок, а также знаменитых «откатов» в подрядной деятельности» и т.п.
Принятая во время реформ запредельная система оплаты «труда» руководителей холдинга, стимулирование их «золотыми парашютами» не за надежность или эффективность, а за выполнение графика разрушительных реформ характеризует моральные принципы «реформаторов». Естественным итогом таких новаций явился полный отрыв руководителей от коллективов, нужд потребителей и общегосударственных задач подъема экономики. Надо четко понимать, что в течение десяти лет – с 1998 по 2008 год – отрасль методично подрывали по плану реформ и за счет средств российских потребителей.
Создавшееся положение поставило топ-менеджеров вне своих коллективов и вне профессиональной оценки, чему изначально способствует и полная непрозрачность кадровых назначений. Азбучная истина эффективного управления коллективами, особенно в ответственных и технологически сложных производствах, – совпадение формального и неформального лидера. Сегодня данный принцип практически не соблюдается.
К сожалению, и общепризнанный в мире принцип карьерного роста – наличие положительного опыта аналогичной предыдущей работы – также перестал быть обязательным условием для назначения.
Электроэнергетика всегда нужна стабильно работающая, но в кризис как никогда остро необходима низкорентабельная естественная монополия. Нужна противозатратная перестройка сложившихся взглядов на то, что необходимо и что минимально достаточно. Чем раньше мы перейдем от системы бонусов за прибыльность к системе «внутренней мотивации» первых руководителей «за экономную надежность», тем быстрее получим значимый противозатратный эффект.
Но для этого нужна высокая цель, профессиональная компетентность и автономность в разработке и реализации принимаемых решений, что, где, когда и с кем делать. Сегодня это почти полностью отсутствует.
Профессор В. В. Кудрявый. Системное разрушение системы. 6. Выводы. Что? Где? Почему? |